Итоговое сочинение и готовые эссе по текстам ЕГЭПодготовка к сочинению ЕГЭНовые аргументы для сочинений по ОГЭ/ЕГЭАргументы к сочинению «Что такое внутренний мир человека?» к сочинению на ОГЭ/ЕГЭ

 

Аргументы к сочинению «Что такое внутренний мир человека?» к сочинению на ОГЭ/ЕГЭ

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 22.01.2020

Внутренний мир человека – сложное понятие, однозначного определения ему нет. Под внутренним миром понимается духовное начало человека, совокупность качеств личности, черт характера, психологических особенностей, особенностей мышления, определяющих отношение к окружающей действительности, взгляды на жизнь. Внутренний мир – это мысли и чувства, свойства человеческой души. 

 

Примеры из литературы

Литературные герои – художественное воплощение реальных характеров. В классических произведениях авторы раскрывают внутренний мир своих героев в различных ситуациях, представляя читателю богатую и пеструю череду образов: сложных и сильных персонажей, нарочито отрицательных или ярких положительных героев.

  1. Внутренняя жизнь и духовные искания человека могут не соответствовать окружающей его действительности, внешнее и внутреннее вступает в конфликт. На этом конфликте часто строятся литературные произведения. Сильный герой с богатым внутренним миром стремится вырваться из обыденности и повседневности. Таков главный герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри». Он бежит из монастыря, ставшего символом его оков. На пути персонажу предстоит пройти испытание, в которых раскрываются грани его сложной души – свободолюбие и мужественность.
  2. Внутренний мир есть у каждого человека. Он может быть как богат, так и беден. Во все эпохи человек стремится к возвышенному или довольствуется малым, оставаясь примитивным в собственных желаниях и коротая свою жизнь в привычной среде. Действующие лица комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» – госпожа Простакова и её сын Митрофан - не отличаются богатством внутреннего мира. Помещица искренне считает, что географию знать не стоит. А зачем? Ведь существуют извозчики, которые довезут туда, куда необходимо. С семейством Простаковых контрастирует другой персонаж этой пьесы – невеста Митрофана, благоразумная и благодетельная девушка Софья, она богата не только материально, но и духовно. Простакова стремится женить на ней своего сына. Но погоня за «внешним богатством» не заканчивается успехом для внутренне бедных героев. А Софья достойна личного счастья, ведь её душа преисполнена истинными ценностями.

  3. Негативные черты внутреннего мира героев ярко и иронично раскрывает Николай Васильевич Гоголь в своей пьесе «Ревизор». Хлестаков оказывается в ситуации, из которой можно извлечь для себя выгоду, и с радостью пользуется такой возможностью. Поведение героя отлично отражает его «жизненные установки» и внутренние ценности. А сама ситуация, на которой строится пьеса, оказалась возможна из-за обывательских черт характера и способов мышления русского чиновничества. Природная лень и страх перед «вышестоящими» определяют образ жизни героев Гоголя.
  4. Ярким примером персонажа с богатым внутренним миром является Татьяна Ларина – главная героиня пушкинского «Евгения Онегина». Это возвышенная, романтичная, хорошо воспитанная и начитанная девушка. Она как будто «соткана из высоких материй». В романе Пушкина этот образ противопоставляется «будничной» и поверхностной Ольге. «Русская душою» Татьяна окажется ближе и роднее главному герою, Евгений влюбляется в неё, оставив Ольгу. Герои пишут друг другу письма, в которых раскрывают свои чувства и свой внутренний мир.
  5. Любовь и её проявления – ярчайшая черта, раскрывающая внутренний мир. Особое внимание к чувствам и переживаниям героя уделяется в литературе романтизма. Выдающийся образец этого жанра в русской литературе - повесть «Бедная Лиза», автор которой Николай Михайлович Карамзин был не только великим историком, но и писателем-романтиком. Его героиня – девушка, ведомая чувствами. Порывы страсти для неё сродни порывам ветра. Любовь дарит ей счастье и в то же время оказывается губительной: героиня заканчивает жизнь трагически, не сумев перенести предательство любимого.
  6. Верность – свойство характера и яркая черта внутреннего мира «русской женщины», воплощенная в древнерусской литературе в образе Ярославны, героини поэмы «Слово о полку Игореве». Её проникновенный «плач» - один из сильнейших в эмоциональном плане фрагментов произведения, её участь – ждать любимого, верить в его возвращение и взывать к силам природы, внутренний мир персонажа гармонично раскрывается в состоянии ожидания любимого.
  7. Духовным содержанием наполнены не только литературные, но и мифологические герои. В мифах Древней Греции боги представлялись человекоподобными. Обитатели Олимпа походили на людей не только внешне, но и внутренне. У Богов был свой внутренний мир.  У каждого из них есть своя миссия, своё предназначение, доминирующая черта характера. Для Гермеса такими чертами стали ловкость и хитрость. Нежная и возвышенная Афродита стала для греков воплощением прекрасного в душе человека – повелительницей любви.

