Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления
Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ
Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!
Бесплатно, без регистрации и смс :)
Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)
Дата публикации: 30.09.2020
«Портрет Дориана Грея» - философский роман с элементами мистики, который на протяжении многих лет не перестает волновать умы всех тех, кому небезразлична тема разного рода мистификаций. Главный герой этого произведения был одержим сохранением собственной молодости и красоты. Однако задумка Оскара Уйальда оказалась гораздо более глубокой, чем желание просто продемонстрировать очередного любителя бессмертия. Своим произведением автор осудил общество, в котором царят лишь алчность, жажды наживы и стремление к наслаждению.
Главный герой романа – молодой человек по имени Дориан Грей, обладающий привлекательной наружностью и чистой, светлой душой. Он нередко позировал своему хорошему другу, художнику Бэзилу Холлуорду. Однажды, во время одной из таких встреч, в мастерской Бэзила появился Генри Уоттон. Мужчина сразу распознал в юноше скрытые нотки нарциссизма, и принялся ловко управлять его сознанием. Так, Уоттон поначалу высказал сожаление о том, что человеческая красота не вечна, хотя, если задуматься, именно в молодости кроется настоящее богатство, которое следует беречь как зеницу ока.
Эти слова запали в душу Дориану, и он вспомнил о них, когда разглядывал свой портрет, мастерски исполненный Бэзилом. Юноша задумался над тем, как время беспощадно крадет его природную красоту, и его испугала мысль о том, что когда-то и он превратится в уродливого сморщенного старика. Дориана настолько испугала представленная им картина, что он невольно воскликнул: «Если бы я всегда оставался молодым, а старился этот портрет! За это… за это я отдал бы все на свете! Ничего бы не пожалел! Я готов был бы душу отдать за это». Именно эти слова главного героя стали пророческими, предопределив всю его дальнейшую судьбу. Вместо Дориана стал стареть его портрет, вбирая в себя все последствия развратного образа жизни юноши.
Дориан кардинально изменился: из доброжелательного, милого юноши он превратился в эгоистичного сластолюбца, поставившего себе цель – испробовать все доступные виды наслаждений и увеселений. Шли годы, но, несмотря на распутную жизнь, Дориан по-прежнему оставался свежим, цветущим юношей, без единого признака возрастных изменений. Герой каким-то чудом выглядел молодым и красивым, в то время как его потрет, принимая на себя все грехи и пороки владельца, становился откровенно уродливым.
Холодный и самовлюбленный эгоист Дориан становится причиной гибели прелестной девушки Сибиллой Вейн, которая была безнадежно влюблена в него. Герой убивает и своего лучшего друга Бэзила, пытавшегося вернуть приятеля на путь истинный. В итоге Дориан сходит с ума и, в припадке безумия, вонзает нож в собственный портрет, желая таким образом покончить со всей этой жуткой историей и обрести долгожданный покой. Однако мечтам Дориана начать новую жизнь не суждено сбыться, и он умирает.
Однажды Оскар Уайльд шутки ради поспорил со своим товарищем, что напишет роман, способный потрясти весь Лондон. Писатель с жаром принялся за работу, и написал «Портрет Дориана Грея» в кратчайшие сроки. Писателем двигал творческий азарт, который позволил ему с блеском выиграть пари. Однако заветная победа принесла Уайльду немало неприятностей: писатель оказался в суде, где его обвинили за развращение английских нравов. В качестве наказания писатель получил вполне реальный тюремный срок.
Примечательно, что в основу сюжета романа легли реальные события. Так, у Оскара Уайльда и в самом деле был товарищ по имени Бэзил, талантливый художник. Как-то раз писатель, навестив своего друга в мастерской, увидел там очень красивого юношу. Внешность натурщика была настолько яркой и совершенной, что писатель оказался под сильным впечатлением от увиденного. Любуясь юношей, он с горечью подумал о том, что даже внешность херувима подвержена влиянию времени, и ей не миновать тлетворного воздействия старости. Он поделился своими мыслями с другом, но Бэзил, также впечатленный редкой красотой юноши, был готов рисовать его каждый год, чтобы сохранить на полотне ее очарование.
После публикации романа «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд проснулся знаменитым. Произведение принесло ему безоговорочный успех и вместе с тем скандальную славу, однако не было ни единого человека, который бы остался равнодушным к произведению: уж слишком явно он затрагивал душевные струнки.
Впервые роман был напечатан в 1890 году в американском издании «Ежемесячный журнал Липпинкотт». Спустя год произведение было издано уже в виде отдельной книги, к которой автор добавил многозначительное предисловие.
