Итоговое сочинение и готовые эссе по текстам ЕГЭИтоговое сочинение 2020-2021Проблемы и аргументы к сочинению ЕГЭ на тему «Культура»

 

Проблемы и аргументы к сочинению ЕГЭ на тему «Культура»

Автор: Ягодкин Анатолий Александрович (преподаватель-исследователь, историк)

Дата публикации: 05.05.2020

На страницах классических произведений писатели часто поднимают вопросы, связанные с культурой. Это не случайно, ведь интерес к культуре обогащает внутренний мир человека, а, значит, вопросы культуры напрямую пересекаются с вопросами нравственности, которые так или иначе красной нитью проходят через всю классическую литературу. На сочинении ЕГЭ по русскому языку целый блок тем связан с культурой. Свои рассуждения выпускник может и должен подтвердить идеями классиков. В данном материале собраны основные проблемы и конкретные аргументы из литературы по теме «Культура», которые можно использовать на экзамене.

 

Отсутствие культуры и бездуховность

 

  1. Уровень культуры и духовного развития привилегированных слоёв российского общества становится основным объектом критики в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль». Один из персонажей произведения Стародум предлагает свои классификацию дворян по уровню духовности. Он делит всех на просвещенных, не просвещенных, но богатых душой и тех, кто не просвещен и лишен души. Третью разновидность представляет семейство Простаковых, вокруг которых разворачивается сюжет повести. Митрофанушка и его маменька – это типичные невежды, грубые и глуповатые люди, которых выгода заботит гораздо больше, чем духовные ценности. Совсем другой пример дворянки олицетворяет Софья – девушка с богатым внутренним миром. Её сватают в невесты Митрофанушки, который вместо учебы предпочитает женитьбу, но автор в сюжете своего произведения показывает, что она ему совершенно не пара, и по заслугам наказывает глупую и далекую от культурных ценностей семейку.
  2. В очерке «Леди Макбет Мценского уезда», описывая образ и характер главной героини, Н. С. Лесков указывает, что она «к чтению была не охотница». Тема культуры не является в этом произведении основной, но в контексте она звучит достаточно ярко. Екатерина Измайлова – женщина, далекая от нравственных ценностей и идеалов, которые можно подчерпнуть в литературе. Она и её возлюбленный Сергей легко переступают через моральные ценности и идут на преступления ради своих чувств. Пусть Лесков и показывает «бунт души», но в то же время душе главной героини явно не хватает духовности, что в совокупности с другими факторами определяет её взгляд на мир и объясняет поступки этого персонажа.

  3. Искаженная система ценностей подрастающего поколения – также следствие отсутствия культуры и бездуховности, что ярко иллюстрирует в своей пьесе «Дорогая Елена Сергеевна» писательница Л. Разумовская. Ребята пытаются подкупить учителя подарками, чтобы получить доступ к своим экзаменационным работам, исправить ошибки и улучшить результат. Их поступок не имеет ничего общество с высокими представлениями об образовании. Ими движет не стремление к знаниям, а желание получить хорошие оценки. Учитель Елена Сергеевна, чья миссия - сеять разумное, доброе, вечное, не поддается на уговоры своих учеников, показывая пример высокой морали и педагогической этики. Отказ побудил детей подвернуть учителя унижениям, история закончилась трагично. Педагог ушел из жизни. Она преподала выпускникам очень ценный урок, который заставил их задуматься и многое переосмыслить, но цена оказалась слишком высока.
  4. Бездуховность, стремление к низменному и малозначительному – такие черты дворянского общества обнажает Н. В. Гоголь в персонажах своей поэмы «Мертвые души». Один всё время строит планы, которые, очевидно, не будут реализованы, второй, как Кощей над златом, чахнет над безделушками, страдая болезнью накопительства. У каждого помещика свой порок, являющийся следствием отсутствия культуры. Да и весь сюжет произведения построен на меркантилизме и бескультурье высшего сословия, против которого писатель решительно восстает, создав одно из самых глубоких по социальной и нравственной проблематике произведений русской литературы.

 

Влияние искусства на человека

  1. Тяга к искусству способна изменить жизнь человека и помочь ему найти место в жизни. Так произошло с героем романа Короленко «Слепой музыкант». Петрусь от рождения лишен возможности видеть этот мир, он погружен в царство звуков и проникается миром музыки. Она стала делом его жизни. Слепые люди по-особенному, тонко и глубоко понимают музыку, что неоднократно подтверждалось мировой культурой. Можно привести много примером незрячих людей, которые обнаружили в себе музыкальный талант и добились успехов на этом поприще. Это говорит о том, что даже человек, имеющий проблемы со здоровьем, благодаря культуре может получить новые возможности, вдохновиться и жить полной жизнью.

