Анализ стихотворения «К морю» (А. С. Пушкин)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 14.05.2020

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина природа занимала одно из центральных мест. Поэт, обладавший душой, восприимчивой к красоте окружающего мира, как никто другой мог передать все удивительное многообразие природы. Прекрасным образцом пейзажной лирики Пушкина можно назвать стихотворение «К морю», вобравшее в себя все самые сильные стороны поэта: его неподражаемый художественный слог, глубокое смысловое содержание, повышенную чувствительность.

История создания

Название стихотворение весьма красноречиво, и свидетельствует о том, насколько автор стремился к морю, к бушующей водной стихии, издревле олицетворявшей свободу. Это совсем неудивительно, поскольку произведение «К морю» было написано в 1924 году, когда опальный поэт пребывал в южной ссылке.

То время было очень неспокойным в Российской империи: среди интеллигенции назревали мятежные настроения, которые год спустя вылились в знаменитое восстание декабристов. Безусловно, Пушкин с его природной тягой к справедливости и независимости, не мог остаться в стороне от всего происходившего в  столице. В результате он был отправлен в ссылку, которая, безусловно, спасла его от участия в восстании на Сенатской площади и последующего ареста.

Когда Александр Сергеевич получил перевод в Одессу, он впервые увидел море, которое настолько впечатлило писателя, что он посвятил ему стихотворение, ставшее завершающим в цикле романтических элегий. Лирический герой, любуясь могучей стихией, безмерно тосковал о свободе: политический режим российского самодержавия не давал возможности народу дышать полной грудью. Вскоре южная ссылка сменилась на заточение в Михайловском, и Пушкину пришлось попрощаться с морем, как ему казалось, навсегда.

Литературные критики до сих пор ведут дискуссии относительно того, кому могло быть посвящено данное произведение. Кто-то считает, что стихотворение было написано под воздействием от новости о трагической гибели английского поэта Байрона, которым Пушкин искренне восхищался. По другой версии, Александр Сергеевич посвятил стихотворение Наполеону, вскользь упомянув гробницу среди морей – остров Святой Елены, где был заточен великий полководец. Также допускается версия, что стихотворение «К морю» - своеобразное признание в любви к Елизавете Воронцовой, чьей красотой в то время был пленен поэт.


Жанр, направление, размер

Произведение «К морю» обладает все чертами, характерными для жанра элегии. В нем гармонично переплетены философская, историческая и биографическая составляющие, которые придают стихотворению особый глубокий смысл.

Стихотворение «К морю» - классический пример литературного направления романтизма, поскольку в нем присутствует самая тесная связь личной тематики и пейзажной. Для подобного направления характерно особое отношение к природе, что и демонстрирует Александр Сергеевич в своем произведении. Обращаясь к морю, он тем самым раскрывает свой внутренний мир, демонстрирует личные переживания, эмоции.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом – излюбленным стихотворным размером Пушкина. С его помощью поэту удается донести до читателя приятный шум моря, плеск его волн.

Композиция

Композиционно стихотворение «К морю» можно разделить на три части:


  1. Первое четверостишие окрашено в печальные, грустные оттенки: лирический герой вынужден расстаться с морем. Теперь ему лишь остается вспоминать те дни, когда он в задумчивости бродил по пустынному берегу, любуясь бескрайними морскими просторами.
  2. Во втором четверостишии Александр Сергеевич принимается сравнивать свободолюбивую личность с водной стихией, которая еще никому не была покорена. В качестве примеров сильных, неукротимых личностей он представляет Байрона и Наполеона.
  3. В третьей части поэт пускается в размышления о предназначении человека, он погружается в философские изыскания, но затем вновь обращается к образу моря.

Лирический герой и образ моря

  1. На протяжении всего стихотворения образ лирического героя остается неизменным. Он всей душой стремится к тому, чтобы объять бескрайнее море, но вместе с тем не может покинуть берег, очарованный живописными пейзажами. Подобное настроение поэта понятно: он предпринял безуспешную попытку вырваться в Европу, поскольку очень сильно страдал от заточения в одном городе. В море он видел олицетворение свободы, о которой отчаянно мечтал в ненавистной ссылке. Мятежность своего непокорного духа Пушкин сравнивает со столь же переменчивым, волнующимся морем, чей характер и поведение невозможно предсказать наверняка. При этом для героя характерна определенная степень спокойствия и рассудительность. Это проявляется в его анализе деятельности императора Франции, Наполеона. Также можно сделать вывод, что лирический герой обладает тонкой, чувствительной душой, восприимчивой к красоте окружающего мира. Несмотря на то, что он мечтает покинуть ненавистное ему место заточения, ему, все же, жаль расставаться в прекрасными пейзажами южного города.
  2. Особого внимания заслуживает и образ моря, поскольку эта стихия является полным отождествлением свободы, которую никто и ничто не в состоянии нарушить. Ни одна власть в мире, ни один, даже самый могущественный император, не в состоянии укротить морскую стихию, подчинить своей воле. Именно по этой причине лирический герой так привязан к морю, он чувствует особую, незримую связь с ним.

