Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления
Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ
Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!
Бесплатно, без регистрации и смс :)
Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)
Дата публикации: 31.01.2020
Рассказ Александра Солженицына «Матренин двор» впервые появился на страницах литературно-художественного журнала «Новый мир». Произведение основано на реальных событиях. Его можно назвать документальным и честным. «Матренин двор» рассказывает о сельской жизни 1950-х годов. В центре внимания автора - человек. Эта книга о трудолюбии и добре, о способности к состраданию и взаимопомощи, о свойствах души, которые отличают праведного человека от нечестивого и корыстного.
Матренин двор – рассказ о жизни простой советской сельской женщины-колхозницы по имени Матрена. Мы узнаем её историю из уст квартиранта Матрены - бывшего политзаключенного Игнатьича, который выступает в роли рассказчика. Игнатьич для деревни - человек новый, с Матреной он знакомится лишь в начале книги. История о судьбе Матрены и о сельской колхозной жизни, о порядках и нравах местных жителей звучит как рассказ человека со стороны.
Автор погружает нас в реалии после-сталинского СССР. Прошло три года, как умер Иосиф Виссарионович. Через сюжет произведения вскрываются негативные стороны советского режима, раскрываются специфика сельского быта, показывается жестокость и несправедливость мира.
В рассказе «Матренин двор» можно выделить три части:
Матрена Васильевна Григорьева – центральный персонаж книги. Она – образец трудолюбия, добропорядочности и самопожертвования. На таких, как Матрена, держится русское село в непростые советские времена. Главная её черта – желание помогать людям, не требуя многого взамен. Женщина находится в бедственном материальном положении, однако, когда к ней приводят Игнатьича, готового снять у неё жильё, женщина говорит о том, что не ищет постояльцев. Она пускает мужчину в дом и не стремится «содрать с него побольше денег», как поступили бы многие на её месте.
Всю свою жизнь Матрена трудилась с утра и до вечера, никогда не жаловалась на усталость, не причитала. А нажила немногое. Делила свою скромную избу с мышами да тараканами, которые стали издержками сельского быта. Из живности в её хозяйстве была коза и кошка. Последнюю героиня подобрала на улице, пожалела живое существо, что тоже хорошо её характеризует. Она бескорыстно подарила горницу названной дочери, а сама никогда не просила о помощи, и не хотела навязываться, причинять другим неудобства и даже врача позвать стеснялась. Такие люди как Матрена достойны всяческого уважения, но, к сожалению, судьба и окружающий мир зачастую к ним не справедливы.
Рассказчик Игнатьич. Александр Исаевич не случайно общается с нами от лица этого героя, под этим образом он в некоторой степени подразумевал самого себя. Прослеживаются очевидные параллели между судьбой Игнатьича и самого писателя. Через историю Игнатьича автор затрагивает в рассказе острую тему лагерей и невинно осужденных. Герой отсидел срок, но был оправдан и реабилитирован. Игнатьич отправляется жить в деревню не только из-за «клейма», наложенного на него судьбой, но и ввиду особенностей своего характера. Герой нелюдим и необщителен, он стремится уйти от мира, хочет жить в тишине и покое. Матрена оказывается как раз тем человеком, с которым ему удается сойтись характерами, они живут душа в душу, но «жизненные принципы» женщины он понимает не сразу. По-настоящему Матрена открывается герою лишь после своей смерти. В истории главной героини Игнатьич становится невольным «третейским судьей».
Мотивы произведения А. И. Солженицына «Матренин двор» лежат в двух плоскостях: социально-бытовой и морально-нравственной. На страницах рассказа они переплетаются между собой.
Социальный аспект раскрывается через тему отношения власти к обществу и к людям и через описание быта крестьян. Писатель поведал нам о незавидной участи сельских жителей, нарисовал яркие бытовые картины. Государство «рабочих и колхозников» на деле проявляет равнодушие к судьбе и к уровню жизни честных тружеников. Крестьяне не имеют ни паспортов, ни материального вознаграждения за свою работу. Сельчане вынуждены воровать торф, чтоб хоть как-то прокормиться. Пожилую женщину Матрену власти «гоняют по кабинетам», не спеша назначать добросовестному работнику пенсию.
Ещё более значимой в рассказе представляется морально-нравственная сторона, выраженная через проблемы отношения человека к человеку, через тему труда и мировосприятия героев. По большому счету, автор ставит вопрос о том, как надо жить, и демонстрирует несправедливость этого мира и общества. За текстом рассказа скрываются глубокие философские вопросы.
Героиня всю жизнь самоотверженно делала своё дело, отдавала себя труду. Но что дали ей трудолюбие и праведность, что она получила? Односельчане её не ценили, меркантильный интерес оказался выше простых человеческих отношений. Образ Матрены - глубокий и высоконравственный, её характер резко контрастирует с окружающими. Антиподом Матрены является Фаддей. В тот момент, когда в семье большое горе, несколько близких людей ушло на тот свет, а ещё одному родному человеку светит тюрьма, Фаддея заботит лишь наследство.
Обличая корысть и алчность людей, Солженицын дополняет свой социально-бытовой и философско-нравственный рассказ «мистическими» мотивами. Всё, чего касаются нечестивые люди, становится проклятым. Матренин двор был чистым и светлым местом, пока здесь жила праведница, но из-за действий Фаддея горница стала «нечистой» и принесла в село большую беду. Теперь жизнь деревни уже никогда не будет прежней.
Основные мотивы и темы произведения доносят главную идею автора, она заключается в том, чтобы раскрыть сущность человеческой души, показать глубину характера героини. Трудности и сложная судьба только закаляют человека, раскрывают его сердце миру. Пережив многое, героиня построила свой собственный маленький мир, в котором жила по своим законам и правилам. Всё, что ей удалось создать, было не во внешнем материальном мире, а прежде всего внутри её самой. С уходом Матрены из жизни этот мир начинает рушиться. То же самое после смерти ждет и богача, его имущество растащат, а о нём самом через какое-то время забудут. Но со смертью Матрены село лишилось самого главного – оно лишилось человека в подлинном смысле этого слова. Придет ли к людям понимание этой потери? Через образ конкретной деревни и конкретный Матренин двор автор передает «мини-модель» всего мира. В «невзрачных сельских декорациях» Александр Исаевич рисует глобальную моральную катастрофу.
Матренин двор – произведение о судьбе и облике народа. На страницах рассказа представлена целая вереница «народных» образов, составлен коллективный потрет эпохи и общества. А в центре этого портрета – Матрена. Она представляется «ангелом, не совместимым с этим миром». Героиня благодаря своим жизненным принципам, установкам и характеру как будто «возвышается» над миром. Её добротой все пользуются, но Матрена вовсе не безвольна, её неспособность отказать - это не слабость, а сила её характера. Русский народ силен характером и внутренним стержнем, и не утратили мы этот стрежень как раз благодаря таким Матренам, которых осталось мало, но всё же они есть ещё в русских селениях.