Герои пьесы Чехова «Вишневый сад»

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 04.02.2020

Антон Павлович Чехов всегда уделял большое внимание персонажам, тщательно прорабатывая детали их образа. В его произведениях нет ни одного «лишнего» героя, который не нес никакой смысловой нагрузки. Каждый персонаж рассказов и пьес Чехова неизменно занимает свое место, позволяющее лучше понять взаимоотношения героев, общий замысел произведения. Чтобы лучше понимать, что хотел сказать автор, необходимо детально проанализировать каждого героя, которого он ввел в пьесу.

 

Список героев

  1. Раневская Любовь Андреевна, помещица.
  2. Гаев Леонид Андреевич, родной брат Раневской.
  3. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
  4. Аня, родная дочь Раневской.
  5. Варя, приемная дочь Раневской.
  6. Трофимов Петр Сергеевич, студент.
  7. Шарлотта Ивановна, гувернантка.
  8. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
  9. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
  10. Дуняша, горничная, Яша, молодой лакей.
  11. Фирс, старый лакей.
  12. Начальник станции.
  13. Прохожий.
  14. Почтовый чиновник.
  15. Гости, прислуга.

 

Главные герои пьесы

  1. Раневская Любовь Андреевна – некогда богатая и влиятельная помещица, привыкшая жить на широкую ногу. Брак героини оказался не слишком удачным. Она не любила мужа, который испытывал страсть к алкоголю, в итоге погубившего его. Настоящей личной драмой для Любови Андреевны стала трагическая смерть младшего сына, утонувшего в реке. Спасаясь от тяжелых воспоминаний, героиня отправилась во Францию. Она по-прежнему вела беспечную жизнь, хотя финансы ее подходили к концу. Во Франции женщина вступила в связь с альфонсом, который обокрал ее и бросил. Раневской не оставалось ничего иного, как вернуться в Россию, в родовое гнездо. Она мечтала начать новую жизнь, но этого не произошло.
  2. Аня – семнадцатилетняя дочь Раневской, беспечная, живая, энергичная девушка, которой не терпится войти во «взрослую» жизнь. Она неопытная и наивна, но жизненная энергия Ани настолько сильна, что буквально захлестывает через край. Юная девушка влюблена в учителя Петра Трофимова, в котором видит идеал прогрессивного человека. Его жизненные идеи увлекают Аню, которая стремится во всем соответствовать своему возлюбленному. Она готова отправиться за ним хоть на край света.
  3. Гаев Леонид Андреевич – брат Любови Андреевны, который прожил свою жизнь, по большому счету, зря. У него нет ни семьи, ни даже сердечной привязанности. Леонид Андреевич беспокоит лишь один человек – он сам, и его переживания сводятся лишь к тому, чтобы ничто не нарушало его комфортное существование. Привыкший всю жизнь паразитировать на других людях, он не представляет, что такое труд, преодоление жизненных трудностей. Гаев – это классический образец настоящего эгоиста, который не знает, что такое ответственность. Круг интересов героя весьма узок – игра в бильярд да пустословие. Жизнь Леонида Андреевича пуста и никчемна.
  4. Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, который смог достигнуть материального благополучия лишь благодаря своему трудолюбию и целеустремленности. В прошлом был крепостным у Гаевых, однако память о низком происхождении не мешает ему уверенно двигаться вперед и общаться на равных с семейством помещиков. Он даже искренне пытается помочь Любови Андреевной, предлагая вырубить вишневый сад и устроить на его месте дачный поселок. Лопахин – настоящий трудоголик, который привык работать в поте лица. Он начисто лишен зависти, скупости, жестокости, однако в погоне за состоянием он утратил духовное начало, стремление к культуре и просвещению.

  5. Трофимов Петр Сергеевич – студент, учитель сына Раневской. Так и не сумел окончить университет, но это никак не повлияло на его образованность и широту кругозора. Жизнь Петра трудна и полна лишений, однако он старается не терять достоинство. Это совершенно бескорыстный, трогательный молодой человек, который искренне верит в светлое будущее.

