Аргументы к сочинению «Что такое внутренний мир человека?» к сочинению на ОГЭ/ЕГЭ
Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)
Дата публикации: 22.01.2020
Внутренний мир человека – сложное понятие, однозначного определения ему нет. Под внутренним миром понимается духовное начало человека, совокупность качеств личности, черт характера, психологических особенностей, особенностей мышления, определяющих отношение к окружающей действительности, взгляды на жизнь. Внутренний мир – это мысли и чувства, свойства человеческой души.
Примеры из литературы
Литературные герои – художественное воплощение реальных характеров. В классических произведениях авторы раскрывают внутренний мир своих героев в различных ситуациях, представляя читателю богатую и пеструю череду образов: сложных и сильных персонажей, нарочито отрицательных или ярких положительных героев.
- Внутренняя жизнь и духовные искания человека могут не соответствовать окружающей его действительности, внешнее и внутреннее вступает в конфликт. На этом конфликте часто строятся литературные произведения. Сильный герой с богатым внутренним миром стремится вырваться из обыденности и повседневности. Таков главный герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри». Он бежит из монастыря, ставшего символом его оков. На пути персонажу предстоит пройти испытание, в которых раскрываются грани его сложной души – свободолюбие и мужественность.
- Внутренний мир есть у каждого человека. Он может быть как богат, так и беден. Во все эпохи человек стремится к возвышенному или довольствуется малым, оставаясь примитивным в собственных желаниях и коротая свою жизнь в привычной среде. Действующие лица комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» – госпожа Простакова и её сын Митрофан - не отличаются богатством внутреннего мира. Помещица искренне считает, что географию знать не стоит. А зачем? Ведь существуют извозчики, которые довезут туда, куда необходимо. С семейством Простаковых контрастирует другой персонаж этой пьесы – невеста Митрофана, благоразумная и благодетельная девушка Софья, она богата не только материально, но и духовно. Простакова стремится женить на ней своего сына. Но погоня за «внешним богатством» не заканчивается успехом для внутренне бедных героев. А Софья достойна личного счастья, ведь её душа преисполнена истинными ценностями.
- Негативные черты внутреннего мира героев ярко и иронично раскрывает Николай Васильевич Гоголь в своей пьесе «Ревизор». Хлестаков оказывается в ситуации, из которой можно извлечь для себя выгоду, и с радостью пользуется такой возможностью. Поведение героя отлично отражает его «жизненные установки» и внутренние ценности. А сама ситуация, на которой строится пьеса, оказалась возможна из-за обывательских черт характера и способов мышления русского чиновничества. Природная лень и страх перед «вышестоящими» определяют образ жизни героев Гоголя.
- Ярким примером персонажа с богатым внутренним миром является Татьяна Ларина – главная героиня пушкинского «Евгения Онегина». Это возвышенная, романтичная, хорошо воспитанная и начитанная девушка. Она как будто «соткана из высоких материй». В романе Пушкина этот образ противопоставляется «будничной» и поверхностной Ольге. «Русская душою» Татьяна окажется ближе и роднее главному герою, Евгений влюбляется в неё, оставив Ольгу. Герои пишут друг другу письма, в которых раскрывают свои чувства и свой внутренний мир.
- Любовь и её проявления – ярчайшая черта, раскрывающая внутренний мир. Особое внимание к чувствам и переживаниям героя уделяется в литературе романтизма. Выдающийся образец этого жанра в русской литературе - повесть «Бедная Лиза», автор которой Николай Михайлович Карамзин был не только великим историком, но и писателем-романтиком. Его героиня – девушка, ведомая чувствами. Порывы страсти для неё сродни порывам ветра. Любовь дарит ей счастье и в то же время оказывается губительной: героиня заканчивает жизнь трагически, не сумев перенести предательство любимого.
- Верность – свойство характера и яркая черта внутреннего мира «русской женщины», воплощенная в древнерусской литературе в образе Ярославны, героини поэмы «Слово о полку Игореве». Её проникновенный «плач» - один из сильнейших в эмоциональном плане фрагментов произведения, её участь – ждать любимого, верить в его возвращение и взывать к силам природы, внутренний мир персонажа гармонично раскрывается в состоянии ожидания любимого.
- Духовным содержанием наполнены не только литературные, но и мифологические герои. В мифах Древней Греции боги представлялись человекоподобными. Обитатели Олимпа походили на людей не только внешне, но и внутренне. У Богов был свой внутренний мир. У каждого из них есть своя миссия, своё предназначение, доминирующая черта характера. Для Гермеса такими чертами стали ловкость и хитрость. Нежная и возвышенная Афродита стала для греков воплощением прекрасного в душе человека – повелительницей любви.
- Богатство внутреннего мира человека характеризуется состраданием, в том числе к "братьям нашим меньшим". Пример такого сострадания есть в произведении “Каштанка” Антона Павловича Чехова, где герой рассказа, работник цирка, взял бедную измученную потерявшуюся собаку, выкормил ее, обучил трюкам.