«Портрет Дориана Грея» написан в жанре интеллектуального романа. Об этом свидетельствует тот факт, что в произведении и рассказчик, и персонажи склонны самоанализу и философским размышлениям о себе и окружающем их обществе. Нередко их рассуждения в виде диалогов выходят за рамки сюжетной линии, принимая форму противостояния разных философских взглядов на тот или иной вопрос. В романе можно найти немало важных нравственных и этических проблем, которые волновали писателя.
Если говорить об особенностях стилистики и времени действия сюжета, то произведений Оскара Уайльда можно отнести и к так называемому викторианскому роману. Таким термином называли английскую прозу, написанную в период царствования королевы Виктории. Он вошел в историю как век лицемерия, пуританства и изящества. Именно эти качества писатель едко высмеивал в репликах лорда Генри.
Некоторые критики относят роман Уайльда к жанру аллегорической притчи. Они уверены, что описанные автором события не стоит принимать за чистую монету: все персонажи являются не реальными людьми, и лишь сосредоточением определенных философских взглядов, а смерть и любовь представляют собой жизненные испытания, при помощи которых гораздо более полно раскрывается природа человека.
Роман «Портрет Дориана Грея» сложен и многогранен, поскольку писатель мастерски соединил в нем фантастические, романтические и реалистические мотивы.
Произведение Оскара Уайльда отличается удивительной разноплановостью и многогранностью. В нем поднято много важных тем и проблем, но смысл романа, прежде всего, заключается в том, чтобы продемонстрировать, насколько важным является внутреннее содержание человека, которое далеко не всегда может соответствовать внешности. Как бы ни был идеален человек внешне, красота его лица и тела не сможет скрыть уродство души, отсутствие нравственных качеств, порочность мыслей и поступков. Если человек изнутри не светится любовью, добротой, милосердием, никакая внешняя привлекательность не спасет его.
Также писатель хотел продемонстрировать, что истинное искусство существует вне времени, оно вечно. Художник Бэзил не побоялся до конца отстаивать свои жизненные принципы. Он отдал жизнь за свою преданность идеалам, однако его полотно осталось жить, прославляя красоту натурщика. Изображенный на холсте юноша завораживает своей молодостью, свежестью, красотой. Но на деле он, решив истратить все свои силы на призрачные удовольствия, давно мертв. О его существовании напоминает лишь изображение, запечатленное талантливым мастером.
В предисловии к своей книге Оскар Уайльд собрал 25 афоризмов, которые во многом отражают его жизненные принципы. Вот лишь некоторые из них: «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Художник – творец прекрасного», «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля», «Пороки и добродетели для творца – материал искусства». Несмотря на то, что писатель был сторонником эстетизма, в своем произведении он демонстрирует, насколько опасно разделять этические и эстетические признаки. Наслаждаться красотой можно, соблюдая мораль и не забывая о добродетели. Только так, гармонично соединив все важные составляющие бытия, можно остаться настоящим человеком.
Мораль произведения проста и понятна каждому – не стоит возводить на пьедестал внешние данные человека. Если он обладает красотой, это еще не говорит о том, что так же прекрасна и его душа. К сожалению, очень часто многие привлекательные люди, в полной мере осознающие свою красоту, зацикливаются на ней. Все, что их волнует – лишь собственная внешность. Они не считают нужным духовно развиваться, быть интересными, добрыми, милосердными. Это происходит потому, что общество на первое место ставит красоту, но не внутреннюю составляющую человека. Как следствие, на протяжении многих веков в социуме процветает культ красивых, но совершенно пустых и бессердечных людей, в то время как по-настоящему достойные люди незаслуженно пребывают в тени. Показная мишура, лицемерное следование общепринятым правилам являлись непременными атрибутами викторианской эпохи, в которой очень некомфортно чувствовал себя свободномыслящий писатель.
В романе Уайльда слепое поклонение перед красотой становится причиной гибели двух прекрасных героев: юной талантливой актрисы, влюбленной в Дориана, и художника Бэзила, который был очень привязан к своему натурщику. Однако в произведении есть и третья жертва бездушной красоты – это сам Дориан Грей, сломавшийся под грузом собственных пороков. Таким образом писатель хочет донести до читателя, что бездумное преклонение перед красотой несет в себе серьезную опасность. Все герои были ослеплены красотой настолько, что перестали трезво смотреть на жизнь и оценивать свои поступки. Подобная беспечность привела к весьма печальным последствиям: Сибилла кончает жизнь самоубийством, Дориан убивает Бэзила, а после умирает сам. Каждый из этих героев становится жертвой собственных идеалов – такова страшная цена ослепления. В стороне стоит лишь лорд Генри, который благодаря своему природному цинизму остается сильным и неуязвимым.