 

Персонажи и их роль в произведении

  1. Раневская Любовь Андреевна – эмоциональная, чувствительная женщина, живущая лишь собственными чувствами и переживаниями. Слабая, мягкая, не способная постоять за себя, абсолютно не приспособлена к жизни. Как следствие, окружающие часто пользуются ее добротой и бесхарактерностью. Героиня – совершенно незрелая личность, не готовая брать ответственность за собственные поступки. Она по-детски легко выражает эмоции, ласково называет любимых людей. Но вместе с тем, точно так же ласково она называет и предметы мебели, не делая тем самым разницы между людьми и вещами. Забота о близких ее весьма поверхностна, ее совершенно не беспокоит судьба слуг, которые верой и правдой служили ее семье много лет. Так, Любовь Андреевна никак не реагирует на известие о смерти своей старой нянюшки, продолжая пить кофе. А о старом лакее Фирсе она вовсе забывает, оставляя его умирать в одиночестве в покинутом всеми доме. Несмотря на то, что Раневская является владелицей поместья, мало кто считает ее настоящей хозяйкой. Писатель раскрывает все грани этого женского образа, демонстрируя все его неоднозначность. С одной стороны, Раневская – абсолютная эгоистка, думающая исключительно о собственных чувствах. Она беспечно уехала в Париж, оставив семью, где завела любовника. С другой стороны, это добрая, отзывчивая женщина, готовая оказать бескорыстную помощь тем, кто в ней нуждается.
  2. Аня – родная дочь Раневской, семнадцатилетняя девушка. Это очень добрая, нежная девушка с большим любящим сердцем. Она старается во всем видеть прекрасное, и даже неустроенность собственной жизни не огорчает ее. Аня умеет черпать вдохновение, любуясь природой, слушая пение птиц. Она замечает все ошибки матери, но не порицает ее, а, напротив, жалеет. Девушка мечтает, чтобы рядом с матерью был настоящий верный друг, способный защитить ее от всех житейских бурь.
  3. Варя – приемная дочь Раневской. Девушка строгая, дисциплинированная, очень ответственная, настоящая труженица. Добровольно взвалив на себя бремя заботы о поместье и домочадцах, он немного очерствела душой. Варя – человек глубоко верующий. Возможно, именно по этой причине она не предпринимает никаких действий, чтобы как-то изменить свою жизнь в лучшую сторону. Ей всего двадцать четыре года, но многим она не по душе из-за своего занудства.
  4. Гаев Леонид Андреевич – старший брат Любови Андреевной. Абсолютный эгоист, равнодушный к судьбам людей, даже своих близких. Человек с ограниченным мировоззрением, озабоченный лишь удовлетворением собственных желаний и интересов. Он очень любит ораторствовать, но никто из близких уже давно не обращает внимание на его бесконечные монологи. Его совершенно не волнует дальнейшая судьба вишневого сада, но вместе с тем он привязан к старым вещам, с которыми связывает комфорт своей жизни. Совершенно не приспособленный к жизни, Гаев видит решение проблемы в выгодном замужестве Ани или же получении наследства. Решить проблему собственными силами он попросту не в состоянии.
  5. Лопахин Ермолай Алексеевич – богатый купец, который благодаря настойчивости, трудолюбию и бережливости смог пробиться «в люди». Родители Лопахина были крепостными крестьянами в семье Раневской. Образец истинного дельца, чьи мысли посвящены исключительно сделкам. Не обучен хорошим манерам, не способен ухаживать за барышнями и проявлять себя галантным кавалером. Рациональный, адекватный, приземленный человек, твердо стоящий на ногах.

