Аргументы из литературы по направлению «Человек и общество»

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 08.04.2020

Одной из самых популярных тем в мировой литературе на протяжении многих лет остается тема взаимосвязи человека как отдельной личности и социума. Будучи неразрывной частью окружающего мира, общество подвержено внешним и внутренним изменениям, оно имеет определенные традиции, правила, порядки. Составляющим звеном любого социума является человек, который с момента рождения принадлежит той или иной социальной группе. Эта принадлежность совершенно не зависит от его желаний и предпочтений, но при этом оказывает колоссальное влияние на формирование личности. И если человек является лишь крошечным винтиком в огромном механизме под названием «общество», способен ли он как повлиять на него, круто изменить окружающих людей. В подборке, приведенной ниже, собраны аргументы из художественной литературы, которые пригодятся при написании сочинения на тему «Человек и общество».

  1. В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой продемонстрировал двуликость высшего общества в России образца начала XIX столетия. С одной стороны, это была верхушка общества, аристократия, прекрасно воспитанная и образованная, впитавшая в себя лучшие европейские ценности. Однако при этом Лев Николаевич не забывает показать и иную сторону русского дворянства – его ничем не прикрытое лицемерие, которое выражалось в духовной бедности, пугающем равнодушии к окружающим, поиске выгоды всегда и во всем, пустых разговорах. Общество подобных людей быстро надоедало человеку думающему, прогрессивному, честному, поскольку за их внешних лоском и великолепием скрывалась тоскливая пустота. В качества контраста подобным представителям русской аристократии Толстой показал и иных дворян, которые своим существованием служили примером истинного благородства, милосердия и чуткости по отношению к близким. Это, прежде всего, Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова и другие. В этих героях не было ничего общего с теми бездушными мертвецами, что вели пустые разговоры и лицемерно улыбались друг в друга в изысканных столичных салонах. Это были яркие личности: думающие, сопереживающие, болеющие всей душой за отчизну. Им были чужды интриги высшего света, да и сами они были чужими в этом мире. На примере нескольких аристократических семейств писатель продемонстрировал, что причиной подобного различия между людьми одного круга является правильное воспитание и жизненные ценности, которые родители закладывали своим детям в раннем детстве.

  2. Максим Горький видел идеал человека в одном из своих героев – юноше Данко из произведения «Старуха Изергиль». Когда над его соплеменниками нависла смертельная опасность, отважный юноша решил пожертвовать собственной жизнью, чтобы спасти их и вывести из дремучего леса в безопасное место. Вырвав из груди пылающее сердце, Данко вывел свой народ из лесной чащи, подарив тем самым надежду на лучшую жизнь. Он умер, но принял смерть с улыбкой на устах, поскольку жизнь его была прожита не зря. Антагонистом Данко в произведении является гордый и самовлюбленный Ларра – прекрасный сын орла и женщины. В его душе не было места ни любви, ни доброте, ни милосердию. Из эгоистичных побуждений убив девушку, Ларра тем самым обрекает себя на одиночество – его изгоняют из племени, и отныне ему суждено вечно скитаться по земле. Он настолько духовно беден, что способен лишь получать, ничего не отдавая взамен. Писатель подчеркивает, что такой человек никогда не сможет стать по-настоящему свободным и счастливым. Данко же, напротив, готов поделиться самым ценным, что у него есть – собственной жизнью ради того, чтобы принести пользу окружающим, сделать жизнь людей чуточку лучше. По мнению Максима Горького именно в бескорыстном служении обществу и заключается смысл жизни.
  3. Главный герой романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» - непризнанный гений, написавший рукопись о Понтии Пилате. Однако завистливые, бесталанные литераторы из МАССОЛИТа устроили настоящую травлю на удивительное произведение Мастера. Искусно маскируя свою зависть, ненависть и желчь к талантливому коллеге, они принялись обличать его со страниц литературных изданий. Не выдержав потока яростной критики, Мастер был вынужден уничтожить свои рукописи. Более того – доведенный до отчаяния, писатель оказался в сумасшедшем доме. Однако в этом было его счастье: перестав быть частью циничного, завистливого, насквозь прогнившего общества, Мастер смог духовно возродиться и обрести вечный покой со своей возлюбленной Маргаритой.