  2. Макар Девушкин – главный герой романа Достоевского, не относится к числу бездуховных людей. Напротив, писатель симпатизирует и сочувствует ему, пытаясь показать читателю душу этого маленького человека, оказавшегося на обочине жизни. Он беден в буквальном смысле, но в метафорическом и духовном очень даже богат. Важную роль в культурном просвещении и внутреннем обогащении героя сыграла его встреча с Варварой, которую он взял под свою опеку. В переписке героев присутствуют споры о литературе. Макар предпочитает «низкопробные» произведения и искренне дружит с одним из столичных «графоманов», Варвара же пытается приучить его к классике - произведениям Пушкина и Гоголя. Именно благодаря литературе герой встал на путь духовного развития. Тексты классиков преобразили его душу.
  3. Тема влияния искусства на человека прослеживается в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Гениальная картина, написанная Бейзилом, пленит и её автора, и натурщика – главного героя картины. Портрет стал зеркалом, отразившем все порки героя. Есть в этом же романе эпизод, когда Дориана поглощает книга, подаренная ему лордом Генри. Искусство - это великая сила, говорит нам Уайльд своим произведением. Оно способно поработить человека. Дориан Грей обнажил все самые темные стороны своей души, но это ложный путь, ведь искусство создано, чтобы нести свет и благо. На этом противоречии и строится проблематика романа.
  4. Искусство способно раскрыть и окрасить душу даже самого черствого и меркантильного человека. Этому посвящен рассказ А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда», Главный герой Яков работает гробовщиком, материальный мир полностью его поглотил, он только и делал, что подсчитывал убытки. Но звуки скрипки растопили его сердце и душу. Всю жизнь он игнорировал окружающих, а они сторонились Якова. Гробовщик не замечал даже собственную жену, и лишь после её смерти осознал, что жил не правильно, пожалел о бесцельно потраченном времени. А заставила его измениться музыка. Он открылся миру, научился чувствовать его. Скрипка сыграла «саунд-трек» трагической судьбы героя, в которой он сам же и виноват.

 

Истинное и ложное в искусстве

 

  1. Писатели часто обращаются к проблеме противоречия подлинного искусства и жалкой пародии на него на примере своей родной сферы – писательства и литературной деятельности. Ярким примером служит роман «Мастер и Маргарита», где М. А. Булгаков рассуждает и о том, что есть подлинная литература. В его книге есть два полярных образа литератора. Первый – Мастер, создатель гениального романа, общественность признала его больным и упрятала в сумасшедший дом. Зато поэт Иван Бездомный, автор низкопробной литературы – чувствует себя отлично. Он официально признан литератором, так как является сотрудником МАССОЛИТа. Это организация, где произведения создаются «на потребу» власти. Её руководитель Берлиоз – типичный приспособленец. Не случайно Булгаков «убивает» персонажа уже на первых страницах романа. Автор показывает, что настоящее искусство невозможно загнать в рамки, сломить гонениями и репрессиями,  оно не подчиняется идеологии и пропаганде. Символично, что Берлиоза переезжает поезд, а настоящее искусство оказывается вечным, потому что «Рукописи не горят». 

 

  1. Служение искусству или удовлетворение вкусов толпы? На эту тему рассуждали многие великие писатели. Она поднимается в «Театральном прологе» к знаменитому «Фаусту» Гете, раскрываясь в споре между директором театра, режиссером и шутом. У каждого из них своё понимание того, каким должно быть представление. Режиссера волнует лишь то, что понравится аудитории, для клоуна главное - быть смешным, и лишь поэт выбирает служение музам, говорить с позиции истинного искусства.

 

  1. Превращение искусства в ремесло, которое приносит деньги и славу – путь многих творцов. От соблазна не смог отказаться герой повести Н. В. Гоголя «Портрет». Некогда нищий художник начинает чувствовать вкус денег , и его произведения начинают всё меньше и меньше иметь отношения к изобразительному искусству, это было «рисование на заказ». Увидев картины подлинного мастера, живописец понял свою ничтожность и тронулся рассудком. Принципиально иное понимание миссии художника демонстрирует главный герой романа «Луна и грош», написанного классиком английской литературы С. Моэмом. Уже в самом названии книги отражено главное противоречие, в котором герой Чарльз Стрикленд выбирает «луну» - то есть свет искусства. Когда-то он был биржевым маклером, но материальная прибыль («грош»), перестала его интересовать, и он бросает всё, чтобы стать художником в подлинном смысле этого слова.

 

Роль культуры в обществе

 

  1. Книги являются проводником в мир культуры. На этих бумажных носителях хранятся вечные сюжеты, моральные ценности, уроки прошлого. Всё это имеет большую важность для жизни общества. А каким же будет мир без книг? На этот вопрос в своей мрачной антиутопии попытался ответить Рей Брэдбери. Название у книги показательное – «451 градус по Фаренгейту». Это температура, при которой горит бумага. В мире, созданном фантастом, книги строго запрещены. Диагноз, поставленный автором, очевиден – ничего хорошего от такого общества ждать не приходится. Это пустой и бессмысленный мир, где часть героев «смирились» с необходимостью отказаться от книги, а часть полностью потеряли себя как личностей.

 

  1. О важности культуры в человеческой жизни и необходимости сохранения культурных ценностей пишет в своем сочинении «Раздумья» знаменитый ученый-филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев. Культура формируется веками и передается из поколения в поколения, видоизменяясь, но транслируя не приходящие ценности. Культура, по Лихачеву, тесно связана с памятью, это богатейшее наследие, на котором зиждется общественная жизнь. «История культуры – есть история памяти», - убежден ученый.

 

Культура поведения

 

  1. Уровень культуры человека проявляется в его поведении и отношении с окружающим миром. Бездуховный, некультурный и не начитанный человек ведет себя грубо, не стесняется в выражениях. Такие герои предстают перед нами в пьесе «Недоросль». Одному из персонажей Денис Иванович дает говорящую фамилию Скотинин. Не отличаются культурой поведения и госпожа Простакова, и её сын Митрофанушка.

 

  1. Участь бездуховного и некультурного дворянина ярко и сатирически изображена в сказке «Дикий помещик» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Герою не нужно было ни о чем заботиться, пока в стране было крепостное право, и он не утруждал себя вопросами культуры, как духовной, так и повседневной. Всё за него делали слуги. Но крепостничество пало, и герой обнажил своё истинное лицо, одичав и становясь всё больше и больше похожим на зверя.