«Реквием», анализ поэмы Ахматовой

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 13.09.2020

Анна Ахматова вошла в историю отечественной литературы как удивительно талантливая поэтесса, способная проникать своим творчеством в самые потаенные уголки человеческой души. Не одно поколение почитателей поэзии Ахматовой с упоением читали ее стихи, плакали над ними, переосмысливали собственные жизни. Произведения Ахматовой – вне времени, поскольку затрагивают самые важные темы и проблемы, которые не утрачивают своей актуальности даже при смене эпох. Одним из самых эмоционально сильных произведений поэтессы является ее поэма «Реквием».

История создания

Первоначально Анна Андреевна Ахматова планировала написать небольшой цикл лирических произведений, посвященных периоду реакции. Никто не ожидал, что перемены, происшедшие в России, будут такими разительными для всего общества. После того, как по стране прошлась Гражданская война, оставив после себя миллионы искалеченных судеб, к власти пришло новое правительство. Чтобы закрепить свои позиции и не допустить контрреволюционные настроения, оно тут же принялось устраивать показательные расправы над всеми, кто не поддерживал социалистическую власть. В итоге начались массовые репрессии, жертвами которой стали простые люди, чья вина заключалась лишь в том, что они мыслили иначе, чем того требовала Советская власть. Людей сажали в тюрьмы, где их подвергали пыткам, казнили без суда и следствия.

Одними из первых жертв подобных репрессий стали дорогие сердцу люди Анны Ахматовой: супруг Николай Гумилев и их общий сын Лев Гумилев. В 1921 году Николай Гумилев был расстрелян по обвинению в контрреволюционных действиях.  Лев был арестован только потому, что имел несчастье носить отцовскую фамилию. Анна Ахматова тяжело переживала смерть супруга, и ее душевный надрыв стал той отправной точкой, когда началась история написания «Реквиема». Первые части поэмы были написаны в 1934 году. Когда же поэтесса поняла, что репрессиям не видно ни конца, ни края, она решила объединить свои короткие произведения в единый цикл. «Реквием» был завершен в 1938-1940 годах, однако он не мог быть опубликован в ту непростую эпоху, когда и за меньшее людей отправляли в лагеря на верную смерть.

Лишь в 60-х годах, в период краткосрочной оттепели, Ахматова впервые отважилась прочесть поэму самым близким друзьям.  После каждого такого чтения она неизменно сжигала свою рукопись, но каким-то чудом она просочилась в самиздат, где вручную переписывали запрещенную литературу, и передавали из рук в руки только самым проверенным и надежным людям. Затем поэма оказалась за границей, где была опубликована с официальной подписью «без ведома и согласия автора» - эта фраза служила хоть какой-то гарантией безопасности поэтессы.

Смысл названия

Реквием – таково название траурной церковной службы, которую проводят по умершему человеку. Этот религиозный термин зачастую брали на вооружение известные композиторы, чтоб подчеркнуть торжественность своих музыкальных произведений, которые служили аккомпанементом во время проведения заупокойной католической мессы.  Так, например, большую популярность приобрел реквием Моцарта, который как нельзя более точно передал эмоции и чувства, которые испытывают люди, провожая близкого человека в последний путь.

Анна Ахматова недаром выбрала для своего драматического произведения многозначное название «Реквием». Ее поэма стала своеобразным посвящением всем узникам – невольным жертвам репрессий, которых ждала неминуемая смерть. Поэтесса как будто озвучила страдания и мольбы всех матерей, жен и дочерей, которые в полной беспомощности наблюдали за тем, как и любимые люди обреченно шли на эшафот.

В то страшное время единственной возможностью увидеть близкого человека было многочасовая осада тюрем. В любую погоду, и в лютые морозы, и в  испепеляющий зной, сотни женщин безмолвно ждали много часов, чтобы хотя бы краешком глаза увидеть мужа, отца, сына, и сказать ему последнее «Прощай!». В итоге подобных страшных в своей жестокости репрессий погибло множество инакомыслящих людей, был уничтожен цвет нации, тонкая прослойка думающей, культурной интеллигенции. 

Жанр, размер, направление

В ХХ веке в литературе появилось новое модное явление, которое быстро покорило весь литературный мир. Это был модернизм, который уверенно покорил вершину литературного Олимпа. Это направление было настолько масштабным и емким, что произошло его неизбежное дробление на большое количество разнообразных течений. Для своего творчества Анна Ахматова выбрала акмеизм – литературное течение, для которого была характерна предметность образов и предельная ясность слога.