  4. Чтобы общество было здоровым и сильным, оно постоянно должно развиваться. Так, А. С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» наглядно продемонстрировал, какие последствия следует ожидать от закостенелого социума, не способного двигаться вперед. В произведении нарицательным выступает так называемое «фамусовское» общество – сборище людей, которые, несмотря на свою принадлежность к высшему свету, прекрасное воспитание и образование, погрязли в невежестве и скудоумии. Они умиляются всему западному, преклоняются перед высокими чинами, деньгами и властью, считают лицемерие единственно правильной нормой общения. Противостоит фамусовскому обществу юный дворянин Чацкий, который не боится открыто высказывать свои мысли, критиковать недостатки и пороки общества и действующей власти. Молодой человек стремится к знаниям, новым открытиям, он нетерпелив, горяч и страстен. Он бесстрашно становится на защиту искусства, науки и свободы, пытаясь привнести в затхлый фамусовский мирок глоток свежего воздуха. Однако чопорные аристократы не готовы изменять своим правилам и привычкам. Они способны безжалостно уничтожить ростки всего нового и прекрасного, которые угрожают стабильности их привычного мировоззрения. На примере Чацкого и фамусовского общества продемонстрировал извечный конфликт думающих, прогрессивных людей и тех, кто погряз в консерватизме.
  5. Центральный персонаж романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» не боится идти в разрез с правилами и нормами современного ему общества. Будучи яркой, самобытной личностью, Печорин, прежде всего, ориентируется на собственные желания и стремления. Обладая беспокойной, думающей, ищущей натурой, склонной к философским размышлениям, он постоянно находится в поиске истины, смысла жизни, однако так и не находит его. Не прогибаясь под законы светского общества, он поступает с окружающими людьми так, как считает нужным. Неудивительно, что это вызывает отторжение, и Печорин зачастую остается одиноким и никем не понятым. Не в состоянии в полной мере реализовать собственный потенциал, занимаясь бесконечным самоанализом, герой оказывается глубоко несчастным человеком.

  6. В романе «Господа Головлевы» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин решил продемонстрировать все проблемные стороны дворянства на примере одного семейства. Будучи типичными представителями высшего сословия, члены этой семьи вобрали в себя все типичные его пороки: праздность, невежество, алчность, лицемерие, нежелание трудиться и развиваться. Арина Петровна Головлева всю свою жизнь была занята исключительно накоплением богатства, совершенно не уделяя должного внимания воспитанию и духовному развитию собственных детей. Своей жизнью она подавала далеко не лучший пример отпрыскам, которые в итоге выросли жалкими, несчастными, ни на что не пригодными людьми. Лишь в конце жизненного пути Арина Петровна поняла, насколько глубоко заблуждалась в расстановке жизненных приоритетов. Автор хотел показать на примере одного семейства, какое печальное будущее уготовано русскому дворянству, погрязшему в грехах и пороках. Как в дальнейшем показала история, Михаил Евграфович оказался прав в своем предвидении.
  7. В произведении Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» показан унылый, безрадостный мир, в котором людей можно было идентифицировать не по имени, а по лагерному номеру. Утратив былые ценности, человечество все больше скатывалось в первобытное состояние, когда всем заправляют звериные инстинкты и повадки. Теперь главной заботой людей является лишь потребление первичных биологических потребностей. Среди подобного окружения даже самым стойким людям сложно сохранить в себе нормальные человеческие качества. Однако Иван Денисович Шухов, заключенный под номером восемьсот пятьдесят четыре, смог противостоять окружающему его безумию. Невзирая на все трудности, он продолжает радоваться каждому дню, прожитому на Земле. В душе героя еще есть место сочувствию к ближнему, милосердию. В противовес Шухову писатель ставит лагерных надзирателей – сытых, довольных жизнью ничтожеств, которые пошли против всех мыслимых человеческих законов. Построив сомнительное благополучие на несчастье сотен ни в чем не повинных людей, они тем самым исключили себя из нормального общества, уничтожили моральное право на существование.

