Что такое романтизм: кратко и понятно

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 14.03.2020

Большое влияние на формирование мирового искусства оказал временной отрезок времени, вошедший в историю как эпоха романтизма. Несмотря на то, что данное течение недолго занимало лидирующие позиции, оно оставило после себя глубокий след во всех сферах искусства: музыке, живописи и, конечно же, в литературе. Понять, что же такое романтизм, открыть для себя его новые грани помогут наши ознакомительные статьи.

Определение и значение термина

Романтизм – это идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, для которого была характера идеализация и возвышение человеческих чувств, эмоций, переживаний. Характерной чертой романтизма стало противопоставление личности и социума, изображение идеальных героев -  дерзких, бесстрашных, идейных, с сильными, противоречивыми характерами, способных на яркие поступки.

Поначалу термин «романтизм» употреблялся в значении «необычный», «мистический», и лишь со временем его стали воспринимать в значении «новый», «иной».

История возникновения

Романтизм стал зарождаться в Европе конце XVIII – начале XIX века. Родиной данного направления стала Германия, в которой к тому времени большой популярностью пользовалось  литературное движение под названием «Буря и натиск». Его сторонники проповедовали весьма радикальные для того времени идеи, полные бунтарства и радикализма.

Причиной возникновения романтизма стал кризис предшествовавшего направления – классицизма, который был излишне рационален и холоден. В  результате в культуре произошел перегиб в иную сторону, и так возник романтизм – наполненный чувствами, переживаниями и эмоциями.

Новое направление в искусстве быстро распространилось по странам Европы, в России и Америке. Оно нашло свое отражение в музыке, живописи, литературе. В России основоположником романтизма стал выдающийся поэт Василий Андреевич Жуковский.


Романтизм весьма многогранен в своем проявлении. Так, выделяют следующие основные его течения: утопические (поиск возвышенного идеала), байронические (царство одиночества и меланхолии), вольтеровские (историческая составляющая), гротескно-фантастические (изображение нереального, несуществующего мира), народно-фольклорные (основанные на народном творчестве).

 

Основные черты и принципы

Преобладание чувства над разумом – вот что лежит в основе романтизма. Писатель силой своего литературного таланта переносит читателей в удивительный, идеальный со всех сторон мир, который не может не привлекать своей гармонией. Как следствие, возникает эффект так называемого «двоемирия», в основе которого лежит принцип романтической антитезы.

Перед автором, выбравшим направление романтизма, входила непростая задача – полностью отстраниться от окружающей реальности и погрузить читателя в иллюзорный мир. Для этих целей, как правило, выбиралась фантастика, историческое прошлое, фольклор, экзотика.

Еще одной немаловажной особенностью романтизма является изображение природы, способной очень тонко передавать и подчеркивать малейшие движения человеческой души. Герой романтического произведения также привлекает к себе немало внимания. Как правило, это одинокий  человек, сильная, незаурядная личность, бесстрашно сражающийся с равнодушным обществом или свирепой природной стихией.

Философия

Романтизм открыл людям новые горизонты, заставил переосмыслить многие жизненные ценности. Сторонники новой эпохи под иным углом взглянули на религию, пытаясь дать ей новое объяснение. Опьяненные идеями всего возвышенного  и мистического, они отвергали в равной степени как веру, так и атеизм. Романтизм привлекал своей чувственностью, преобладавшей над рациональностью, манил борьбой и свободой.

 

Как проявил себя романтизм

Романтизм нашел отражение во всех сферах искусства, за исключением архитектуры.

 


В музыке

Композиторы, которых привлекало направление романтизма, больше внимания уделяли двоемирию и конфликту, в их произведениях буквально звенела тема одиночества. Для интересной подачи музыкального произведения использовались необычные решения, в частности, расширение тембровой палитры звука.  В операх все чаще стали появляться нереальные, фантастические образы, стали заметны фольклорные мотивы. Романтизм в музыке вывел на свет ранее непопулярные миниатюру и песню, а также такие поэмные жанры как балладу, фантазию и другие. Наиболее популярными представителями музыкального романтизма стали композиторы Шуберт, Лист, Чайковский, а среди произведений почетное место заняли «Волшебная флейта» Моцарта, «Фантастическая история» Берлиоза и другие.