Акмеисты считали своим долгом придавать неприглядным жизненным явлениям наилучшую форму, всячески облагораживать человеческую природу, делая акцент лишь на лучших ее качествах. Поэма «Реквием» стала прекрасным образцом этого нового течения, поскольку в полной мере соответствовала его главным моральным и эстетическим принципам: классической строгости стиля, ясным образам, стремлением автора передать даже самые ужасные проявления человеческой жестокости мелодичным языком поэзии и тем самым предостеречь потомков от роковых ошибок своих неразумных предков.

Не меньший интерес представляет и жанр «Реквиема» - поэма. Композиционно произведение Ахматовой можно отнести к эпическому роду, поскольку оно состоит из пролога, основной части и эпилога. Кроме того, оно охватывает несколько исторических периодов, которые связаны друг с другом самым тесным образом. В своем произведении Анна Ахматова показала, насколько частым и глубоким в отечественной истории  было проявлением материнского горя. Поэтесса призывала ни в коем случае не забывать о тех страшных событиях, чтобы не допустить повторения трагедии.


Для поэмы «Реквием» характерен динамичный стихотворный размер, в строках – различное количество стоп. Это связано с тем, что Анна Ахматова писала свое произведение в разное время, отрывками, в результате чего стилистика фрагментов отличалась, как и восприятие от прочтения поэмы.

Композиция

Особенность композиции связана, прежде всего, изначальным замыслом Ахматовой – создать цикл законченных, но при этом совершенно не зависимых друг от друга произведений. В результате получился необычный эффект: при прочтении кажется, что поэма написана хаотично, стихийно, как будто автор урывками дополнял ее, складывал сложную мозаику из отдельных фрагментов.

  1. Пролог произведения включает в себя две первые главы – «Посвящение» и «Вступление». С их помощью автор вводит читателя в курс описываемых событий, показывая, о каком историческом отрезке и о каких событиях пойдет речь.
  2. В последующих четырех стихах Ахматова проводит параллель между горькой участью матерей в разные исторические эпохи. Она делится и своей трагической историей, описывая арест сына, раздирающее душу одиночество, вспоминая дни беззаботной, легкомысленной юности, когда она еще не подозревала, какие тяжелы испытания приготовила ей судьба.
  3. В 5-й и 6-й главах мать предчувствует скорую кончину горячо любимого сына, ее мучает неизвестность.
  4. Приговор и известие о предстоящей ссылке сына в Сибирь.
  5. Мать, пребывая в глубоком отчаянии, взывает к смерти, чтобы та пришла к ней.
  6. В 9-й главе описывается долгожданное свидание с сыном, которое состоялось в тюремных стенах. Эта встреча оставляет глубокий след в душе матери.
  7. Распятье. Всего в нескольких строках мать передает душевное состояние сына, который умоляет ее не рвать себе душу и не рыдать на его могиле. Ахматова проводит параллель между арестом сына и распятием Христа, который принял мученическую смерть, будучи ни в чем не виновным, как и ее сын. А свою тоску и безысходное отчаяние она сравнивает с подобным состоянием самой Богородицы, которая была свидетельницей жестокой казни любимого сына, и при этом ничего не могла изменить: ни отменить казнь, ни даже облегчить последние страдания несчастного Христа.
  8. Эпилог. В завершении поэмы Анна Ахматова призывает читателей не оставаться равнодушными к тем страшным событиям, свидетельницей которых ей довелось стать. Опасаясь забвения, она просит воздвигнуть памятник народному страданию, чтобы никогда более не допустить подобного беззакония.

О чем поэма?

«Реквием» во многом является автобиографическим произведением. В нем описывается арест единственного сына Ахматовой, которая навещала его с передачами в тюрьме. Молодой Лев Гумилев оказался под арестом только потому, что его отец Николай Гумилев был казнен по обвинению в контрреволюционной деятельности, что по тем временам было одним из самых страшных приговоров. За подобную статью в 30-х годах прошлого века в СССР уничтожались целые семьи: кого-то расстреливали, кого-то отправляли в лагеря, кого-то признавали «врагом народа» и не давали никакого шанса на полноценную жизнь в обществе. В итоге Льву Гумилеву довелось пережить на своем веку три ареста, один из которых завершился сибирской ссылкой в 1938 году. В 1944 году он воевал в штрафном батальоне, но после вновь был арестован и посажен за решетку. Как и мать, Лев Гумилев был реабилитирован лишь после смерти Сталина в 1953 году.

