Извечный конфликт поколений, выраженный во взаимоотношениях отцов и детей, нашел своё отражение во многих произведениях мировой литературы. В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой изобразил масштабную картину русского общества и, конечно же, писатель не мог обойти стороной проблемы отцов и детей. На страницах его произведения читатель встречается с несколькими семьями с разным укладом, разными представлениями о том, как должны строиться отношения между родителями и детьми, и, соответственно, с разными судьбами.
- Во многих семьях родители занимают позицию «непререкаемого» авторитета, считая себя вправе распоряжаться судьбой своих детей и подчиняя их жизнь собственной воле. Такие семьи встречаются и сегодня, а для XIX века, когда происходит действие романа Толстого, такое положение дел было в порядке вещей. Не только маленькие, но и уже выросшие сыновья и дочери вынуждены были следовать воле своих отцов. Взрослые члены семьи решали на ком им жениться, чему посвятить свою жизнь, и какой образ жизни следует вести. Многие дети в этой ситуации стремятся доказать собственную состоятельность, вырваться из родительского гнёта. Это одна из самых ярких и характерных сторон конфликта «отцов и детей». В романе Толстого примером такой семьи является семья Болконских. Это знатная интеллигентная семья со строгими нравами, глава семьи Николай Болконский – непререкаемый авторитет, своего рода «домашний тиран». Его дети Андрей и Мария представляются читателю «закрытыми», несамостоятельными, находящимися в подчиненном положении. Это – следствие воспитание и сложившихся отношений в семье. При этом дети Болконского демонстрируют разные модели поведения по отношению к отцу. Мария полностью следует отцовской воле, несмотря на то, что он часто придирается к ней и продолжает воспитывать уже взрослую барышню. Андрей же, напротив, стремиться жить «сам по себе», избегая и минимизируя давление отца. В результате на страницах романа герои раскрываются по-разному.
- Совсем иной характер отношений отцов и детей демонстрирует семья Ростовых. Автор не скрывает своей симпатии к семейству и царящей там атмосфере. Ростовы для Льва Николаевича – идеал русской дворянской семьи. В доме Ростовых царит взаимопонимание и доверие. Родители и дети относятся с уважением друг к другу. Граф Ростов – добрый, щедрый и честный человек. Как глава семейства он в какой-то степени является противоположностью старшему Болконскому. Отец считается с мнением детей, всегда готов поддержать их решение и помочь советом, он одобряет желание сына пойти воевать с Наполеоном, несмотря на то, что ради этого он бросил обучение. В вопросах любви в семье Ростовых принято поступать так, как велит сердце. Родители упрекают свою дочь Наташу лишь за то, что она покидает отчий дом, но не противятся её выбору.
- Курагины – известная в Петербурге знатная семья. Для членов этого семейства свойственны эгоизм, тяга к деньгам и славе, бесчестие и подлость. Такими брата и сестру Курагиных воспитал их отец Василий. Он любит своих детей, но эта любовь выражается своеобразным образом – в стремлении «устроить их жизнь», окружив богатыми и успешными людьми. Высокомерие и цинизм – вот главные принципы, на которых строятся жизненные принципы, привитые Элен и Анатолю главной семейства. Счастье дочери он видит в успешном замужестве за богатым человеком, а сына – в военной карьере. Само по себе желание хорошей жизни для своих детей - это не плохо, но та позиция, которую занимает отец, не может не вызывать осуждения у автора. На примере семьи Курагиных Толстой обличает пороки русского дворянства, показывая «обратную сторону» воспитания детей из привилегированного сословия.
- На примере семьи Друбецких Л. Н. Толстой обрисовывает привычную для любой эпохи ситуацию. Мать, в одиночку воспитывающая своего единственного сына, безгранично, порой до сумасшествия, любит своё чадо и готова на всё ради него. Такова княгиня Анна Друбецкая, оставшаяся вдовой и воспитывающая сына Бориса. Это упорная и расчётливая женщина не остановится ни перед чем, лишь бы её сын был счастлив. Позиция матери вполне понятна и объяснима, но у медали есть и другая сторона. Описывая отношения в каждой из семей, Толстой стремится показать, что дети перенимают черты и жизненные принципы своих родителей. В случае Друбецких беззаветная ослепляющая материнская любовь, которая толкает женщину на унижение и интриги, не лучшим образом отражается на её сыне. Борис, привыкший с детства, что для него делают всё, становится таким же, как и его мать. Материнское воспитание сделало его хитрым и беспринципным. Ярким фрагментом повествования, раскрывающим характер героя, является его женитьба. Борис выбирает себе в жены нелюбимую, некрасивую внешне, но богатую и успешную невесту. Для него важны не чувства, а выгода.
Пьер Безухов – незаконнорожденный сын своего отца, о котором читателю почти ничего не известно. Пьеру достается дворянский титул и богатое наследство. Пьер искренне переживает смерть родного человека, не смотря на то, что порядки того времени были не на стороне незаконнорожденных детей, и Кирилл Безухов не считался его отцом в привычном смысле этого слова. Поэтому Борьбу за наследство покойного ведут многие родственники покойного, но именно Пьер показывает себя достойным наследства. Он отстраняется от дрязг и тем самым показывает, что получил от отца не только материальное, но и духовное наследство. Граф славился своими человеческими качествами, он благосклонно относился к крепостным. Пьер Безухов – несимпатичный внешне, нескладный толстяк, но при этом искренний, глубокий и духовно богатый герой. И в этом смысле он является истинным сыном своего отца.