- Для детей характерно сказочное, фантастическое восприятие мира. Черты внутреннего мира ребенка проявляются через игру и фантазию, примером может служить Алиса – героиня повести Льюиса Кэролла. В своём путешествии в загадочную вымышленную страну она встречается с необычными персонажами. Страна и её обитатели – порождение внутреннего мира ребенка. Алиса становится для читателей воплощением «детскости», которой так не хватает в мировосприятии взрослого человека.
- Внутреннего ребенка сохранил в себе персонаж повести Рональда Даля «Шоколадная фабрика» кондитер Вилли. Он создает «фабрику мечты». В её облике отражаются черты характера героя. Через своё творение он открывает себя миру, окружающим людям, которые начинают иначе относится к этому странному, доброму, интересному и эксцентричному человеку.
Примеры из жизни
- Внутренний мир человека раскрывается в творчестве, душа представителя творческой профессии воплощается в ярких литературных, поэтических и музыкальных образах его произведений. Одним из самых сложных и противоречивых живописцев считают художника Винсента Ван Гога. На холсте мастер изливает свой многогранный внутренний мир, его картины отражают необычные свойства его натуры и своеобразное мировоззрение, за бытовым предметом может скрываться «целая философия». Пример тому – знаменитый «Ботинок» Ван Гога, это метафорический образ, отражающий состояние души. Мистичны, таинственны и загадочны работы испанского живописца Франсиско Гойи, человека со сложной судьбой и трагично-философским взглядом на мир.
- Песня – симбиоз музыкального и поэтического, союз настроения и содержания, мелодических приёмов и смыслового посыла. Это - слепок творческого мира автора, его маленькое послание вселенной. Показательны композиции знаменитой «ливерпульской четверки», снискавшие славу по всему миру. «The Beatles» очаровали слушателей, открыв душу в своих песнях, и нашли отклик в сердцах миллионов. Планету захватила «битломания».
- Мечта есть у каждого человека. Мечтают не только творцы, но и люди, далекие от творчества. В мечтах сокрыт внутренний мир человека. Кто-то с детства мечтал стать известным музыкантом и выступать на сцене, но жизнь сложилась так, что он работает в офисе и ведет вполне заурядную повседневную жизнь. Стоя дома перед зеркалом, или закрывая глаза и отходя ко сну, такой человек представляет, будто он стоит на сцене с красивой гитарой в руках, а многотысячный стадион «Олимпийский» ему аплодирует, внимая каждому спетому слову.
- В истории культуры есть персонаж, который подобно кондитеру Вилли из повести Рональда Даля «воплотил свои фантазии в жизнь». Это Уолт Дисней, он не просто автор мультфильмов, а создатель целой «кинематографической вселенной», удивительного «сказочного царства детства». Богатый внутренний мир этого человека позволил ему удачно совместить бизнес и творчество, он поделился «частичкой себя», подарив сказку детям всей земли.
- Не всем людям свойственно «открываться миру» и «распахивать свою душу» при первой встрече с незнакомством. Закрытость – важное свойство характера, скрывающее внутренний мир человека и потаенные уголки его души от посторонних глаз. Доступ туда получают лишь те, кто снискал доверие. Великие певцы и музыканты, художники и писатели в жизни были «закрытыми» людьми и потребность поделиться с миром своим внутренним миром воплотили через свои произведения.
- Внутренний мир человека часто раскрывается в общении. Мы встречаем людей, о которых хочется сказать: «Какой интересный собеседник». В советском фильме «Москва слезам не верит» есть персонаж Гоша – обычный слесарь, но интересный и богатый духовно человек. Такие люди встречаются и в жизни.
- Сон – личное интимное пространство каждого человека. Во снах находят выход особенности нашего внутреннего мира. Кто-то, засыпая, подобно Гойе, видит демонов и борется с «черными сторонами» своей души, а кто-то порхает бабочкой над Парижем, воплощая нереализованную мечту о путешествиях и безграничной свободе.
- Дети дают имена своим игрушкам. Это ещё один «житейский пример» проявления внутреннего мира человека. Играя, дети создают «модель общества», игрушечное, сказочное пространство, отражающее их представление о действительности.
- Взрослея, ребенок фантазирует о своей будущей жизни. В умах девочек формируется представление о принце, черты которого зачастую потом воплощаются в реальном супруге. Мальчики лелеют «образ своей единственной», способной стать спутницей жизни. Эти «милые черты» мы подсознательно ищем и находим в своей второй половине уже во взрослом возрасте. Такие «образы» и их воплощение в реальности – специфика внутреннего мира, определяющая жизнь человека.
- У каждого из нас есть кумиры: герои фильмов, рок-звезды, персонажи книг и комиксов. Те, кто нам симпатичен, становятся частью нашего внутреннего мира, духовным примером, ориентиром по жизни. Например, ребенок с детства живет в окружении персонажей «Марвел», он настолько вдохновлён человеком-пауком, что, повзрослев, выбирает профессию спасателя или полицейского. Или его любимой книгой становится «Маленький принц» Антуана. де Сент-Экзюпери, и он с детства запоминает заповедь : «Мы в ответе за тех, кого приручили».