  8. Богатство внутреннего мира человека характеризуется состраданием, в том числе к "братьям нашим меньшим". Пример такого сострадания есть в произведении “Каштанка” Антона Павловича Чехова, где герой рассказа, работник цирка, взял бедную измученную потерявшуюся собаку, выкормил ее, обучил трюкам.
  9. Для детей характерно сказочное, фантастическое восприятие мира. Черты внутреннего мира ребенка проявляются через игру и фантазию, примером может служить Алиса – героиня повести Льюиса Кэролла. В своём путешествии в загадочную вымышленную страну она встречается с необычными персонажами. Страна и её обитатели – порождение внутреннего мира ребенка. Алиса становится для читателей воплощением «детскости», которой так не хватает в мировосприятии взрослого человека.
  10. Внутреннего ребенка сохранил в себе персонаж повести Рональда Даля «Шоколадная фабрика» кондитер Вилли. Он создает «фабрику мечты». В её облике отражаются черты характера героя. Через своё творение он открывает себя миру, окружающим людям, которые начинают иначе относится к этому странному, доброму, интересному и эксцентричному человеку.

 

Примеры из жизни

  1. Внутренний мир человека раскрывается в творчестве, душа представителя творческой профессии воплощается в ярких литературных, поэтических и музыкальных образах его произведений. Одним из самых сложных и противоречивых живописцев считают художника Винсента Ван Гога. На холсте мастер изливает свой многогранный внутренний мир, его картины отражают необычные свойства его натуры и своеобразное мировоззрение, за бытовым предметом может скрываться «целая философия». Пример тому – знаменитый «Ботинок» Ван Гога, это метафорический образ, отражающий состояние души. Мистичны, таинственны и загадочны работы испанского живописца Франсиско Гойи, человека со сложной судьбой и трагично-философским взглядом на мир.
  2. Песня – симбиоз музыкального и поэтического, союз настроения и содержания, мелодических приёмов и смыслового посыла. Это - слепок творческого мира автора, его маленькое послание вселенной. Показательны композиции знаменитой «ливерпульской четверки», снискавшие славу по всему миру.  «The Beatles» очаровали слушателей, открыв душу в своих песнях, и нашли отклик в сердцах миллионов. Планету захватила «битломания».

  3. Мечта есть у каждого человека. Мечтают не только творцы, но и люди, далекие от творчества. В мечтах сокрыт внутренний мир человека. Кто-то с детства мечтал стать известным музыкантом и выступать на сцене, но жизнь сложилась так, что он работает в офисе и ведет вполне заурядную повседневную жизнь. Стоя дома перед зеркалом, или закрывая глаза и отходя ко сну, такой человек представляет, будто он стоит на сцене с красивой гитарой в руках, а многотысячный стадион «Олимпийский» ему аплодирует, внимая каждому спетому слову.
  4. В истории культуры есть персонаж, который подобно кондитеру Вилли из повести Рональда Даля «воплотил свои фантазии в жизнь». Это Уолт Дисней, он не просто автор мультфильмов, а создатель целой «кинематографической вселенной», удивительного «сказочного царства детства». Богатый внутренний мир этого человека позволил ему удачно совместить бизнес и творчество, он поделился «частичкой себя», подарив сказку детям всей земли.
  5. Не всем людям свойственно «открываться миру» и «распахивать свою душу» при первой встрече с незнакомством. Закрытость – важное свойство характера, скрывающее внутренний мир человека и потаенные уголки его души от посторонних глаз. Доступ туда получают лишь те, кто снискал доверие. Великие певцы и музыканты, художники и писатели в жизни были «закрытыми» людьми и потребность поделиться с миром своим внутренним миром воплотили через свои произведения.
  6. Внутренний мир человека часто раскрывается в общении. Мы встречаем людей, о которых хочется сказать: «Какой интересный собеседник». В советском фильме «Москва слезам не верит» есть персонаж Гоша – обычный слесарь, но интересный и богатый духовно человек. Такие люди встречаются и в жизни.
  7. Сон – личное интимное пространство каждого человека. Во снах находят выход особенности нашего внутреннего мира. Кто-то, засыпая, подобно Гойе, видит демонов и борется с «черными сторонами» своей души, а кто-то порхает бабочкой над Парижем, воплощая нереализованную мечту о путешествиях и безграничной свободе.
  8. Дети дают имена своим игрушкам. Это ещё один «житейский пример» проявления внутреннего мира человека. Играя, дети создают «модель общества», игрушечное, сказочное пространство, отражающее их представление о действительности.

  9. Взрослея, ребенок фантазирует о своей будущей жизни. В умах девочек формируется представление о принце, черты которого зачастую потом воплощаются в реальном супруге. Мальчики лелеют «образ своей единственной», способной стать спутницей жизни. Эти «милые черты» мы подсознательно ищем и находим в своей второй половине уже во взрослом возрасте. Такие «образы» и их воплощение в реальности – специфика внутреннего мира, определяющая жизнь человека.
  10. У каждого из нас есть кумиры: герои фильмов, рок-звезды, персонажи книг и комиксов. Те, кто нам симпатичен, становятся частью нашего внутреннего мира, духовным примером, ориентиром по жизни. Например, ребенок с детства живет в окружении персонажей «Марвел», он настолько вдохновлён человеком-пауком, что, повзрослев, выбирает профессию спасателя или полицейского. Или его любимой книгой становится «Маленький принц» Антуана. де Сент-Экзюпери, и он с детства запоминает заповедь : «Мы в ответе за тех, кого приручили».