Анализ романа Оруэлла «1984»

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 02.11.2020

ХХ век вошел в историю как эпоха военной диктатуры, страшные последствия которой до сих пор находят свой отклик в современном мире. Безусловно, многие литераторы не смогли остаться в стороне от этой проблемы, занимая ту или иную сторону баррикад. Не стал исключением и британский писатель и публицист Джордж Оруэлл, написавший гениальную антиутопию «1984», прославившую его на весь мир. Будучи сторонником идей гуманизма и свободы личности, он высказал свои мысли в своем антиутопичном романе. В нем он  изобразил страшное будущее, уготованное всему человечеству, если оно не сделает правильных выводов из своих ошибок.

 

О чем книга?

В центре повествования – один из возможных вариантов развития нашего мира. После многочисленных кровопролитных революций и жестоких войн вся территория планеты была разделена на три сектора – так образовались сверхдержавы, находящиеся в состоянии бесконечной конфронтации друг с другом. Подобный конфликт поддерживается искусственно всеми тремя сторонами, чтобы тем самым отвлечь население от неизбежных социальных проблем. Кроме того, такой стратегический ход позволяет держать под полным контролем большое количество людей, в чем крайне заинтересованы правительства всех трех сверхдержав.

В одной из этих авторитарных империй живет обычный, ничем не примечательный мужчина – сотрудник Министерства Правды, работа которого заключается в уничтожении и переписывании прошлых событий под стандарты пропаганды действующей власти. Также в его обязанности входит распространение ценностей существующего строя. Являясь невольным наблюдателем и соучастником перекраивания правды в угоду правящей элиты, герой начинает задумываться над своей жизнью и своей ролью в том процессе, что происходит вокруг него. Терзаемый сомнениями, он заводит личный дневник, что в его стране категорически запрещено,  и начинает на его страницах изливать собственные мысли, чувства, переживания. С этого незначительного, на первый взгляд, шага и начинается протест героя.

Прекрасно зная, что в правящей системе любое проявление индивидуальности всячески преследуется, мужчина тщательно скрывает свое новое увлечение. Однако что-то утаить от всевидящего ока Большого Брата – верховного правителя страны – сделать практически невозможно. Все дома в Океании построены и оборудованы таким образом, чтобы каждый шаг ее жителей тщательно фиксировался соответствующей службой.  От вездесущей полиции крайне сложно не только свои действия, но даже мысли.

Но однажды жизнь героя меняется, когда судьба дарит ему знакомство с очаровательной Джулией – очень красивой, яркой и раскрепощенной девушкой с твердым стержнем внутри. Молодые люди влюбляются, что делать в Океании строго запрещено, и начинают встречаться в районе обитания низшей касты рабочих. В этом месте контроль за жителями страны не столь рьяный, и этим решают воспользоваться влюбленные. Предаваясь любви, они мечтают о свободе, зажигаются светлыми идеями революции.

Герои знакомятся с лидером сопротивления, который тайно дает им запрещенную книгу с идеями массового переворота. За чтением этой книги их застает полиция: надежный, казалось бы, человек оказывается тайным агентом и хладнокровно подставляет влюбленных. Пройдя немыслимые страдания в камере пыток, они опускают руки и отрекаются друг от друга. В финале произведения герои, над сознанием которых была проведена серьезная работа, искренне восхищаются справедливостью действующей власти и не сомневаются, что все в стране прекрасно.

 

Как Оруэлл придумал название «1984»?

Писатель принялся за работу над романом в 1948 году, выбрав для него весьма лаконичное название, лишь поменяв порядок двух чисел в текущем году. Оруэлл творил в непростой период, когда мир только-только пережил все ужасы Второй мировой войны, развязанной фашистской Германией. Но не меньше нацистского режима пугала общественность и идеология Советского Союза, в котором царил тоталитарный режим. Мир оказался под угрозой Третьей Мировой войны, поскольку антигуманистическая диктатура СССР никого ни в чем не уступала идеологи поверженной Германии. Во всем мире велись ожесточенные дискуссии о правомерности существовании каких-либо авторитарных режимов, обсуждались возможные пути решения этой общемировой проблемы.


