Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления
Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ
Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!
Бесплатно, без регистрации и смс :)
Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)
Дата публикации: 14.05.2020
В творчестве Александра Сергеевича Пушкина природа занимала одно из центральных мест. Поэт, обладавший душой, восприимчивой к красоте окружающего мира, как никто другой мог передать все удивительное многообразие природы. Прекрасным образцом пейзажной лирики Пушкина можно назвать стихотворение «К морю», вобравшее в себя все самые сильные стороны поэта: его неподражаемый художественный слог, глубокое смысловое содержание, повышенную чувствительность.
Название стихотворение весьма красноречиво, и свидетельствует о том, насколько автор стремился к морю, к бушующей водной стихии, издревле олицетворявшей свободу. Это совсем неудивительно, поскольку произведение «К морю» было написано в 1924 году, когда опальный поэт пребывал в южной ссылке.
То время было очень неспокойным в Российской империи: среди интеллигенции назревали мятежные настроения, которые год спустя вылились в знаменитое восстание декабристов. Безусловно, Пушкин с его природной тягой к справедливости и независимости, не мог остаться в стороне от всего происходившего в столице. В результате он был отправлен в ссылку, которая, безусловно, спасла его от участия в восстании на Сенатской площади и последующего ареста.
Когда Александр Сергеевич получил перевод в Одессу, он впервые увидел море, которое настолько впечатлило писателя, что он посвятил ему стихотворение, ставшее завершающим в цикле романтических элегий. Лирический герой, любуясь могучей стихией, безмерно тосковал о свободе: политический режим российского самодержавия не давал возможности народу дышать полной грудью. Вскоре южная ссылка сменилась на заточение в Михайловском, и Пушкину пришлось попрощаться с морем, как ему казалось, навсегда.
Литературные критики до сих пор ведут дискуссии относительно того, кому могло быть посвящено данное произведение. Кто-то считает, что стихотворение было написано под воздействием от новости о трагической гибели английского поэта Байрона, которым Пушкин искренне восхищался. По другой версии, Александр Сергеевич посвятил стихотворение Наполеону, вскользь упомянув гробницу среди морей – остров Святой Елены, где был заточен великий полководец. Также допускается версия, что стихотворение «К морю» - своеобразное признание в любви к Елизавете Воронцовой, чьей красотой в то время был пленен поэт.
Произведение «К морю» обладает все чертами, характерными для жанра элегии. В нем гармонично переплетены философская, историческая и биографическая составляющие, которые придают стихотворению особый глубокий смысл.
Стихотворение «К морю» - классический пример литературного направления романтизма, поскольку в нем присутствует самая тесная связь личной тематики и пейзажной. Для подобного направления характерно особое отношение к природе, что и демонстрирует Александр Сергеевич в своем произведении. Обращаясь к морю, он тем самым раскрывает свой внутренний мир, демонстрирует личные переживания, эмоции.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом – излюбленным стихотворным размером Пушкина. С его помощью поэту удается донести до читателя приятный шум моря, плеск его волн.
Композиционно стихотворение «К морю» можно разделить на три части:
Все стихотворение « К морю» проникнуто глубокой печалью человека, вынужденного находиться в изгнании. Подобное настроение заметно уже с первых строк произведения, когда лирический герой высказывает скорбь из-за предстоящей разлуки с морем. Затем он размышляет о печальной судьбе Наполеона Бонапарта, о трагической гибели Байрона, и после вновь возвращается к философским размышлениям, которые, так или иначе, всегда связаны с морем. Поэт полагает, что чтобы ни делал человек, куда бы он ни держал свой путь, повсюду над ним будет висеть незримая сила, имя которой – «власть». От нее нигде не скрыться, и лишь море оказалось тем редким счастливцем, над которым абсолютно бессильна власть. Подобные авторские рассуждения и придают произведению некий оттенок безнадежности, грусти.
Текст стихотворения « К морю» отличается простотой и ясностью, однако на самом деле в нем скрыт глубокий потаенный смысл. Поэт не просто описывает море, он в иносказательной форме делится своими сокровенными мечтами о побеге, и сокрушается от того, что не в состоянии покинуть место ненавистной ссылки.
Углубившись в философские размышления, поэт пытается разгадать тайну судеб великих людей, которыми он всегда искренне восхищался: Наполеоном и Байроном. В итоге Александр Сергеевич приходит к неутешительному выводу, что в любом обществе, независимо от географического расположения, свободолюбивые люди всячески преследуются тиранической властью. А потому море не способно помочь поэту: везде царит деспотизм. Лишь морские волны не ведают над собой никакого давления. Таким образом, основная мысль произведения заключается в том, что истинная свобода заключается внутри каждого человека, и против нее бессильны любые заперты, любые ограничения.
Стихотворение « К морю», как и все лирические произведения Александра Сергеевича, очень богато на разнообразные художественные средства выразительности. При помощи эпитетов он мастерски передает красоту окружающей природы: «ропот заунывный», «шум призывный», «свободная стихия», «глухие звуки» и другие.
Кроме того, в произведении встречается весьма красочное сравнение – «…Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный…».
Чтобы привлечь внимание читателя к важным философским вопросам, поэт использует такой прием как риторические вопросы: «Моей души предел желанный!», «О чем жалеть? Куда бы ныне// Я путь беспечный устремил?», «Меня б ты вынес, океан?».
Для того, чтобы читатель смог самостоятельно поразмышлять о затронутых автором проблемах, он мастерски использует умолчание: «Ты ждал, ты звал…», «Одна скала, гробница славы…», «Мир опустел…».