  6. Трофимов Петр Сергеевич – студент, который так и не смог окончить университет. Молодой человек, неухоженный, малосимпатичный, ходит в поношенном студенческом мундире. Мечтает о счастье и свободе, говорит высокопарные красивые речи, но не предпринимает никаких решительных действий. Петру Сергеевичу нравится Аня своей живостью, но самое главное – то восторженностью, с которой она слушает его речи.
  7. Симеонов-Пищик Борис Борисович – помещик, который думает лишь о том, как заработать денег. Его ровным счетом ничего не интересует, помимо прибыли и возможности дополнительного заработка. Даже когда Трофимов сравнивает его с лошадью, Борис Борисович не обижается, а соглашается со сравнением, говоря, что лошадь всегда можно продать.
  8. Шарлотта Ивановна – гувернантка. Это одинокая, неприкаянная душа, никогда не видевшая любви и заботы в свой адрес. Она ничего о себе не знает и не понимает, у нее нет ни одного близкого человека, друга. Шарлотта Ивановна никак не может найти людей, которые бы поддержали ее, указали верный жизненный путь.
  9. Епиходов Семен Пантелеевич – конторщик, откровенный неудачник, который никак не может определиться – «застрелиться» или «жить». Привык влачить жалкое существование, ничего не делая для того, чтобы изменить жизнь к лучшему. Безответно влюблен в Дуняшу.
  10. Дуняша – горничная в доме Раневской. Привлекательная незамужняя девушка, отвыкшая от крестьянского труда и простой жизни. Любит Яшу, но не понимает, что он не создан для семейной жизни.
  11. Яша – молодой лакей, мечтающий о богатой жизни в Париже. Стыдится своего крестьянского происхождения, и по этой причине даже отказывается встречаться с родной матерью. Черствый, грубый, необразованный человек.
  12. Фирс – старый лакей, привыкший быть рабом у своих господ. Ярый противник отмены крепостного права. Не представляет себе иной жизни, как служить господам.

 

Характеристика героев

  1. Раневская Любовь Андреевна – изнеженная, легкомысленная, совершенно безответственная женщина, привлекающая к себе людей добротой и легким характером. Вернувшись домой после пятилетнего пребывания в Париже, она будто вдохнула жизнь в старый родительский дом. В нем вновь поселились уют, тепло, душевная атмосфера. Однако подобные приятные перемены продлились недолго – они омрачились неприятным известием о вынужденной продаже имения. Писатель недаром сделал образ Раневской нервным, трагичным, с надрывной стрункой – именно в таком состоянии пребывало русское дворянство на рубеже веков. В нем сочетались избалованность, рафинированность, склонность к предрассудкам с такими замечательными качествами как тонкость чувств, душевная щедрость, образованность и культура.
  2. Аня – дочь Любови Андреевной. В силу своего юного возраста Аня полна неуемной жизненной энергии, самых светлых и радужных надежд на будущее, огромного желания любить и быть любимой. За неимением никого более подходящего в своем близком окружении, она находит идеал мужчины в Петре Трофимове. Не обладая даже ничтожным жизненным опытом, наивная и доверчивая девушка слепо верит всему, что с таким жаром говорит студент. Аня пытается осознать всю многогранность окружающего мира, но это у нее не особенно получается. Она не видит реальных проблем, обрушившихся на ее семью, не понимает всю важность сложившейся ситуации. Писатель полагал, что будущее Росси – за этой героиней. Но он так и не смог дать точный ответ – получится ли у нее изменить будущее страны или же она продолжит витать в своих грезах.