Оруэлл, видя, к каким страшным последствиям привело противостояние двух сильных диктаторских режимов, и каким бесправными были люди внутри этих режимов, на всю жизнь стал убежденным противником тирании в любых ее проявлениях. Он очень боялся, в недалеком обозримом будущем ничем и никем не контролируемая власть деспотов полностью уничтожит все возможные свободы и права человека. Переживания за судьбу человечества вылились в антиутопический роман «1984», в котором писатель описал все мрачные стороны беспощадного тоталитаризма.

 


Художественный мир Оруэлла

  1. Геополитическая система. Сюжет романа развивается в вымышленной стране под названием Океания. На международной арене она имеет весьма сильные позиции, однако и у нее есть две соперницы – Остазия и Евразия. Попеременно заключая то с одной, то с другой сверхдержавой союзы, Океания обеспечивает перманентное состояние внешней угрозы, которым оправдывает бедность, дефицит продуктов, социальные проблемы, необходимость тотальной слежки.
  2. Большой Брат (в некоторых изданиях – Старший Брат) – верховный правитель Океании, чей культ личности чрезвычайно развит в государстве. Он имеет неограниченную власть и почитается жителями, как бог в языческие времена. Повсюду развешаны его огромные портреты, висят транспаранты с его «мудрыми» и единственно «правильными» изречениями и лозунгами. Чтобы у людей не возникало никаких вопросов касательно правомерности подобной идеологи, было создано специальное министерство, в котором сотрудники переписывали историю на нужный манер, вбивая в головы местных жителей только ту «правду», что была выгодна действующей власти.
  3. Ангсоц – правящая партия, оказавшаяся у власти благодаря целенаправленным действиям Большого Брата и Эммануэля Голдстейна. Чтобы полностью подчинить себе сознание масс, эта партия использует тотальный психологический контроль над всеми без исключения гражданами. При этом наибольшее внимание уделяется их мыслительной деятельности. Чтобы поработить себе сознание людей, чиновники бесконечно переписывают историю, вплоть до вчерашних газет.
  4. Оппозиционер Голдстейн – образ внешнего врага правящей партии, благодаря которому она оправдывает свой жесткий тоталитарный режим в стране. Голдстейн и его организация «Братство» - выдумка партии, хитроумная ловушка для оппозиционно настроенных жителей, которые доверчиво идут к нему, но в итоге попадают к жестоким палачам, которые подвергают их страшным пыткам. Именно в такую западню и попадают главные герои романа
  5. Двоемыслие. Лицемерие общественного устройства Океании отражается в том, что в сознании людей искажается истинное значение тех или иных слов и явлений. Так, Министерство Любви ведает казнями и пытками, Министерство Правды занимается пропагандой откровенной лжи. Лозунги, повсюду развешанные в стране «Война – это мир. Свобода – это рабство. Незнание – сила» - воспринимаются забитыми и запуганными людьми как истина в последней инстанции, которая не подлежит никакому сомнению. Однако, в условиях жесткой диктатуры даже эти противоречивые лозунги приобретают некое философское значение. Так, непрерывная война является гарантом стабильности в стране, поскольку никто не решится на революцию в столь сложные времена. Проблемы мирного времени чужды для общества, находящегося в состоянии долгосрочной войны. Жители Океании чувствуют себя в безопасности в государстве, с которым чувствуют полное единение. Рабское поклонение Большому Брату приносит им счастье, спокойствие, ощущение душевной гармонии. Как нельзя лучше этому способствует невежество, ведь, как известно, необразованный человек не ведает никаких сомнений, и без малейших внутренних колебаний выполняет предписанные ему функции.
  6. Новояз. Очередное изобретение идеологов Океании, при помощи которого достигается массовое отупение народа. Новояз представляет собой новый язык, состоящий из жаргонизмов и всевозможных сокращений. Как следствие, словарный запас человека, активно использующего новояз, значительно сокращается, а его мысли в буквально смысле парализуются – ведь если человек не может обозначить словом некую вещь или событие, то оно и перестает существовать в его сознании. Без нормального человеческого языка герои романа не могут нормально общаться между собой: выражать свои мысли, чувства, переживания. Как следствие, ни о каких протестах и мятежах не может быть и речи.
  7. Пролы. 85% населения Океании состоит из рабочего класса – низшей касты, которую власть не воспринимает всерьез. Отупев от тяжелого труда, эти люди попросту не способны совершать мятежные поступки. В их пресной, безрадостной жизни царят традиции, а мышление ограничено суевериями.
  8. Полиция мыслей. Для контроля на мыслями жителей Океании ведется непрерывный контроль, который осуществляется специальным органом. От него невозможно скрыться, поскольку шпионы полиции хорошо выполняют свою работу.

