Что такое экзистенциализм?

Автор: Ягодкин Анатолий Александрович (преподаватель-исследователь, историк)

Дата публикации: 24.04.2020

Латинское слово existentia в переводе обозначает «существование». Оно дало название одному из самых ярких и основополагающих философских течений XX века. Экзистенциализм – это философия, в основе которой лежит проблема человеческой жизни и смысла существования на земле. Это течение возникло в результате так называемого «персоналистического» поворота в философии. Много веков ума мыслителей занимали проблемы общественные, вопросы познания основ цивилизации, мира вещей и мира людей. Экзистенциалисты же поставили во главу угла внутренний мир человека, в центре их внимания оказались жизнь и смерть, ощущения, эмоции человека, проблемы выбора и самоопределения.  

Экзистенциализм часто представляют как пессимистическую, упадническую, мрачную философию, говорящую о безвыходности и бессмысленности бытия, о ничтожности человека. Однако, в экзистенциальных идеях немало нюансов. 

Экзистенциализм – это особый взгляд «изнури», он далеко не всегда мрачен, это учение об уникальности каждого конкретного человека, о его внутренней свободе, о том, что каждый может раскрасить свою жизнь нужными красками.

 

Предпосылки возникновения

Очевидно, что возник экзистенциализм не на пустом месте. Он стал ответом интеллектуалов на смену «системы координат» в общественной жизни и на кризис общественного сознания, возникший в начале XX века. Экзистенциальная философия логично проистекает из предыдущего философского опыта человечества и демонстрирует переосмысление и новый ракурс понимания этого опыта.

В Средние века философская мысль была погружена в «теологический дурман», философия была объявлена «служанкой богословья». Основными были вопросы о существовании бога, философы занимались осмыслением и обоснованием религиозных догматов. На смену средневековой религиозной философии пришла рациональная философия Возрождения, переключившая внимание с бога на человека. Во главу угла ставилось знание, а альтернативой религии объявлялась наука. Возрождение стало основополагающей эпохой, заложившей позитивный взгляд на природу человека. Человек был объявлен «центром вселенной», торжествовали идеалы гуманизма.

Истоки философии экзистенциализма связаны с постепенным разочарованием в идеалах гуманизма. Мысль Нового времени подошла к своему логическому завершению, стал очевиден кризис рационального сознания и гуманистического взгляда на мир, а это, в свою очередь, сопровождалось и кризисом морали. Умы вновь обратились к религии, к попыткам осмысления иррационального. Если раньше челочек понимался сначала как «божественное творение», потом как «венец природы», то крах гуманистических идеалов вновь поставил вопрос о том, кем же всё таки является человек, и что он делает на земле.

 

Истоки экзистенциализма: предшественники и основоположники философских идей

Экзистенциализм громко заявит о себе первой трети XX века. Предвестниками и основоположниками экзистенциализма в мировой философии считаются датчанин Сёрен Кьеркегор и испанец Мигель де Унамуно.

Заслуга Кьеркегора в том, что, будучи протестантским теологом-богословом, он заложил основы принципиально нового понимания религиозности и показал несостоятельность рационализма. Он резко критиковал Гегеля, а строгой научности скандинавский мыслитель противопоставил абстрактное мышление. В центр философии Кьеркегора встал шекспировский вопрос «быть или не быть».  «Или-или» - основное противоречие, вынесенное философом в заглавие своего труда. Он размышлял о проблеме выбора и свободе, о вариативности человеческого существования, которое сродни движению и всегда осуществляется по траектории «или-или».


Называя скандинавского предшественника «своим братом», испанский писатель и мыслитель Унамуно причудливо соединил в своей философии персональное и общественное, но показал глубоко личное. Показательна его фраза «У меня болит Испания». То есть историю своей страны и проблемы её развития философ воспринимает как собственную боль. Унамуно показал закостенелость христианской традиции, он выступал против мертвых догм и противопоставлял ей индивидуальную религию.

Становление философского экзистенциализма тесно связано с феноменологией. Это течение в западное-европейской мысли продемонстрировало преодоление реалистических идеалов. Основой феноменологии стало учение  немецкого мыслителя Эдмунда Гуссерля. Уже само название течения говорит о том, что центральным понятием в нём является феномен. Феномен понимался, как «отражение чего-то в чем-то». Например, феномен бога проявляется через иконы, сами же иконы не имеют божественной сущности. Своими идеями Гуссерль поменял представление реальности. Ранее считалось, что реальность объективна и существует независимо от человека. Мыслитель показал, что все элементы реальности преломляются у нас в сознании, которое олицетворяет «реальность, находящуюся в наших головах».

Названные мыслители оказали ключевое влияние на формирование основных понятий, категорий и сущности философии экзистенциализма.

 

Суть философских идей и основные понятия

Пограничное состояние – ключевое понятие экзистенциализма, проще говоря, это состояние «между жизнью и смертью», между реальностью и вечностью. Такое состояние часто называют «агонией». Этот термин Мигель Унамуно превратил в философскую категорию.