В прологе поэмы читатель становится свидетелем того, как поэтесса сообщает сыну страшный приговор – ссылку в Сибирь. Она остается в полном одиночестве, поскольку ей запрещено отправиться след за сыном. Словно в  беспамятстве, она бродит по лицам города, припоминая события двухлетней давности, когда она с ужасом ожидала приговора. Ахматова, как и сотни других женщин, часами выстаивала в огромной очереди, чтобы хоть что-то узнать о судьбе сына. Далее она повествует о том, как произошел арест, как ей пришлось свыкаться с мыслью о своем одиночестве. В течение долгих семнадцати месяцев она со страхом и внутренним трепетом ожидает приговора, и вот этот час настает – ее кровиночку отправляют в Сибирь, где суждено отсидеть немалый срок в нечеловеческих условиях. Однако это даже радует несчастную женщину, поскольку у нее остается слабая надежда на то, что сын выживет, и вернется к ней. Затем она описывает свидание со Львом и то чувство страшной безнадежности, которое она испытала при взгляде на сломленного духом сына. В эпилоге произведения Ахматова описывает, через какие муки прошли все те женщины, которым довелось часами стоять в очередях в надежде увидеть родного человека. Поэтесса уверена, что необходимо поставить памятник всем матерям и женам, которым пришлось пройти через все круги ада.  Он должен служить вечным напоминанием того, какая страшная жестокость царила в те времена.


Главные герои и их характеристика

  • Лирическая героиня. Прототипом лирической героини стала сама Анна Андреевна Ахматова. Это образец сильной, волевой женщины, способной противостоять многим жизненным невзгодам и достойно принимать удары судьбы. Однако страх за жизнь собственного ребенка отнимают все внутренние силы героини, которая готова валяться в ногах палача, лишь бы тот пощадил ее чадо. Для героини арест сына становится двойным ударом, поскольку она уже потеряла мужа по той же причине, и смертельно боится, что та же участь ждет и ее сына. Героиня не скрывает своих чувств, она подробно описывает душевные переживания. Все ее естество буквально кричит от боли и страданий. Она вспоминает, как в молодости была легкомысленной насмешницей, и даже не подозревала о том, какие муки ей доведется испытать через время. Женщина окончательно не ломается лишь потому, что у нее остается надежда на то, что сын выживет, а, значит, ради него она должна оставаться сильной, способной на борьбу.
  • Сын. Этот образ описан не столь подробно и детально, однако явно чувствуется его сравнение с Христом. Точно так же он, будучи безвинной жертвой, смиренно принимает свое несправедливое наказание. Каким-то чудо он находит в себе силы, чтобы утешить мать на их единственном свидании, но ему не удается скрыть страшный, многозначительный взгляд, который так пугает женщину. Молодой человек держится с большим мужеством, и мать гордится его стойкостью.
  • Женские образы. Они весьма разнообразны и многогранны, но всех объединяет горькая участь матерей, которым суждено пережить немало страданий. Тревога за близких людей буквально выпивает из них кровь, опустошает души, иссушает лица. Пугающая неизвестность не дает им возможность нормально жить и дышать, и они готовы часами стоять в огромной очереди, лишь хоть краешком глаза увидеть дорого человека, как-то поддержать его, утешить. Героиня считает их своими подругами, сестрами по несчастью, и не сомневается, что многие последуют в далекую Сибирь вслед за своими близкими. Она невольно сравнивает их с ликом Богоматери, которая безропотно переживала мученическую смерть своего сына.

