Итоговое сочинение и готовые эссе по текстам ЕГЭПолезные статьиТворчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля

 

Творчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 07.09.2020

Сергей Есенин (1865 – 1925) – великий русский поэт, чьи произведения полны безраздельной любви к России со всеми ее достоинствами и недостатками. Есенина зачастую называют «крестьянским поэтом», «тонким лириком» и «мастером пейзажа», однако его творчество настолько многогранно, что этих эпитетов недостаточно для полной характеристики  творца. Чтобы разобраться в творчестве Есенина, необходимо тщательно проанализировать темы и мотивы произведений, а также особенности уникального стиля поэта.

История успеха

Сергей Александрович Есенин появился на свет 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Родителями будущего поэта были простые крестьяне, которые были вынуждены следовать царившим в их среде обычаям. Так, например, юных девушек было принято выдавать замуж помимо их воли, за того человека, которого ей присмотрели родители. В большинстве случаев такие браки распадались. Не стала исключением и семья Есениных.

Мать будущего поэта, Татьяна Федоровна, без любви вышла замуж за Александра Никитича Есенина, и родила в браке троих детей: старшего Сергея, Екатерину и Александру. Почти сразу после свадьбы Александр Никитич вернулся в Москву, где работал в мясницкой лавке, а мать приехала к своим родителям. Денег молодой семье катастрофически не хватало, и Татьяна Федоровна была вынуждена бросить маленького сына на попечение дедушки и бабушки, и отправиться на заработки в Рязань.

Дед Сергея, Федор Андреевич Титов, был знатоком церковных книг, а бабушка, Наталья Евтихиевна, в большом количестве знала занимательные народные сказки, песни, прибаутки. Мальчик рос очень смышленым, и в пять лет уже научился читать, а в восьмилетнем возрасте попытался написать первые стихи.

В 1904 году Сергей был принят в Константиновское земское училище, которое спустя пять лет окончил с отличием.  Юноша решил продолжить обучение, и поступил в церковно-приходскую второклассную учительскую школу. Сергей очень скучал по своей семье, но мог видеть близких лишь во время каникул. Именно к этому периоду времени относятся его первые стихи: «Зима», «Осень», «Наступление весны». Все они были написаны примерно в 1910 году. Спустя два года закончив школу дипломированным специалистом «учитель грамоты», Есенин решил начать новую жизнь в Москве.

Оказавшись в  столице без средств к существованию, молодой Есенин был вынужден устроиться на работу в мясную лавку – туда же, где работал его отец. Однако подобная работа не была предметом мечтаний творческого юноши. Поссорившись с отцом, он пошел работать в типографию И. Д. Сытина. Это решение оказалось судьбоносным для будущего поэта, поскольку именно там он познакомился со своей первой гражданской супругой. Анна Изрядова оказала большую поддержку Есенину тем, что ввела его в столичный литературно-музыкальный кружок.

Сергей Есенин очень хотел получить полноценное высшее образование. В 1913 году он поступил в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет. Однако вскоре он забросил учебу, и полностью посвятил себя написанию стихотворений. Спустя время в журнале «Мирок» впервые было опубликовано его стихотворение «Береза», а еще спустя несколько месяцев произведения молодого поэта стала печатать большевистская газета «Путь правды».

Большое значение в судьбе поэта сыграл 1915 года. Именно тогда он познакомился с Н. Гумилевым, С. Городецким, А. Блоком. Осенью того же года свет увидела его «Молитва матери»,  посвященная Первой Мировой войне. Так литературное сообщество осознало – матушка-Россия подарила настоящий самородок, способный тонко чувствовать и переживать.

Сергей Есенин оказался в числе призывников, но среди его друзей оказались влиятельные люди, которые хотели уберечь талантливого поэта от жестокой мясорубки. Так, благодаря их протекции Есенин был определен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. И даже там Есенин не переставал писать. Позже в журнале «Женская жизнь» была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут».