В живописи

Для направления романтизма характерна тесная взаимосвязь с природой, окружающим миром. Неудивительно, что живописцы, выбравшие для себя это направление, отдавали большое предпочтение пейзажу. Это очень благодарный жанр, позволяющий в полной мере раскрыть замысел художника, его переживания, эмоции, которые владели им при написании картины.

Интересное решение нашел Каспар Давид Фридрих, стоявший у истоков романтизма. Он обогатил живопись так называемыми «пейзажами от третьего лица». На своих полотнах он изображал человека со спины на фоне живописных пейзажей. В результате у зрителей создавалась иллюзия, будто они любуются природой глазами нарисованного незнакомца. Наиболее популярными полотнами Фридриха, выполненными в этом ключе, стали картины «Скалистые берега острова Рюгин» и «Двое, созерцающие луну».


Для изобразительного искусства в эпоху романтизма характерна склонность к экспериментам и поиску новых решений. Так, Теодор Жерико предпочитал изображать то, что имело мало схожего с реальной жизнью. На своем полотне «Плот Медузы» он изобразил умирающих от страшного голода людей в виде сильных, гармонично сложенных атлетов. Уильям Тернер не желал вдаваться в подробности на своих полотнах, и писал их крупными, размашистыми, смелыми мазками, среди которых терялись детали. Примером такого подхода к живописи стала картины «Метель, Пароход у входа в гавань». Представителем русского романтизма в живописи стал Иван Константинович Айвазовский, вошедший в историю как непревзойденный маринист.

В литературе

Когда на смену сдержанной эпохе Просвещения пришел романтизм, в литературе всю большей популярностью стали пользоваться лирические и лироэпические жанры. Писатели включали все свое воображение, чтобы сделать сюжет как можно более оригинальным, образным. Реальность в произведении была по большей части приукрашенная, либо же и вовсе фантастическая. Романтический герой непременно обладал выдающимися качествами, благодаря которым его судьба менялась в ту или иную сторону. Рассмотрим более подробно произведения и авторов, творивших в эпоху романтизма.

За рубежом

В начале XIX века было написано немало замечательных произведений, которые и в наши дни пользуются популярностью среди читателей. К ним следует отнести исторические романы Вальтера Скотта («Квентин Дорвард», «Айвенго»), романы Джейн Остин («Эмма, «Гордость и предубеждение»), рассказы и поэмы Эдагра Аллана По («Падение дома Аршеров», «Ворон»), сказки Эрнеста Теодора Амадея Гофмана («Крошка Цахес», «Щелкунчик и Мышиный король»), рассказы Вашингтона Ирвинга («Легенда о Сонной Лощине»). Благодаря мастерству писателей, их безудержной фантазии читатель с легкостью совершал путешествие из реального мира в вымышленный, и обратно. В результате оба мира сливались в некое единое целое, которое воспринималось нечто само собой разумеющимся.


В России

Законодателем романтизма в России стал поэт Василий Андреевич Жуковский, написавший балладу «Светлана», элегию «Море». Его последователями стали не менее знаменитые российские поэты и писатели: Михаил Юрьевич Лермонтов, Федор Иванович Тютчев, Александр Сергеевич Пушкин, Николай Михайлович Языков, Константин Николаевич Батюшков, Николай Васильевич Гоголь. Произведения этих авторов вошли в золотой фонд классической русской литературы, стали объектом для вдохновения и подражания многих поколений юных писателей и поэтов. Примечательно, что в России романтизм развивался параллельно с классицизмом, никак не подавляя его, но и не уступая собственные позиции.