Темы

Все стихотворение « К морю» проникнуто глубокой печалью человека, вынужденного находиться в изгнании. Подобное настроение заметно уже с первых строк произведения, когда лирический герой высказывает скорбь из-за предстоящей разлуки с морем. Затем он размышляет о печальной судьбе Наполеона Бонапарта, о трагической гибели Байрона, и после вновь возвращается к философским размышлениям, которые, так или иначе, всегда связаны с морем. Поэт полагает, что чтобы ни делал человек, куда бы он ни держал свой путь, повсюду над ним будет висеть незримая сила, имя которой – «власть». От нее нигде не скрыться, и лишь море оказалось тем редким счастливцем, над которым абсолютно бессильна власть. Подобные авторские рассуждения и придают произведению некий оттенок безнадежности, грусти.

  1. Главной темой стихотворения «К морю», безусловно, является тема красоты природы. Пушкин с большой любовью и нежностью описывает всю удивительную, неповторимую прелесть южного края, столь щедрого на живописные пейзажи. В них он видит идеал свободы, место, где можно укрыться от тиранической власти и лицемерного общества. Тем самым Пушкин утверждает превосходство естественного мира над цивилизацией, и его благотворном, целительном воздействии на человека.
  2. Центральная тема произведения тесно переплетается в другими темами, среди которых особое место занимают философия и политика, конфликт личности и власти. Осознав, что простой народ не в состоянии кардинально изменить устройство государства, Александр Сергеевич принимается рассуждать о свободе отдельно каждого человека. Из этих рассуждений и вытекает мысль о личном выборе внутренней свободы, и невозможности ее заточить. Пушкин не боится осуждать авторитарную власть, а также зависимость общества от системы иерархии, в котором значимость личности определяется не ее морально-этическими качествами и заслугами, а лишь рангами и толщиной кошелька. Такому обществу Пушкин противопоставляет чистую и бескомпромиссную в своей справедливости природу, в которой царят нерушимые законы мироздания.

Идея

Текст стихотворения « К морю» отличается простотой и ясностью, однако на самом деле в нем скрыт глубокий потаенный смысл. Поэт не просто описывает море, он в иносказательной форме делится своими сокровенными мечтами о побеге, и сокрушается от того, что не в состоянии покинуть место ненавистной ссылки.


Углубившись в философские размышления, поэт пытается разгадать тайну судеб великих людей, которыми он всегда искренне восхищался: Наполеоном и Байроном. В итоге Александр Сергеевич приходит к  неутешительному выводу, что в любом обществе, независимо от географического расположения, свободолюбивые люди всячески преследуются тиранической властью. А потому море не способно помочь поэту: везде царит деспотизм. Лишь морские волны не ведают над собой никакого давления. Таким образом, основная мысль произведения заключается в том, что истинная свобода заключается внутри каждого человека, и против нее бессильны любые заперты, любые ограничения.

Художественные средства выразительности

Стихотворение « К морю», как и все лирические произведения Александра Сергеевича, очень богато на разнообразные художественные средства выразительности. При помощи эпитетов он мастерски передает красоту окружающей природы: «ропот заунывный», «шум призывный», «свободная стихия», «глухие звуки» и другие.

Кроме того, в произведении встречается весьма красочное сравнение – «…Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный…».

Чтобы привлечь внимание читателя к важным философским вопросам, поэт использует такой прием как риторические вопросы: «Моей души предел желанный!», «О чем жалеть? Куда бы ныне// Я путь беспечный устремил?», «Меня б ты вынес, океан?».

Для того, чтобы читатель смог самостоятельно поразмышлять о затронутых автором проблемах, он мастерски использует умолчание: «Ты ждал, ты звал…», «Одна скала, гробница славы…», «Мир опустел…».