Жизнь Есенина в Москве буквально «била ключом». Пребывая в плену юношеского максимализма, он писал свои произведения в духе революционных настроений и под девизом борьбы за русскую правду. К таким произведениям относятся его небольшие по объему поэмы «Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик». Все они пронизаны стойким ощущением грядущих перемен, которое было близко очень многим передовым людям того времени. Однако подобные свободолюбивые порывы привлекали внимание не только интеллигенции, но и жандармерии, которая стала появляться на выступлениях поэта.

Большое влияние на судьбу Есенина оказало его знакомство с Анатолием Мариенгофом, и попытка писать в духе новейших модернистских течений. Так был сформирован своеобразный есенинский имажинизм, который наиболее ярко представлен в произведении «Ключи Марии», 1919. Впрочем, чрезмерная эпатажность простого деревенского парня быстро прискучила публике, и Есенин поспешил на поиски новых решений.

Так год спустя появился новый литературный образ – пьяницы, скандалиста, дебошира, но при этом тонко чувствующего человека с большим сердцем. «Исповедь хулигана» была восторженно принята читателями, и Есенин понял, что выбрал верное направление в своем творчестве. Он принялся оттачивать свой новый имидж, в основу которого легли бурные романы, скандальное поведение в общественных местах, гонение на действующую власть. Результат подобного бесконтрольного поведения был предрешен – убийство, ловко замаскированное под самоубийство, которое произошло 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник – «Радуница» - был напечатан в 1916 году. В нем очень четко прослеживалось отношение поэта к своей земле, родине. Критики оценили этот сборник следующим образом: «…на всем его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поет свои звонкие песни легко, просто, как поет жаворонок…».  Центральным образом стала крестьянская душа – простая и бесхитростная, но при этом щедро одаренная «радужным светом». Здесь также присутствует имажинизм, однако он является лишь рабочим инструментом для поиска лиризма и принципиально новых поэтических форм.  Так Есенин стал основоположником нового литературного стиля.

После удачного начала один за другим последовали следующие сборники: «Голубень» (1920 г.), «Москва кабацкая» (1924 г.), «Любовь хулигана» (1924 г.), «Персидские мотивы» (1925 г.), «Стихи скандалиста» (1926 г.). Каждый сборник отличался самобытностью, и бы не похож на предыдущий ни настроением, ни темой, ни мотивами. Но при этом все они весьма гармоничны и составляют единую концепцию творчества Есенина. В центре внимания поэта всегда была открытая русская душа, которая могла меняться в зависимости от перемены мест и времени. Поначалу она – чистая и непорочная, тесно связанная с природой, затем – хмельная, безнравственная, испорченная городом, и уже в финале – одинокая, глубоко разочарованная.

Художественный мир

Мир Сергея Есенина удивительно многогранен, и состоит из большого количества понятий, тесно связанных между собой: счастья, любви, природы, дружбы, отечества. Чтобы в полной мере ощутить и понять художественный мир поэта, следует проанализировать лирическое наполнение его произведений.