Тема

  • Тема памяти. Ахматова поднимает тему народной памяти, чтобы никто никогда не забыл о страшном людском горе, описанном в поэме. Поэтесса считает, что вечная скорбь должна послужить наглядным примером того, к чему может привести безнаказанная жестокость. Об этом необходимо помнить, чтобы эта трагедия более никогда не повторилась на земле. Анна Ахматова, как мать, призывает в свидетели всех тех, кто вместе с ней стоял в очередях, и просит об одном – воздвигнуть памятник тем, кто стал невинной жертвой кровавого режима.
  • Тема материнского страдания. Лирическая героиня всем сердцем любит своего единственного сына, и для нее становится страшным ударом известие о его аресте. Собственная беспомощность и невозможность хоть как-то облегчить участь своего ребенка еще более усугубляют душевное состояние женщины. Она в красках представляет себе, как тусклый свет пробирается в крошечное тюремное окошко, как в веренице печальных узников идет и ее сын, ни в чем не повинный человек. Неопределенность, ожидание приговора буквально сводят с ума мать, которая ни на что не может повлиять. Ей остается лишь стоять в бесконечной очереди вместе с другими женщинами, чьи любимые люди оказались за решеткой. Общее страдание объединяет несчастных, возвышает их над остальными людьми, делает сопричастными к страданиям самой Богородицы, которая много лет назад оплакивала горячо любимого сына, принявшего мученическую смерть.
  • Тема родины. Ахматовой, как истинному патриоту, было тяжело наблюдать за тем, во что превратилась ее родная страна. Она описала это так: «И безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами черных марусь». Она видит в России того самого мученика, который смиренно сносит все страдания. Страна, словно беззащитный тюремный узник, корчится под ударами тяжелых сапог. Ее страдания заключаются в народном горе, которое можно сопоставить разве что со страданием матери, потерявшей сына.
  • Тема народной скорби и страданий. Эта тема полностью раскрывается в описании огромной очереди, которая, словно живой организм, живет, волнуется, испытывает страх и боль. Эта очередь соткана из человеческих страданий, изувеченных судеб, безнадежности. Независимо от возраста и социального положения, женщины в этой очереди имеют много общего – они скованы одной бедой, которая никому из них не сделала поблажки.
  • Тема времени. В произведении гармонично переплетены несколько исторических эпох, которые Ахматова объединяет общей бедой. Она показывает, что материнское страдание, жестокость, безнаказанность существуют в этом мире вне времени: они происходили много веков назад, и продолжают существовать в современных реалиях. Лирическая героиня сравнивает себя со стрелецкими женами, которые рыдали у стен Кремля. Она чувствует неразрывную связь со всеми женщинами, которым довелось пережить утрату близких людей.
  • Тема любви. Ахматова показывает всю глубину любви женщин, которые готовы пожертвовать всем ради того, чтобы поддержать любимых людей в час суровых испытаний. Перед такой самозабвенной любовью бессильны все палачи, все тюрьмы мира.

Идея

Работая над поэмой, Анна Андреевна ставила перед собой задачу воздвигнуть памятник всем тем несчастным жертвам репрессий, чьи судьбы изувечены безжалостно рукой советской власти. Поэтесса справилась с этой задачей, поскольку ее «Реквием» стал те самым нерушимым монументом, который вечно будет напоминать о загубленных жизнях. При этом Ахматова делает акцент на том, что в основе ее поэмы лежит не столько ее личная драма, сколько горе всего народа. Мотив смерти, безысходности, душевного надрыва буквально пронизывает все произведение.


Проблемы

Проблематика поэмы весьма многогранна. Несмотря на давность описываемых событий, она остается актуальной и по сей день, поскольку даже в современном мире еще есть место политическим репрессиям, жертвами которых становятся ни в чем не виновные люди.

  • Несправедливость. Ахматова пишет о том, что мужья, отцы и сыновья тех женщин, что стояли с ней в общей очереди, оказались за решеткой только потому, что были чуждыми новой власти. Они не совершили никаких преступлений, но оказались в тюрьме лишь по той причине, что были не согласны с постулатами советского правительства, и посмели как-то выразить свое мнение. Сын Ахматовой был приговорен к лагерям из-за того, что его отец был расстрелян по подозрению в контрреволюционной деятельности. Символом безжалостной диктатуры является огромная красная звезда с кровавыми отблесками, которая повсюду преследует лирическую героиню. Будучи символом новой власти, она в представлении поэтессы представляет атрибут антихриста – звезду смерти.
  • Проблема исторической памяти. Анну Андреевну очень тревожит мысль о том, что новые поколения с легкостью забудут все те ужасы, через которые пришлось пройти их предкам. Она словно предчувствовала, что на долгие годы она и ее бунтарское творчество окажется под запретом в стране, в которой власть безжалостно уничтожает тех, кто смеет сомневаться идеологии действующей партии. Даже когда спустя время этот запрет был снят, Ахматова оказалась под прицелом безжалостных критиков. Ее обвиняли во всех смертных грехах, сознательно умаляли творчество гениальной поэтессы. Под лозунгами светлой борьбы за интересы простого народа Ахматова как поэт была буквально растоптана своими лицемерными коллегами.
  • Беспомощность и бесправие. При всей своей огромной, всепоглощающей любви к сыну героиня не способна как-то повлиять на его горькую судьбу, облегчить участь. Как и сотни матерей, обреченных провожать в последний путь своих детей, героиня может лишь безропотно ждать хоть какую-то весточку о своем сыне. Им приходится шепотом, тайком ото всех делиться своим переживаниями и страхами, ведь за малейшее лишнее слово, высказанное против действующей власти, человека могли отправить гнить в лагерях.