Философия экзистенциализма использует понятие «пограничного состояния» как ситуации, в которой наиболее явно выворачивается душа человека, когда человек оказывается один на один с реальностью и неизбежностью. Именно в таком случае, как правило, он показывает свою истинную сущность. Пограничное состояние – незащищенность человека перед непредсказуемостью жизни. Под это понятие попадает и несчастный случай, война и голод, катастрофы и эпидемии. Никто не застрахован от ударов судьбы.  Оказавшись в пограничной ситуации, человек может поступать по-разному. Кто-то боится и пасует, а кто-то усердно преодолевает трудности, борется, показывая героизм и силу духа. Отсюда логично вытекают понятия «страх» и «защита» как важнейшие для философии экзистенциализма. Они определяют сущность человеческого существования и сопровождают его на протяжении всей жизни.

Сущность человека философы-экзистенциалисты называют сложным понятием «эссенция». В основе трактовки данного понятия лежит тезис о том, что человек изначально не наделен истиной. Каждый приходит на этот свет с определенной целью, и, чтобы осуществить её, надо найти своё предназначение. Это отличает человека от вещи, которой сущность дана изначально. Разговоры экзистенциалистов о предназначении явно имеют корни в религиозной философии. Поиск своего предназначения – главная задача и главная трагедия человека. «Зачем я существую» - в поиске ответа на этот вопрос и проявляется человеческая сущность.

Экзистенция – основополагающее понятие, созвучное названию всего направления. В нём собственно и выражается «существование человека», но это не просто сам факт биологической жизни, а нечто более глубокое, определяющее процесс поиска и проявления эссенции, то есть сущности. Понятие экзистенция близко к понятию «бытие» в более ранней философии – это существование человека в конкретное время в конкретных условиях. Оно определяет человеческую уникальность, ставя вопросы о том, как жить, зачем жить, почему жить.


Абсурд – слово, вызывающее негативные ассоциации, заставляющее думать о чем-то несуразном, необъяснимом. В экзистенциализме абсурд -  это одна из ситуаций, ключевое понятие, показывающее вариативность и множественность бытия.  Это несоответствие между «эссенцией» и «экзистенцией», то есть реальность бытия и внутренним смыслом человека, как объекта привнесенного в этот мир. В основе абсурда лежит иррациональное, алогичное понимание окружающего мира человеком. Через категорию абсурда экзистенциалисты выражают идею о бессмысленности человеческого существования.

Для экзистенциализма крайне важны чувства и особенности восприятия человеком этого мира в процессе осознания своего бытия. Эти чувства и состояния человека французский писатель Жан Поль Сартр определил словом тошнота, вынося его в заглавие своего романа. Тошнота, страх и тревога - это состояния человека при взаимодействии с миром. Экзистенциалисты очень часто прибегают в своей философии к подобным терминам.

 

Проблемы

Проблема смысла и бессмысленности жизни выражена в основных понятиях и категориях экзистенциальной философии. Для общества двадцатого века эта проблема оказалась невероятно актуальной и острой. Простой человек живет в состоянии безысходности, невозможности вырваться из порочного круга, остается или примириться со своим положением, или вступить в борьбу. С настроениями экзистенциалистов отлично совпал древнегреческий миф о герое Сизифе. В нашей повседневной жизни мы часто используем фразеологизм «сизифов труд», имея в виду сложную, трудозатратную, но по большому счету совершенно бесполезную работу. Вся жизнь древнегреческого героя была посвящена тому, что она закатывал камни на гору, а они всё равно скатывались вниз. Древнегреческий миф через призму своей философии, интерпретировал французский экзистенциалист Альбер Камю. На примере Сизифа он показал абсурдность такого существования, его бессмысленность. У этого героя даже нет возможности посмотреть по сторонам, он обречен и замкнут в своём бессмысленном занятии. Помимо осознания бессмысленности существования автор намекает и на позитивную сторону. Она заключается в понимании и принятии своего положения. Иными словами, придя в мир, человек смирился со своей участью и ролью, и пытается насладиться жизнью такой, какая она есть. Таким образом, по мысли Камю, смысл жизни лишь в самом факте существования человека, и более ни в чем.

Проблема выбора в экзистенциализме решается через понятие «пограничной ситуации». Она и определяет точку выбора, когда человек вынужден не рассуждать, а действовать или бездействовать. От того, как он выйдет из сложной ситуации, будет зависеть его существование. Именно в момент экзистенциального выбора человек проявляется особенно явно, выход из пограничной ситуации –  это одна из основных тем данного философского направления.

Проблема свободы и одиночества в экзистенциализме тесно связаны с проблемой внутреннего выбора. Человек - хозяин собственной жизни, свобода есть возможность поиска своей сущности, самореализации. Но на этом пути человек оказывается «героем-одиночкой», он потерян в этом мире и может рассчитывать только на самого себя. Такое понимание свободы предлагают нам экзистенциалисты. Человек свободен, потому что он одинок, но в то же время одиночество существенно ограничивает его возможности и может превратить его жизнь в никчёмную, никому не нужную.