  3. Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской. Несмотря на возраст, это абсолютно незрелый, эгоистичный человек, который словно так и не вышел из детского возраста. Обладает узким кругозором, ничем не интересуется, не готов трудиться и менять свою жизнь. Гаева совершенно не волнует судьба родового гнезда. Куда больше он обеспокоен тем, чтобы не изменился привычный ход его комфортной жизни.
  4. Лопахин Ермолай Алексеевич – зажиточный купец, человек дела. Будучи выходцем из простой крестьянской семьи, сумел многого достичь в этой жизни. Он лишен душевной тонкости, тяги к культуре и искусству, однако способен трезво смотреть на жизнь и находить решение многих проблем. Так, он предлагает Раневской реальную помощь, но героиня отказывается. Когда же Лопахин выкупает имение и прилегающий к нему вишневый сад, он радуется, что теперь от слов можно перейти к делу.
  5. Трофимов Петр Сергеевич – вечный студент, так и не получивший полноценного университетского образования. Ему всего 27 лет, но выглядит гораздо старше. Этому способствует его неухоженный внешний вид, потрепанный студенческий камзол, поредевшие волосы. Петр Сергеевич любит с пылом распространять жизнеутверждающие речи, но им уже дано никто не верит, за исключением лишь одной Ани. Его можно ошибочно соотнести с образом революционера, но это не так – Трофимов слишком мягок, нерешителен и бездеятелен для настоящего мятежника. Он попросту не способен выйти за рамки установленных норм и приличий, и ринуться навстречу неизвестному. Кроме того, он ощущает ответственность за влюбленную в него Аню, не собирается подвергать девушку каким-либо серьезным переживаниям и жизненным испытаниям.

 

Как Чехов относится к своим героям?

В пьесе нет такого героя, к которому бы Антон Павлович относился бы холодно или равнодушно. В каждом из них он видел определенные достоинства, однако ни в одном из героев он не видел будущего России. Даже, казалось бы, такие прогрессивные и одухотворенные молодые люди, как Аня и Петр Трофимов, не внушали доверие писателю.

Антон Павлович изобразил центральных персонажей настоящими страдальцами. Раневская и Гаев как представители уходящей эпохи, молча страдают от безысходности всего происходящего. Они понимают, что их былому величию приходит конец, и все, что им остается – влачить жалкое существование на вырученные после продажи имения деньги. Страдает и Лопахин, который осознает, что никогда не сможет стать полноценным хозяином выкупленного им имения. По этой причине он решает вырубить прекрасный вишневый сад как символ прошлой жизни, дворянского благополучия, и распродать землю под дачи. В свою очередь, Петя и Аня также не могут быть гарантом счастливой будущей жизни. Трофимов в силу своего слабовольного характера не способен на решительные поступки. Аня же настолько юна и неопытна, что трудно предсказать, как разовьется ее личность. В отличие от Трофимова, в ней есть внутренний стержень и, возможно, со временем она станет способна на решительные действия. В настоящий момент, все, на что способна героиня – искренняя вера в лучшее и желание посадить новый сад.

Антон Павлович  по-своему сочувствует каждой стороне.  В Любови Андреевне он ценит доброту и душевную простоту, в Лопахине – здравый смысл и способность к компромиссам.

 

Чем похожи все герои пьесы?

 Все герои пьесы обладают противоположными характерами и жизненными ценностями. Их разделяет огромная пропасть непонимания, и никто из них не стремится понять другого – каждый зациклен исключительно на собственных чувствах и переживаниях. Но при этом героев объединяет глухое одиночество. У них нет верных друзей, единомышленников, нет настоящей любви, способной придать смысл жизни. Все они плывут по течению, не ставя перед собой никаких серьезных задач и целей. И каждый из них по-своему несчастлив. К примеру, Любовь Андреевна переживает глубокое разочарование в любви и в целом в собственной неустроенной жизни. Ее брат с горечью осознает, что дворянское происхождение и прекрасные манеры не являются гарантом финансового благополучия и могущества. Ему тяжело смириться с тем, что Лопахин – вчерашний крепостной – отбирает родовое гнездо, и становится в нем полноправным хозяином, даже не будучи дворянином. У Анны нет приданого, чтобы достойно выйти замуж, ее будущее весьма туманно. Трофимов страдает от понимания того, что нужно что-то менять, но как это сделать, не имеет ни малейшего представления. У молодого человека нет ни денег, ни связей в обществе, ни внутреннего стержня. Лопахине же осознает свое истинное положение. Он не чувствует себя ровней господам, хотя и гораздо богаче их.