Анализ стихотворения Тютчева «Silentium»

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 10.11.2020

 

Творчество Федора Ивановича Тютчева можно смело назвать эталонным образцом русской поэзии. Его произведения отличаются мелодичностью, плавностью языковых оборотов, певучестью. Наибольший интерес представляет философская лирика Федора Ивановича, в которой он смог не только продемонстрировать свой поэтический талант, но и поделиться сокровенными душевными переживаниями. Одним из ярких примеров этого направления в творчестве поэта является его стихотворение «Silentium», что в переводе означает «молчание».

 

История создания

Стихотворение «Силентиум» было написано Тютчевым в 1830 году, однако впервые оно было опубликовано лишь три года спустя в журнале «Молва». Еще спустя три года оно было напечатано в самом престижном литературном издании того времени – «Современник», и после удачного дебюта еще не раз там публиковалось.

Произведение Тютчева было высоко оценено его коллегами. В частности, Лев Николаевич Толстой отметил исключительную глубину мысли поэта, мастерскую подачу раскрываемой темы. Заветы Федора Ивановича были особенно близки русскому классику, который сознательно вел аскетичный образ жизни.

Большой интерес представляет история названия стихотворения. Федор Иванович приступил к работе над ним в Германии, где служил в посольстве, и в свободное время посещал лекции в Мюнхенском Университете.  В этом храме науки преподаватели часто использовали слово «Silentium», призывая, таким образом, к тишине и порядку. Это же слово употребляли и на студенческих застольях, когда кто-то собирался сказать тост. Тютчеву понравилась идея озаглавить этим словом свое произведение, которое также призывало читателя к молчанию, целью которого было сохранение возвышенных помыслов.

 


Жанр и размер

В зрелом возрасте Федор Иванович всерьез увлекся изучением трудов древнегреческих мыслителей, что, безусловно, повлияло на творчество поэта, которое приняло более философское направление. Произведение «Silentium» написано в жанре лирического стихотворения, для которого характерна ясность, краткость, отсутствие сюжета и героев. В центре внимания поэта – лишь его мысли, чувства и переживания.

В произведении ясно чувствуется убеждающая интонация, которая наиболее характерна для такого литературного жанра как ода. От этого же жанра стихотворение «Silentium» вобрало в себя напор, пафос – все то, что потребовалось Тютчеву для полной реализации своего творческого замысла. Так, после его прочтения надолго запоминается фраза «Молчи, скрывайся и таи», которая в форме приказа трижды повторяется в произведении.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб, написано оно секстинами. Подобная форма является универсальной, поскольку как нельзя лучше помогает автору передать смысл произведения, упрощает его восприятие. Для «Силентиума» характерен также максимальный аскетизм: автор намеренно отказывается от внешней мишуры, делая акцент на богатом внутреннем содержании своего творения.

 

Композиция

Композиционно стихотворение «Silentium» можно разделить на три части, каждая из которых состоит из одного шестистишия. Все секстины настолько самостоятельны в смысловом, интонационном и синтаксическом значении, что вполне могут выступать отдельными единицами. Но при всей своей независимости эти три шестистишия объединены между собой общей лирической темой, которая формирует из них единое целое в композиционном плане.

Для того, чтобы сконцентрировать внимание читателя на самом важном, автор намеренно выбрал однородные концевые рифмы: ударные, мужские, точные.


  1. Первая строфа начинается пламенной, эмоциональной речью лирического героя, который призывает читателя стоять на страже своих искренних чувств и мыслей, которые он советует хранить глубоко в душе.
  2. В второй строфе происходит смена интонации героя с повелительной на убеждающую. Он уже не требует, но спокойно объясняет, почему настолько важно сдерживать и скрывать свои сердечные порывы. При этом в качестве основного инструмента он использует холодную, рассудительную логику.
  3. В третьей, завершающей строфе, лирический герой очень четко формулирует потенциальную угрозу всем тем, кто рискнул поделиться с миром самым сокровенным:

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!