Основные темы

  • Счастье (сущность самого счастья, его поиск и утрата). В 1918 году было опубликовано стихотворение «Вот оно глупое счастье», в котором Есенин вспоминает о своем безмятежном детстве, когда особенно остро чувствовалось приближение счастья. Оно представлялось автору чем-то далеким, почти несбыточным, но вместе с тем до боли близким и понятным. Есенин с ностальгией вспоминает те давно минувшие дни, когда жил в своей родной деревушке и не ведал серьезных проблем: «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек». Однако образ счастья для поэта олицетворяется не только с родным краем, но и с любовью. Особенно явно это чувствуется в  стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», в котором поэт признается в любви к прекрасной молодой девушке, которая подарила ему чувство гармонии.
  • Женщины (страсть, любовь, разлука, очарование музой, пресыщение). Есенин всю свою недолгую жизнь пользовался большой популярностью у женщин, однако это не мешало ему писать о тяжести неизбежных расставаний, горечи измен, безнадежности безответного чувства. Чтобы познакомиться с достаточно трагичной любовной лирикой поэта, достаточно прочесть сборник «Москва кабацкая», в котором почти каждое произведение о любви – это щемящий душу крик человека, который остро нуждается в искренних чувствах, а не в подобии любви и страсти. По этой причине  в отечественной литературе даже появился термин – «есенинская любовь», которая прямо говорит о сильной душевной боли и переживаниях, связанных с любовью, нежели с ощущением полета, гармонии и счастья.
  • Родина (исторический путь Отчизны, искренняя преданность и восхищение родиной). Для Сергея Есенина лучшим воплощением любви, ее самым чистым, ничем не замутненным вариантом, является любовь к родине. Так, в произведении «Русь» он так трогательно и открыто признается в своих чувствах к родине, будто делает признание конкретной женщине.
  • Природа (описание времен года, ощущение красоты каждого мига). В стихотворении «Белая береза…» поэт детально и с большой нежностью описывает березку, непорочно белый цвет ее ствола, который ассоциируется с символичным значением смерти, неустойчивостью.
  • Деревня. Есенин, будучи крестьянским сыном, глубоко и нежно любил деревню, которая символизировала для него отчий дом. Так, в стихотворении «Село» олицетворением стабильности, благосостояния является изба. Но при этом автор подчеркивает разницу между «сытым миром», который присущ лишь верхушке общества, и затхлыми, бедными избами крестьян – пропасть между ними просто огромна.
  • Революция, война, новая власть. Пожалуй, лучшей работой Есенина на эту тему является поэма «Анна Снегина», в которой описываются страшные события 1917 года. В этом произведении Есенин продемонстрировал авторское отношение к происходившим событиям, показал, насколько небезразлично ему все то, что происходило в стране.

Главные мотивы

В лирике Сергея Есенина ведущими являются мотивы страсти, раскаяния, саморазрушения и переживания за судьбу родины. В более поздних сборниках на смену чистым, возвышенным чувствам приходит пьяный угар, глубокое разочарование и тоска по несбывшимся надеждам. Подобная перемена в лирике является зеркальным отражением поведения самого Есенина, который быстро спивается, проявляет агрессию внутри семьи, теряя таким образом близких людей. В этот период в его творчестве все чаще воспевается красота духовной и физической деградации. Любовь, которая раньше воспевалась Есениным почти в каждом произведении, отныне приобретает форму тоски, страдания, глухого отчаяния.

Жизнь поэта была не слишком продолжительной, однако удивительно яркой, насыщенной важными масштабными событиями. Есенин был прямым свидетелем смены идеалов в России, и это не могло не отразится на его творчестве. Ярким примером тому служит стихотворение «Возвращение на Родину», в котором есть следующая строчка: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Поэтический стиль Есенина отличается некоторой сумбурностью и хаотичностью, и далеко не всегда соответствует читательскому представлению о том, каким должно быть «стихотворное сложение». Но вместе с тем язык Есенина прост и понятен каждому.


Любимым стихотворным размером поэта были дольники – одна из самых древних форм поэзии, которая существовала еще до появления и развития силлабо-тонической системы стихосложения. Есенинская лексика по-настоящему уникальна, и щедро сдобрена архаизмами, просторечиями, диалектизмами, разговорными фрагментами речи и даже матом. При этом следует отметить, что столь любимые Есениным просторечия  - это, прежде всего, своеобразная дань своему простому происхождению, особенность художественного оформления стихотворений. При чтении и анализе произведений Есенина не стоит забывать о том, что он был простым крестьянским парнем, который все свое детство и юность провел в деревне, и искренне считал, что душой и сердцем всей России был диалект простого народа.

Образ Есенина в лирике

Сергею Есенину довелось жить и творить в очень непростое время, когда в российском государстве произошел мощнейший раскол. Революционные события 1905-1917 гг., Гражданская война оказали на поэта колоссальное влияние. Он не мог остаться в стороне от происходивших в стране событий, и все свои мысли, переживания, надежды отразил в своем творчестве.

Лирический образ Есенина – это собрание самых лучших качеств поэта, которые нашли свое отражение в стихотворениях. К примеру, искреннее восхищение вызывает его патриотизм в стихотворении «Поэт»:

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.

Для лирики Сергея Есенина весьма характерна и так называемая «любовная чистота», которая особенно заметна в цикле «Любовь хулигана». В нем лирический герой признается в своих светлых чувствах музам, раскрывает перед ними всю свою глубокую, многогранную душу.