В романе «Портрет Дориана Грея» писатель раскрывает проблему «прекрасного» и «уродливого». Это два полюса, которые необходимы человечеству для осмысления полной картины миры. К лагерю «прекрасного» следует отнести чистую, возвышенную любовь актрисы Сибиллы, бескорыстную привязанность Бэзила к юноше, и, безусловно, самого героя в самом начале романа, когда он был не только красив, но чист и невинен. К «безобразному» же относится развращенная душа Дориана, которая с каждым новым приобретенным пороком черствеет, загнивает, теряя способность к милосердию и состраданию.
Проблема общества заключается в том, что оно не замечает тонкой грани между красотой и откровенным уродством, и преподносит внешнюю атрибутику на пьедестал, напрочь забывая о внутренней составляющей. О безобразных поступках Дориана становится известно в высшем обществе, однако никто из его окружения не отворачивается от него, более того: юношу по-прежнему продолжают любить и уважать, ведь внешне он совершенно не изменился, остался таким же красивым и очаровательным.
Истинным отражением души Дориана Грея является его потрет, который вбирает в себя все порочные и безнравственные стороны своего хозяина. Благодаря вмешательству мистических сил Дориан, несмотря на свой развратный образ жизни, по-прежнему остается молодым и привлекательным, в то время как полотно с его изображением демонстрирует, какой является расплата за весь этот соблазн. Таким образом Уайльд раскрывает проблему безнаказанности высшего общества: человек может вести абсолютно аморальный образ жизни, но при этом никогда не понесет заслуженного наказания за свои проступки. Сам факт принадлежности к высшему сословию защищает такого человека от закона, а его безнравственное поведение никогда не будет предано на суд широкой общественности. Таким образом автор подвергает критике всю прогнившую систему викторианской Англии, долгое время закрывавшей глаза на преступления аристократии.
В романе «Портрет Дориана Грея» центральной является тема искусства, его силы и бессмертия. Этой теме писатель уделяет много внимания, вставляя ее в диалоги главных героев, посвящая ей финал произведения. Человек умирает, но его портрет остается жить в веках – не в этом ли удивительная сила и власть настоящего искусства, способного пережить своего создателя, увековечить его имя и талант?
Кроме того, Оскар Уайльд поднимает такую важную для него тему как противостояние идей гедонизма и эстетизма. Гедонизм представляет собой этическое учение, проповедующее наслаждение как цель жизни человека, то, к чему он постоянно должен стремиться. В свою очередь, эстетизм – это учение, которое возводит в культ эстетические ценности, и учит любить и понимать искусство, все изящное и прекрасное, сотворенное человеком. Ярким представителем эстетизма в произведении является Бэзил. Будучи талантливым художником, он всегда очень чутко реагировал на красоту. Для него искусство и красота были равнозначными понятиями, и он стремился увековечить красоту при помощи своего мастерства. Однако искреннее поклонение прекрасному погубило художника, который полностью доверился извращенному донельзя Дориану. В свою очередь, юноша представлял собой отменный образчик гедониста, который ради очередной порции наслаждения был готов совершить самый низкий поступок. Его окрыляло чувство собственной безнаказанности и некоей избранности, поскольку он обладал даром вечной молодости и красоты. Вот только подобный образ жизни не сделал Дориана счастливым. Осознав, что вся его жизнь была лишь иллюзией, юноша начал жалеть об утраченной невинности своей души, но было уже слишком поздно: его истерзанная, растоптанная пороками душа уже не могла нести в этот мир любовь и сострадание.
После публикации романа современники Уайльда выразили негодование по поводу того, как писатель описал викторианское общество, высмеяв его лицемерие и чопорность. Кроме того, он в красках описал безнравственное поведение юного аристократа, что по тем временам было верхом неприличия. Кто-то усмотрел в этом пропаганду аморального досуга. Даже самая образованная и требовательная публика не смогла заметить осуждение, продемонстрированное автором.
Британская общественность была настолько возмущена романом, в котором мораль была поругана самым нещадным образом, что писателя осудили на реальный тюремный срок. На суде Оскар Уайльд выступил с блистательной речью в свою защиту. Она произвела большое впечатление на здравомыслящих людей, однако моралисты и консерваторы были глухи к словам писателя. Лишь со временем роман «Портрет Дориана Грея» был оценен по достоинству, и на сегодняшний день это произведение является одним из лучших не только в английской, но и в мировой литературе.