  8. В рассказе «Ионыч» Антон Павлович Чехов противопоставляет обществу главного героя, личность и жизненные ценности которого меняются в течение всего произведения. Так, в самом начале рассказа земской врач Дмитрий Ионыч Старцев предстает молодым, полным надежд человеком. Не имея иных развлечений в провинции, он часто навещает семейство Туркиных, каждый член которого пытается блеснуть мнимыми талантами. Пребывая в плену собственной глупости и невежества, Туркины не готовы к тому, чтобы развиваться и двигаться вперед. На их фоне явно контрастирует Старцев, однако вскоре и он попадает под влияние окружающего общества, и, сам того не замечая, начинает деградировать, опускаться на нравственное дно. Старцев утрачивает былые чистые мечты, перестает интересоваться чем-либо. Теперь его ум поглощают лишь заботы о комфортной жизни, накопительстве. В итоге герой становится типичным представителем общества, в котором ему волей судьбы довелось оказаться. Не имея сильного внутреннего стержня, он поддался влиянию социума, который полностью подмял под себя личность героя.
  9. Главный герой романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» проходит ряд мучительных жизненных испытаний, прежде чем находит ответ на вопрос, как жить в этом мире. Григорию Шолохову, как и многим его сверстникам, довелось пройти все ужасы Первой мировой войны, Гражданской революции, став свидетелем крушения старой жизни и становления нового миропорядка. Не в силах сделать верный выбор, он мечется между двумя противоборствующими лагерями, но ни в одном из них не чувствует себя спокойным и счастливым. Ему не дает покоя мысль, что он вынужден участвовать в бессмысленной и невероятно жестокой братоубийственной войне. К тому же на долю героя выпадают и любовные терзания. Испытывая сильное чувство к замужней Аксинье, Григорий идет наперекор отцу, общественному мнению, бросает собственную семью. Однако эти решительные действия не приносят счастья Григорию. В итоге, устав от бесконечных метаний, он решает просто жить тихой, спокойной жизнью: вести хозяйство, воспитывать детей. Однако общество не приемлет подобного выбора героя, и навешивает на него страшный ярлык – «предатель».
  10. В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский наглядно демонстрирует, на какие роковые поступки способно сподвигнуть общество человека, находящегося в плену мучительных терзаний. Родион Раскольников неспроста пришел к решению убить старуху-процентщицу. На этот шаг героя натолкнуло общество, погрязшее в нищете, грехах и пороках. Молодой человек глубоко страдал от собственной бедности, невозможности учиться и развивать собственный потенциал. Однако еще больше его угнетала мысль, что в таком печальном состоянии пребывает множество людей вокруг него. Осознав, что этим миром правят лишь деньги и никому нет дела до моральных ценностей, герой решает сделать шаг в бездну. Но вместе с тем Достоевский демонстрирует тип другого человека на примере Сони Мармеладовой. Будучи глубоко верующей девушкой с крепкими моральными принципами, она становится проституткой, чтобы прокормить свою семью. Для Сони это был очень тяжелый нравственный выбор, однако она пошла на него ради спасения голодных малышей. Вместе с тем ее родной отец, совершенно не заботясь о семье, пропивает в кабаках деньги, заработанные дочерью таким путем. На примере героев романа писатель демонстрирует, что человек не способен быть полностью свободным от общества, которое подавляет его, заставляет подчиняться своим правилам.