Итоговое сочинение и готовые эссе по текстам ЕГЭПодготовка к сочинению ЕГЭНовые аргументы для сочинений по ОГЭ/ЕГЭАргументы на тему: Доброта и жестокость в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

 

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 15.02.2020

Злость и агрессию способны демонстрировать не только злобные по своей природе люди. К сожалению, бывает и так, что добрый и чуткий человек резко меняет свое поведение, отношение к жизни, и становится жестоким не только по отношению к близким, но и к самому себе. Чаще всего подобные перемены являются следствием пережитого предательства, горя, разочарования. Но способны даже столь веские причины оправдать жестокость? Способен ли человек стать выше своих обид, своей боли и одержать верх над темной стороной своей души? Ответы на эти вопросы попробовал дать в своем романе «Война и мир» выдающийся русский писатель Лев Николаевич Толстой.

  1. (Доброта – это признак силы или слабости человека?) В княжне Марье Болконской писатель воплотил лучшие черты, которые только могут быть у женщины: доброту, милосердие, душевную чуткость. Героиня, позабыв о себе, о собственных интересах и мечтах, самоотверженно заботилась о старике-отце, о маленьком племяннике, оставшемся без матери. Даже в отчем доме Марья не чувствовала себя свободно и непринужденно. Ее отец, князь Николай Андреевич Болконский, обладал невероятно тяжелым, деспотичным характером. Он искренне верил, что истинным стержнем характера является жестокость, направленная как на окружающих, так и на самого себя. Доброта и проявление любви были для него признаками слабости, безволия. Князя раздражала мягкость и доброта дочери, и он без устали бранил ее по каждой мелочи. Желая вылепить из Марьи волевую, целеустремленную натуру, он ежедневно терзал ее занятиями по точным наукам, был чрезмерно требователен в вопросах дисциплины. Однако всего его попытки были обречены на провал – княжна не озлобилась, не ожесточилась против деспота-отца. Она оставалась все той же нежной, кроткой девушкой, чья душа была открыта нараспашку любви и доброте. Однако ожесточенное противостояние отца дочери объяснялась не его нелюбовью к ней, а боязнью старческой немощи, которая липкой паутиной опутывала князя. Впрочем, жизнь расставила все по своим местам, и Николай Андреевич осознал свою вину перед дочерью. Когда он слег, крестьяне, не любившие хозяина, совсем отбились от рук. В тот период Марье пришлось совсем несладко – на ее хрупкие плечи было взвалена чрезмерная ноша: умирающий отец, маленький племянник, бунтующие крестьяне, приближающаяся наполеоновская армия. Казалось бы, что способна сделать беспомощная девушка в подобной ситуации? Однако именно доброта Марьи, ее удивительно отзывчивая, открытая душа помогли справиться со всеми жизненными испытаниями. Она не бросила больного отца, не оставила мальчика, а на помощь доброй девушке пришел Николай Ростов, по достоинству оценивший все ее чудесные человеческие качества. Таким образом, можно сделать вывод, что именно доброта и милосердие являются движущей силой, показателем сильного характера, в то время как жестокость – лишь проявление собственного бессилия и неуверенности.

  2. (Как не ожесточиться во время тяжелых жизненных испытаний?) Почти все герои романа «Война и мир» - люди с непростой судьбой, которым довелось на своем веку хлебнуть немало горя и лишений. Не стал исключением и Пьер Безухов. Он пережил смерть отца, предательство красавицы-жены, подлость лучшего друга, все ужасы войны и плена. Однако, будучи от природы добрым и благодушным человеком, Пьер не утратил свои природные качества. Он не ожесточился на весь мир, не закрылся в скорлупе из подозрения и ненависти ко всему окружающему миру. Пройдя сквозь мясорубку личных обид, комплексов и страхов, Пьер остался все тем же добродушным наивным человеком, каким предстал в самом начале произведения. Ему удалось избежать неприятных перемен только потому, что он был способен на чистосердечное прощение тех, кто волей или неволей причинил ему зло. Отпуская от себя все негативные эмоции, он сохранял свою душу чистой, непорочной. Пьер оказался настолько благородным и далеким от низменных страстей, что примирился с женой после ее предательства, простил Долохова, который соблазнил Элен. Безухов не держал в своем сердце зла и на Курагина, который чуть было не лишил его законного титула и немалого наследства. Удивительно, но этот человек не только сам излучал в этот мир доброту и всепрощение, но и пытался наставить на путь истинный и своих друзей. Так, Пьер советовал Андрею не держать зла на Наташу, и простить ее побег с Анатолем. К сожалению, гордый князь не смог сделать этого, о чем горько сожалел на смертном одре. Лишь глядя в смерти в глаза, он сбросил со своей души тяжкий груз и навсегда простился с горькой обидой. Выходит, способность прощать – это важнейшее условие здорового, сильного общества, в котором люди имеют шанс прожить долгую счастливую жизнь. Осознание этой простой истины приходит не ко многим, поскольку требует от человека серьезной душевной работы. Но только так можно надеяться на духовное очищение и освобождение.