Стоит отметить, что в своей лирике Есенин зачастую предстает эдаким нежным и робким поклонником, к которому любовь бывает зла и несправедлива. Лирический герой восхищается Женщиной, одаривает ее комплиментами, цветистыми эпитетами и восторженными репликами. При  этом он намеренно оскорбляет себя, и даже бахвалится хмельной удалью, сильной натурой и сломанной судьбой.

В унижении Есенин видел способ произвести впечатление сложного, никем не понятого и обманутого в лучших чувствах возлюбленного. Однако на деле именно он становился инициатором разрывов с женщинами, опускаясь до измен и избиений в хмельном угаре. Однако эти нелицеприятные моменты в лирике Есениным упускались, и речь шла лишь об обманутых надеждах и его разочаровании. Ярким примером тому служит его знаменитое «Письмо к женщине».

Есенин стремился идеализировать собственную личность, обогащал собственную биографию разного рода мистификациями. Он даже датировал свои зрелые работы более ранними сроками, чтобы создать иллюзию, будто он был с самого рождения феноменально одаренным поэтом.

Поначалу Сергей Есенин, как истинный мятежник и борец, с большим энтузиазмом принял идеи революции. Но со временем он глубоко разочаровался в новой России, в которой чувствовал себя чужеземцем. Положение крестьян в деревнях еще больше ухудшилось с приходом большевиков. Появилась жесткая цензура, и власть все чаще стала вмешиваться в искусство. По этой причине со временем в репликах лирического героя стали все более заметны желчные ноты и саркастические интонации.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

Особенность есенинской речи такова, что она представляет собой особую художественную композицию, насыщенную олицетворениями, метафорами, фразеологизмами, которую придают всему произведению неповторимый стиль.

Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» поэт использует следующее метафорическое высказывание:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

А в знаменитом произведении «Письмо к женщине» он выдал глубокую, развернутую метафору длиной с целое стихотворение. В нем Россия представляется судном, большевистская партия – рулевым, кабак – трюмом, а революционные настроения – качкой. При этом сам поэт отождествляет себя с загнанной лошадью, которую безжалостный седок все пришпоривает и подгоняет. Так в иносказательной форме поэт показал время, которое стремительно менялось, и требовало от него невозможного. Там же Есенин предрек себе и роль попутчика новой власти.


Есенинские эпитеты представляют особую художественную ценность: они уникальны, самобытны и позволяют очень точно представить то, что хотел донести автор. «Точеные печурки», «рыхлые драчены», «смешной дуралей» - все они являются прямым свидетельством того, насколько интересным, ни на что не похожим слогом обладал Сергей Есенин. В нем чувствуется живая народная речь, не обремененная какими-либо рамками и условностями. Также в своих произведениях Есенин с удовольствием использовал неологизмы, на пример, «златокарий омут».

Другие примеры средств выразительности Есенина можно поискать в анализе стихотворений «Собаке Качалова», «Разбуди меня завтра рано», «Письмо к матери», «Заметался пожар голубой», «Черный человек», «Анна Снегина», «Гой ты, Русь моя родная».

Особенности поэзии

Особенность поэзии Сергея Есенина заключается, прежде всего, в том, что она самым тесным образом связана с народными традициями и фольклором, максимально приближена к простому народу. В своих произведениях поэт мог себе позволить и нецензурную брань, и реалистичное описание окраин, которые были для городских литераторов настоящей экзотикой. Подобным колоритом он покорил капризную публику, которую было уже трудно чем-либо удивить. Она нашла в творчестве деревенского поэта национальную самобытность, и полюбила его.

В русской поэзии Сергей Есенин держался особняком, так и не примкнув к одному из популярных в те времена модернистских течений. Весьма непродолжительным было его увлечение имажинизмом. Вскоре он смог отыскать собственное звучание, благодаря чему стал одним из выдающихся русских поэтов.

Многие стихотворения Есенина были положены на музыку, и эти песни стали по-настоящему народными. Секрет их непреходящей популярности заключается в том, что поэт смог разгадать секрет истинно русской души и показать ее во все величии и многообразии.