«Таинственные думы» имеют много общего с «чувствами и мечтами», и потому напоминают первую строфу стихотворения. По сути, это и не мысли вовсе, а некие оттенки душевного состояния, переживаний, мечтаний. К ним нужно относиться с большой бережностью, поскольку их могут «разогнать» лучи и «оглушить» наружный шум.

 


Темы

  1. Целостность внутреннего мира является центральной темой произведения. Если человек начнет открыто высказывать свои мысли, делиться с окружающими своими мечтами, планами, душевными переживаниями, то тем самым нарушит внутреннюю гармонию. Поэт советует не пытаться изменить это хрупкое равновесие, чтобы как можно дольше пребывать в нем, а свои богатства души он советует демонстрировать лишь самым близким людям. Ежедневный быт, суета являются главными врагами чувственного мира человека, который так или иначе вынужден сталкиваться с грубыми реалиями окружающего мира. Именно поэтому так важно сохранять гармонию внутри себя, не обнажать на публику жизнь своей души.
  2. Ложь. В обществе человек часто подвергается соблазну оказать более выгодное представление о себе. Желание понравиться и произвести яркое впечатление на собеседников неизменно приводит ко лжи и лицемерию. Отказаться от этих пороков, порой, бывает совсем непросто, и потому автор призывает к молчанию, которое стоит на страже чистоты помыслов.
  3. Одиночество. Поэт призывает читателя к одиночеству, в котором видит единственный выход для сохранения душевной гармонии. Осмысленное уединение позволяет человеку оказаться на близком расстоянии от истины. Пустые же разговоры обесценивают даже самую светлую, самую правдивую мысль, превращая ее в банальность.

 

Основная идея

Тютчев полагает, что духовную сущность человека невозможно обличить в слова. Будничный разговор не в состоянии передать тончайшие оттенки глубинных переживаний и эмоций. Он лишь опошлит их, исказит их истинный смысл. Основная идея стихотворения заключается в том, чтобы беречь от внешнего мира самое сокровенное – жизнь человеческой души.

Авто прекрасно понимает, что одной из важных проблем социума является разобщенность людей, которую на протяжении многих лет пытаются преодолеть. Однако не стоит ради этой цели изливать душу: все люди очень разные, и есть большой риск, что откровенная исповедь может быть попросту не понята собеседником.


Прелесть этого мира как раз и заключается в удивительном многообразии людей, их характеров, привычек, жизненных ценностей. Никто не обязан понимать и принимать своего собрата. Поэтому, чтобы избежать досадных недоразумений и обид, стоит открывать свою душу лишь самым близким людям, лучшему другу или членам семьи.

 

Художественные средства выразительности

Как было сказано выше, в стихотворении «Silentium» Федор Иванович не делает акцент не на внешней форме, но исключительно на содержании. Ему по душе простота слога, его доступность, легкость, что обеспечивает самое главное – понимание со стороны читателя. Безусловно, сложные витиеватые фразы были бы гораздо более эффектными, однако они не смогли бы подчеркнуть смысл столь глубокого стихотворения. Из этого можно сделать вывод, что тропы в произведении намеренно не автором облечены в яркую, притягивающую взгляд форму. Напротив, они не бросаются в глаза, но вместе с тем позволяют подчеркнуть глубину написанного, понять авторский замысел.

В стихотворении «Silentium» можно встретить следующие художественные средства выразительности: эпитеты («таинственно-волшебных дум»), сравнения и метафоры («Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи…»).  Кроме того, в произведении встречаются слова, принадлежащие высокому стилю («оне»), афоризмы («Мысль изреченная есть ложь»), аллитерация («Их оглушит наружный шум»). Все средства выразительности гармонично переплетаются между собой, создавая настоящий венец поэзии – прекрасный и глубокий по смыслу.