 

Главные герои

  1. Уинстон Сит – главный персонаж романа «1984», сотрудник Министерства Правды. К своим 39-ти годам он имеет болезненный внешний вид, проблемы со здоровьем. Однако на его изможденном худощавом лице светится мысль: герой склонен к размышлениям и сомнениям. Он люто ненавидит существующий строй, но даже самому себе боится в этом признаться. Страх сковывает его, не дает нормально жить, дышать полной грудью. В детстве Уинстон был слабым, эгоистичным ребенком, думающим только о себе. Его семья жила в страшной нищете, все голодали, но Уинстон постоянно жаловался матери, и та в ущерб себе и дочери отдавала сыну последние крохи. Однажды он отобрал у сестренки чудом доставшуюся шоколадку и убежал. Когда же Уинстон вернулся, то никого не обнаружил – мать и сестра непонятным образом исчезли. Так мальчик оказался в интернате, но и там его эгоистичная натура не изменилась. Единственное, что как-то облагородило душу героя – его неожиданная любовь к очаровательной Джулии. Сильное чувство дарит ему силы для борьбы, но уготовленные ему испытания оказываются настолько тяжелыми, что он их не выдерживает и душевно ломается. Писатель намеренно наделяет его унизительной слабостью – безотчетным страхом перед крысами, который на корню губит все самые чистые и светлые его помыслы. Оказавшись в тесной камере с крысами, он забывает обо всем на свете и предает Джулию. Сломавшись, Уинстон становится очередным послушным винтиком в огромной идеологической машине Большого Брата. Так вчерашний борец за справедливость в считаные минуты деградирует до обычного приспособленца и раба системы.
  2. Джулия – главный женский персонаж романа. Красивая, 26-летняя девушка, свободная и независимая. Именно в нее со всей страстью влюбляется Уинстон. Девушка работает в литературном цехе, где занимается сочинительством идеологически правильных романов на специальной машинке. Имея весьма богатый сексуальный опыт, она развращает членов партии. У нее густые темные волосы, милые веснушки на красивом лице очень женственная фигура. Джулия обладает смелостью, решительностью, это сильная, цельная натура, которая не боится открыто высказывать свои мысли и желания. Она является ведущей в отношениях с Уинстоном: первой признается ему в чувствах, уговаривает его приехать за город, чтобы открыто обсуждать свои самые сокровенные мысли. Она даже не пытается скрывать свою природную чувственность, тем самым открыто протестуя против пуританства и ханжества правящей партии. Девушка согласна делиться своей жизненной энергией ради любви и наслаждений, но не на восхваление Большого Брата.
  3. О’Брайен – высокопоставленный чиновник, тайный агент полиции мыслей. Прекрасно воспитанный, сдержанный, солидный мужчина, способный с легкостью входить в доверие к людям создавать впечатление оппозиционно настроенного человека. Его образ преследует Уинстона, он заставляет его сомневаться в том, что тот разделяет политические взгляды масс. Он мастерски подогревает революционные настроения Уинстона, склоняет его к участию в мятеже. Когда же героям становится известна правда об О’Брайен, тот уже в открытую начинает руководить пытками вчерашних «друзей», методично уничтожая в них любые проявления индивидуальности. При этом мучитель остается по-прежнему обаятельным, умным, интересным человеком, обладающим редким даром убеждения.
  4. Сайм – опытный филолог, сотрудник Министерства Правды, один из основателей новояза. Становится жертвой бездушной системы.