  3. (Как научить человека доброте?) В своем романе писатель описал одно семейство, в котором царили удивительно добрые, открытые отношения между всеми членами семьи. Речь идет о чете Ростовых, которым удалось вырастить детей в атмосфере любви, взаимопонимания. Возможно, именно поэтому Наташа априори не могла быть такой холодной, жестокой и равнодушной, как Элен Курагина. Особенно ярко раскрылся характер Наташи Ростовой в трудные для всей России времена, когда наполеоновская армия вот-вот должна была ворваться в столицу. Девушка проявила себя удивительно милосердным, сострадательным человеком, всячески помогая тем, кто остро нуждался в помощи. Но откуда у Наташи оказалось такое качество, столь не привычное в кругах столичной аристократии? Да, среди местной знати было модно выказывать себя истинным патриотом и кичиться любовью к родине, но все это были показные чувства. Очевидно, что добродетель, любовь и чувство сострадания были привиты Наташе в ее семье. Родители не столько рассказывали, сколько показывали детям на собственном примере, каким нужно вырасти человеком – добрым, справедливым, глубоко порядочным. Ростовы взяли на воспитание сиротку Соню, хотя сами не располагали лишними средствами. Глава семьи без лишних слов и упреков собрал большую сумму, чтобы оплатить карточный долг сына и тем самым не запятнать его честь дворянина. Глядя на родителей, их реакцию на сложные жизненные ситуации, Наташа бессознательно впитывала их модель поведения. Выходит, ребенок может стать по-настоящему хорошим человеком только в том случае, если перед его глазами есть наглядный родительский пример. Можно справиться со всеми проблемами, если поддерживать друг друга, быть добрыми и неравнодушными к чужим бедам людьми.

  4. (Доброта на войне, добро побеждает зло) Война – это страшнейшее испытание, в котором в полной мере раскрывается человеческий характер. На поле брани невозможно долгое время лицемерить, носить ту или иную маску. К примеру, один из героев романа, будучи простым солдатом, смог сохранить душевное благородство и доброту даже в непростых условиях плена. Душа Платона Каратаева была полна милосердия и сострадания к людям. Он стремился помогать тем, кто нуждался в помощи, просто в добром слове. Так, герой поделился последним куском картошки с пленным Пьером Безуховым, и подобный жест был для него привычным делом. Каратаев чурался любого проявления жестокости, насилия, злобы. Он искренне верил, что в каждом, даже самом подлом и жестоком человеке скрывается чистая душа и добрые помыслы, просто не все догадываются об этом. Испытания войной и пленом никак не повлияли на личность Платона, который по-прежнему оставался добр с людьми и животными. Благодаря его поддержке Пьер Безухов получил шанс на жизнь. Выходит, доброта Платона Каратаева, его вера в лучшее оказались сильнее бессмысленной жестокости войны, раз Пьер смог выжить, полюбить, построить счастливую семью и всю жизнь сеять ростки доброго, прекрасного.

  5. (Жестокость как проявление душевной слабости) Одним ярких, самобытных, но при этом на редкость отрицательных персонажей романа по праву считается Анатоль Курагин. Эгоистичный, надменный и холодный красавец-дворянин превыше всего ставил лишь собственные интересы. Полностью погрязнув в разврате, он все свое время проводил в кутежах и бесконечном поиске новых развлечений. Молодой человек искал острые ощущения, он любил ходить по острию ножа, тем самым испытывая судьбу на прочность. Подобным образом жизни Анатоль позорил честь своей семьи, доставлял крупные финансовые неприятности отцу. Герой совершенно не задумывался о том, к каким серьезным последствиям может привести  его беспутная жизнь. Он настолько морально опустился, что был готов выгодно продать себя, подыскав подходящую невесту. Однако и это дело он не смог довести до логического завершения. Увлекшись очаровательной Наташей Ростовой, он решил совершить подлый поступок - похитить девушку и тем самым обесчестить ее. К счастью, о планах Анатоля стало известно Соне, которая обо всем рассказала родителям Наташи. Когда коварные планы Курагина были раскрыты, он попросту исчез из города, чтобы не держать ответ за свою подлость. Молодой человек не испытывал ни капли сожаления о содеянном, но вместе с тем боялся наказания, словно нашкодивший маленький мальчик. Его жестокость по отношению к людям можно смело назвать проявлением душевной слабости, безволия, неуверенности в собственных силах. Своим примером Анатоль Курагин доказал, что жестокость – это удел трусов и неудачников.