Критика

Долгое время произведение Анны Ахматовой находилось под запретом на родине. Лишь в 1980-е годы поэма «Реквием» сала официально публиковаться в России. Советские литераторы считали своим священным долгом при каждом удобном случае принижать поэтический талант Ахматовой. Весьма ярким и красноречивым образцом подобного лицемерия и лизоблюдства является доклад Жданова, в котором он в свойственной ему пропагандистской манере уничтожал Ахматову как глубокую, тонкую поэтессу:

Основное у нее — это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Чувство обреченности, … мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические переживания пополам с эротикой — таков духовный мир Ахматовой. Не то монахиня, не то блудница, а вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой.

В своем докладе он акцентировал внимание читателей на том, что Ахматова своими стихами показывает дурной пример молодежи, развращая ее своей тоской по буржуазному прошлому:

Нечего и говорить, что подобные настроения или проповедь подобных настроений может оказывать только отрицательное влияние на нашу молодежь, может отравить ее сознание гнилым духом безидейности, аполитичности, уныния.

Гораздо раньше, чем в Советском Союзе, поэма «Реквием» была напечатана за границей, и первыми с ней познакомились советские эмигранты. Они могли спокойно составить собственное мнение о произведении, без какого-либо влияния извне. Так, поэт Иосиф Бродский, который после лишения советского гражданства жил в Америке, написал подробный анализ поэмы. Его глубоко поразил «Реквием» Ахматовой, который полностью отражал его собственную позицию:

 «Реквием» — произведение, постоянно балансирующее на грани безумия, которое привносится не самой катастрофой, не потерей сына, а вот этой нравственной шизофренией, этим расколом — не сознания, но совести.

Бродский отметил, что Ахматова буквально разрывалась на части, ее терзали внутренние противоречия, хотя поэт должен описывать объект с некоторой отстраненностью. Однако на момент написания поэмы Анна Андреевна переживала личное горе, и в такой ситуации очень непросто оставаться взвешенным и объективным наблюдателем. В ней происходила борьба между поэтом и матерью, и этот конфликт нашел свое отражение в произведении. Бродский так прокомментировал его:

Для меня самое главное в «Реквиеме» — это тема раздвоенности, тема неспособности автора к адекватной реакции. Понятно, что Ахматова описывает все ужасы «большого террора». Но при этом она всё время говорит о том, что близка к безумию. Здесь самая большая правда и сказана.

Литературный критик Анатолий Найман был категорически не согласен с позицией Жданова, и считал, что Ахматова не представляет  никакой угрозы для советского общества. Он был уверен, что единственное отличие Ахматовой от прочих советских поэтов заключается в глубине ее творчества и тягой к религиозным мотивам. Он высказал свое мнение так:

Собственно говоря, «Реквием» — это советская поэзия, осуществлённая в том идеальном виде, какой описывают все декларации её. Герой этой поэзии — народ. Не называемое так из политических, национальных и других идейных интересов большее или меньшее множество людей, а весь народ: все до единого участвуют на той или другой стороне в происходящем. Эта позиция говорит от имени народа, поэт — вместе с ним, его часть. Её язык почти газетно прост, понятен народу, её приёмы — лобовые. И эта поэзия полна любви к народу.


Не остался в стороне и историк-искусствовед В. Я. Виленкин, который сказал, что произведение Ахматовой и так доступно и понятно для читателя, а  потому оно не нуждается в тяжеловесных и заумных высказываниях:

Его (цикла стихов) народные истоки и его народный поэтический масштаб сами по себе очевидны. Лично пережитое, автобиографическое в нём тонет, сохраняя только безмерность страдания.

Писатель и литературный критик Ю. Карякин очень тонко подметил главную мысль произведения, которое полностью завладело его мыслями:

Это поистине народный реквием: плач по народу, сосредоточие всей боли его. Поэзия Ахматовой — это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли.

Евгений Евтушенко, который нередко составлял вступительные статьи и эпиграфы к произведениям Анны Андреевны, был очень высокого мнения о силе таланта поэтессы. С особым трепетом он отнесся к поэме «Реквием», в котором видел самоотверженность Ахматовой, ее сознательное движение на Голгофу. Отважившись на написание подобного произведения, она лишь чудом избежала показательной расправы:

 «Реквием» стал единым целым, хотя там слышится и народная песня, и Лермонтов, и Тютчев, и Блок, и Некрасов, и — особенно в финале — Пушкин: «… И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли». Вся лирическая классика волшебно соединилась в этой, может, самой крошечной на свете великой поэме.