 


Смысл книги

В своем произведении Джордж Оруэлл изображает противостояние личности и системы, в котором личность изначально обречена. Смысл книги заключается в том, чтобы продемонстрировать, к каким ужасающим последствиям может привести авторитарная власть, цель которой является уничтожение всех самых прекрасных достижений человеческой цивилизации: искусства, литературы, любви, милосердия, демократических ценностей. Безусловно, в «1984» автор намеренно доводит до абсурда проявление диктаторского режима, но тем самым он демонстрирует все его нелепость и чудовищность. Он прогнозирует один из вариантов развития будущего в обществе, в  котором царит стремление к авторитаризму.  Замысел любой антиутопии заключается в том, чтобы при помощи сгущения красок заставить читателя задуматься над тем, что может произойти в случае бездействия и попустительства произвола.

Во второй половине ХХ столетия на Земле было сформировано немалое количество всевозможных прототипов Океании. Но наиболее ярким образчиком тоталитарного режима, господствовавшего в выдуманной стране из «1984», был СССР, о котором писатель весьма резко отзывался. Он неоднократно критиковал в прессе авторитарный строй страны, в которой репрессии были обычным делом, где люди были бесправны и абсолютно беспомощны, где существовала жесточайшая цензура, и о свободе слова можно было только мечтать. Многие критики считали, что произведение Оруэлла является своеобразной карикатурой Советского Союза.

 

Концовка

Финал романа «1984» оказывается печальным, но весьма прогнозируемым. Оказавшись под арестом, главные герои подвергаются чудовищным пыткам, в ходе которых их личности стираются, словно ластиком. После перенесенных страданий Уинстон соглашается с О’Брайеном, что видит пять пальцев, хотя тот показывает ему четыре. Он готов говорить неправду, но инквизитору этого оказывается мало.  Он тычет в лицо Уинстону клетку с голодными крысами, которых тот боится до дрожи. Подобная пытка окончательно ломает внутреннее сопротивление узника, который умоляет спасти его и отдать на растерзание крысам Джулию. Девушка также ломается под чудовищными пытками. Так борцы за справедливость, которые еще вчера были готовы умереть друг за друга,  разочаровываются в своих прежних идеалах. После перенесенных страданий они уже не в состоянии даже думать о каком-либо протесте, и добровольно соглашаются следовать всем правилам и наставлениям Большого Брата. Столь сокрушительное поражение личности автор еще больше подчеркивает очередной громкой «победой» Океании в борьбе против Евразии. Отныне Уинстон становится одним из тысяч тех, кто искренне любит Большого Брата и верит в его справедливость.

 

Критика

Впервые роман Дж. Оруэлла «1984» был переведен на русский язык в 50-х годах, и в 1957 году, во время «хрущевской оттепели» был опубликован в самиздате. Однако советская критика предпочла сделать вид, будто не замечает столь явное сравнение Океании с Советским Союзом. Она оценила произведение как типичное явление для загнивающего империалистического запада. К примеру, в Философском энциклопедическом словаре 1983 года можно встретить следующие строки касательно антиутопии: «За идейное наследие Оруэлла ведут острую борьбу как реакционные, ультраправые силы, так и мелкобуржуазные радикалы». В то время как за рубежом литературные критики отмечали мощный политический подтекст произведения, делали акцент на гуманистическом посыле Оруэлла.

В настоящее время роман Оруэлла оценивается весьма двояко: с одной стороны, ему трудно отказать в художественной ценности, но с другой, современники не видят в нем особого смыслового разнообразия. К примеру, Лимонов считает, что Оруэлл прекрасно справился с миссией троцкистской партии, хотя и отверг в произведении идеалы Лейбы Троцкого. Он отмечает, что в романе автор демонстрирует путь к тоталитарной власти сквозь призму мирового государства, что явно ему не по душе.

Известный литературный критик, поэт и публицист Дмитрий Быков отмечает высокую художественную ценность романа «1984», но при этом не находит в произведении глубоких серьезных мыслей.


Кирилл Есько, будучи писателем научно-популярного жанра, в пух и прах раскритиковал роман Оруэлла, посчитав его излишне утопичным. По мнению литератор, многие явления, описанные Оруэллом, попросту нежизнеспособны.