Проблема ненужности человека глубоко и философски осмысливает Жан Поль Сартр в своей книге «Тошнота». Его персонаж пребывает в состоянии ступора и тоски, один на один с тошнотой, как мироощущением. Это пример брошенного и забытого героя, который остро осознал трагедию собственной жизни – бессмысленность, бесполезность и незначимость своего существования на земле. 

Современная психология и широко известный американский принцип «сделай себя сам», с одной стороны, явно противоположен экзистенциализму, а, с другой стороны, соотносится с ним. Ведь человек в своём одиночестве одновременно и бессилен, и всемогущ.


 

Основные направления и представители

Как уже было указано выше, отцами-основателями и предшественниками экзистенциализма называют М. Унамуно и С. Кьеркегора. Также к числу ярких предшественников экзистенциализма также называют философа Ф. Ницше. Его идея о человеке как «канате» между «зверем и сверхчеловеком», соотносится с основной проблемой экзистенциальной философии. Большой популярностью до сих пор пользуется его цитата о том, что «всё, что нас не убивает, делает сильнее». Она звучит вполне экзистенциально и соотносится с представлениями о «пограничных состояниях».

Экзистенциализм на заре своего зарождения вобрал в себя много из религиозной философии Нового времени. Отсюда и самое распространенное деление экзистенциализма на два направления: религиозный и атеистический. Предложил эту классификацию Жан Поль Сартр

Линия религиозного экзистенциализма проистекает от С. Кьеркегора и М. Унамуно. К представителям религиозного экзистенциализма можно отнести немецкого мыслителя К. Ясперса и русского мыслителя Н. Бердяева.

В атеистическом экзистенциализме ключевыми фигурами являются немецкий философ М. Хайдеггер, а также французские мыслители Ж. П. Сартр и А. Камю.

Экзистенциалисты-атеисты рассуждали о человеке, который живет в мире, где Бог умер. В атеистическом экзистенциализме человек один на один с собственным осознанием бессмысленности бытия, и выхода два – либо смириться и поддаться, либо найти смысл в мелочах.

Фундаментальный для всей истории экзистенциальной мысли труд немецкого философа Мартина Хайдеггера носит название «Бытие и время». Это два важнейших понятия, определяющих «экзистенцию». Через осмысление их сущности и соотношения выстраивается философская концепция автора.

 

Экзистенциализм в литературе

Многие представители экзистенциализма писали не только сложные эссе и трактаты, вроде «Бытия и времени», но и художественные произведения.

Сартр и Камю были прежде всего писателями. О романе «Тошнота» Ж. П. Сартра выше уже написано. Идеи Альбера Камю ярко проявляются в его повести «Посторонний». Камю рассуждает о подлинности веры, о смысле жизни и о «нигилизме», ставит вопрос вседозволенности и осознанности выбора.  В романе «Чума» проблема бытия человека раскрывается на фоне эпидемии – вот оно «пограничное состояние», когда общество и каждый его представитель в прямом смысле слова оказываются между жизнью и смертью.

В русской литературе писателем, близким к идеям экзистенциализма, считается Ф. М. Достоевский. Знаменитая дилемма Раскольникова «Тварь я дрожащая, или право имею» - соотносится с постулатами экзистенциализма. В романе «Преступление и наказание» звучат привычные для этого философского направления темы свободы и вседозволенности.

Хронологически Достоевский жил раньше, чем экзистенциализм оформился как явление. Он оказал идейное влияние на М. де Унамуно. Наряду с испанским коллегой Федора Михайловича можно назвать одним из предвестников экзистенциализма в художественной литературе.

Однако, если искать «экзистенциальные темы» в художественных произведениях, то можно углубить историю этого направления до древности. Так как схожие проблемы поднимались и античными авторами, и классиками русской литературы, и в фольклорных произведениях.  Например, с позиций экзистенциализма можно рассматривать «тему лишнего человека», поднимаемую такими авторами как М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин.

 


Современный экзистенциализм

Получается, что экзистенциальные идеи вовсе не новы и не уникальны для XX века. Просто в прошлом столетии они наиболее ярко зазвучали в культуре и в философии, потому что эпоха к тому располагала. Размышления о смысле жизни вечны, а окрас экзистенциальной философии в мрачные тона – это следствие разочарования и духовной пустоты того времени, когда творили мыслители.

 Не изжил себя экзистенциализм и в наши дни. В технократическом мире, когда часть функций на себя взяли машины, а способы взаимодействия между людьми существенно меняются, основные вопросы экзистенциализма сохраняются. У людей появились новые возможности, но в то же время и ощущение беспомощности усиливается, на фоне технического прогресса и в новых правилах игры люди всё глубже задумываются о своём предназначении.

Современным экзистенциализмом называют литературу, созданную с середины 1960-х годов и до наших дней. Представителями «позднего» этапа являются: М. Фуко, Л. Альтюссер, У. Эко, Ж. Деррида и др.