Аргументы на тему Отцы и дети в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого

Автор: Ягодкин Анатолий Александрович (преподаватель-исследователь, историк)

Дата публикации: 18.02.2020

Извечный конфликт поколений, выраженный во взаимоотношениях отцов и детей, нашел своё отражение во многих произведениях мировой литературы. В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой изобразил масштабную картину русского общества и, конечно же, писатель не мог обойти стороной проблемы отцов и детей. На страницах его произведения читатель встречается с несколькими семьями с разным укладом, разными представлениями о том, как должны строиться отношения между родителями и детьми, и, соответственно, с разными судьбами.

  1. Во многих семьях родители занимают позицию «непререкаемого» авторитета, считая себя вправе распоряжаться судьбой своих детей и подчиняя их жизнь собственной воле. Такие семьи встречаются и сегодня, а для XIX века, когда происходит действие романа Толстого, такое положение дел было в порядке вещей. Не только маленькие, но и уже выросшие сыновья и дочери вынуждены были следовать воле своих отцов. Взрослые члены семьи решали на ком им жениться, чему посвятить свою жизнь, и какой образ жизни следует вести. Многие дети в этой ситуации стремятся доказать собственную состоятельность, вырваться из родительского гнёта. Это одна из самых ярких и характерных сторон конфликта «отцов и детей». В романе Толстого примером такой семьи является семья Болконских. Это знатная интеллигентная семья со строгими нравами, глава семьи Николай Болконский – непререкаемый авторитет, своего рода «домашний тиран». Его дети Андрей и Мария представляются читателю «закрытыми», несамостоятельными, находящимися в подчиненном положении. Это – следствие воспитание и сложившихся отношений в семье. При этом дети Болконского демонстрируют разные модели поведения по отношению к отцу. Мария полностью следует отцовской воле, несмотря на то, что он часто придирается к ней и продолжает воспитывать уже взрослую барышню. Андрей же, напротив, стремиться жить «сам по себе», избегая и минимизируя давление отца. В результате на страницах романа герои раскрываются по-разному.
  2. Совсем иной характер отношений отцов и детей демонстрирует семья Ростовых. Автор не скрывает своей симпатии к семейству и царящей там атмосфере. Ростовы для Льва Николаевича – идеал русской дворянской семьи. В доме Ростовых царит взаимопонимание и доверие. Родители и дети относятся с уважением друг к другу. Граф Ростов – добрый, щедрый и честный человек. Как глава семейства он в какой-то степени является противоположностью старшему Болконскому. Отец считается с мнением детей, всегда готов поддержать их решение и помочь советом, он одобряет желание сына пойти воевать с Наполеоном, несмотря на то, что ради этого он бросил обучение. В вопросах любви в семье Ростовых принято поступать так, как велит сердце. Родители упрекают свою дочь Наташу лишь за то, что она покидает отчий дом, но не противятся её выбору.

  3. Курагины – известная в Петербурге знатная семья. Для членов этого семейства свойственны эгоизм, тяга к деньгам и славе, бесчестие и подлость. Такими брата и сестру Курагиных воспитал их отец Василий. Он любит своих детей, но эта любовь выражается своеобразным образом – в стремлении «устроить их жизнь», окружив богатыми и успешными людьми. Высокомерие и цинизм – вот главные принципы, на которых строятся жизненные принципы, привитые Элен и Анатолю главной семейства. Счастье дочери он видит в успешном замужестве за богатым человеком, а сына – в военной карьере. Само по себе желание хорошей жизни для своих детей - это не плохо, но та позиция, которую занимает отец, не может не вызывать осуждения у автора. На примере семьи Курагиных Толстой обличает пороки русского дворянства, показывая «обратную сторону» воспитания детей из привилегированного сословия.

  4. На примере семьи Друбецких Л. Н. Толстой обрисовывает привычную для любой эпохи ситуацию. Мать, в одиночку воспитывающая своего единственного сына, безгранично, порой до сумасшествия, любит своё чадо и готова на всё ради него. Такова княгиня Анна Друбецкая, оставшаяся вдовой и воспитывающая сына Бориса. Это упорная и расчётливая женщина не остановится ни перед чем, лишь бы её сын был счастлив. Позиция матери вполне понятна и объяснима, но у медали есть и другая сторона. Описывая отношения в каждой из семей, Толстой стремится показать, что дети перенимают черты и жизненные принципы своих родителей. В случае Друбецких беззаветная ослепляющая материнская любовь, которая толкает женщину на унижение и интриги, не лучшим образом отражается на её сыне. Борис, привыкший с детства, что для него делают всё, становится таким же, как и его мать. Материнское воспитание сделало его хитрым и беспринципным. Ярким фрагментом повествования, раскрывающим характер героя, является его женитьба. Борис выбирает себе в жены нелюбимую, некрасивую внешне, но богатую и успешную невесту. Для него важны не чувства, а выгода.

Пьер Безухов – незаконнорожденный сын своего отца, о котором читателю почти ничего не известно. Пьеру достается дворянский титул и богатое наследство. Пьер искренне переживает смерть родного человека, не смотря на то, что порядки того времени были не на стороне незаконнорожденных детей, и Кирилл Безухов не считался его отцом в привычном смысле этого слова. Поэтому Борьбу за наследство покойного ведут многие родственники покойного, но именно Пьер показывает себя достойным наследства. Он отстраняется от дрязг и тем самым показывает, что получил от отца не только материальное, но и духовное наследство. Граф славился своими человеческими качествами, он благосклонно относился к крепостным. Пьер Безухов – несимпатичный внешне, нескладный толстяк, но при этом искренний, глубокий и духовно богатый герой. И в этом смысле он является истинным сыном своего отца.