Анализ рассказа Чехова «Крыжовник»

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 20.04.2020

Окончание XIX столетия в истории России ознаменовалось непростым периодом в общественно-политической жизни страны. Это был некий застой, во время которого не происходило никаких важных событий в обществе, что, безусловно, негативно отразилось на развитии государства. В своем произведении Антон Павлович Чехов, как человек, не равнодушный к судьбе своего народа, поднял серьезные вопросы о смысле жизни, обозначил конфликт между духовными и материальными ценностями.

История создания

В 1898 году в печать вышел очередной рассказ Чехова, который в дальнейшем стал частью «маленькой трилогии». Эта история, над которой писатель трудился в подмосковном селе Мелихово, стала своеобразным продолжением знаменитого «Человека в футляре». Оба произведения объединила общая тема – искаженные представления о счастье грубой, зачерствевшей человеческой души.

Исследователи творчества Чехова полагают, что в основу рассказа «Крыжовник» легла история, которую поведал Льву Толстому известный юрист Анатолий Кони.  Согласно ей, жил один чиновник, который все свои сбережения откладывал на осуществление заветной мечты – пошив парадного мундира с золотой вышивкой. Мужчина считал, что только этот мундир способен принести ему уважение и почет, сделает по-настоящему счастливым. В итоге, заветный мундир был пошит, но герою при жизни ни разу не довелось его надеть. Постаревший и потускневший от времени предмет гардероба лишь единожды был надет «в люди» - во время похорон самого чиновника.

Жанр и направление

Литературный жанр «Крыжовник» - рассказ, поскольку произведение имеет небольшой объем, небольшое количество второстепенных персонажей, одну сюжетную линию, и в центре повествования – судьба одного героя, описанная в хронологическом порядке. Рассказ «Крыжовник», как и все произведения Антона Павловича, принадлежит  литературному направлению «реализм». На это указывает реалистичное изображение быта и привычных будней центрального повествования, его поступки, мечты, надежды. События происходят в реальном месте в реальный исторический отрезок.

О чем?

Учителя гимназии Буркина и ветеринара Ивана Иваныча Чимша-Гималайского во время прогулки застал сильный дождь. Спасаясь от непогоды, приятели попросили приют у своего товарища Алехина, чья усадьба располагалась неподалеку.  Во время трапезы Иван Иваныч поделился печальной историей своего брата.


Братья Чимша-Гималайские с ранних лет поняли, что ради собственного благополучия им придется как следует потрудиться. Мальчики росли в небогатой семье, и знали, что надеяться им не на кого, кроме самих себя. Особенно сильно стремился к стабильной жизни младший из братьев, Николай. Уже в юности он в полной мере осознал свою главную мечту – уютную усадьбу и пышный сад, в котором непременно должен расти крыжовник как символ комфортной, благополучной жизни.

Ради достижения поставленной цели Николай Иваныч женился на богатой, но нелюбимой женщине. Откладывая деньги на покупку усадьбы, он экономил буквально на всем. Результатом его скаредности и душевной черствости стала болезнь супруги, которая довела ее в могилу. Однако Чимша-Гималайский не очень опечалился утрате: все его мысли были направлены на приобретение заветного участка земли.

В итоге, после долгих лет экономной жизни Николаю Иванычу удалось скопить нужную сумму и осуществить свою мечту. Став хозяином усадьбы и сада, он первым делом высадил на участки кусты крыжовника. Спустя несколько лет Иван Иваныч приехал погостить брата, и был неприятно поражен тем переменам, свидетелем которых он стал. Да, Николай Иваныч был очень доволен своей покупкой, и даже кислый крыжовник ел, не морщась. Однако за эти годы он превратился в черствого, сухого, равнодушного человека, в жизни которого не было ни нежной привязанности, ни искренней дружбы, ни милосердия. Мечта сбылась, но какой ценой?..

Композиция

Сюжет произведения построен по принципу «рассказ в рассказе», к которому нередко прибегал Антон Павлович Чехов. Изначально читатель знакомится с тремя товарищами – Иван Иванычем Чимша-Гималайским, Буркиным, Алехиным, но спустя некоторое время погружается в иную реальность, главным героем которой был Николай Иваныч.

Особое внимание автор уделяет и описание природы, с помощью которой лишний раз подчеркивает духовную бедность главного героя.


Главные герои и их характеристика

  1. Иван Иваныч Чимша-Гималайский – дворянин, выбравший для себя профессию ветеринара. Данный персонаж также встречается в рассказах «О любви» и «Человек в футляре». На него возложена большая ответственность, поскольку в произведении он выполняет роль не только рассказчика, но и критика, поскольку в его уста Чехов вкладывает собственные мысли. Например, рассуждения Иван Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас – ничто иное, как личное отношение автора к происходящему.
  2. Николай Иваныч Чимша-Гималайский – младший брат Иван Иваныча, дворянин, мелкий чиновник, а спустя некоторое время – помещик. В юности это был добрый, дружелюбный человек, который хотел вести тихую, уединенную жизнь в деревне в собственной усадьбе. В своих мечтах он представлял, как будет гулять по саду, кормить уток на пруду, нежиться на солнце, лакомиться сочными ягодами крыжовника. На осуществление этой мечты Николай Иваныч положил всю свою жизнь: он экономил, во всем себе отказывал, и даже женился по расчету. Лишь в зрелом возрасте, прожив унылую, безрадостную жизнь, он купил усадьбу и стал помещиком: располнел, обрюзг, стал рассуждать о своем благородном происхождении и требовать от мужиков обращаться к себе не иначе, как «Ваше благородие».

Темы

В рассказе «Крыжовник» Чехов поднял множество важных тем, среди которых – поиск смысла жизни, человеческого счастья, реализация мечты. Все эти темы связаны между собой самым тесным образом. Так, главный герой, лишь осуществив свою заветную мечту, почувствовал себя по-настоящему счастливым, полноценным человеком. С наслаждением поедая крыжовник, Николай Иваныч любил порассуждать о народном образовании, о своем участии в жизни простого народа. Однако счастье героя на поверку оказалось ложным: очутившись в состоянии полнейшего покоя и праздности, он стал заметно деградировать. Став барином, Николай Иванович словно погрузился в теплое, комфортное, уютное болото, которое с каждым годом засасывало его все больше. Если раньше он был уверен, что личное счастье нужно заработать, то теперь считал, что благополучие – это дар небес, который заслуживают лишь избранные, к коим он себя и причислял. Так, весьма сомнительное достижение стало причиной, по которой Николай Иваныч погряз в махровом эгоизме. Приобретя финансовую независимость, он обеднел духовно.


В произведении также следует выделить такие важные темы как отзывчивость и равнодушие. Иван Иваныч Чимша-Гималайский, рассказывая поучительную историю своего брата, отметил, что его собеседники не смогли до конца понять ту мысль, которую он вложил в свой рассказ, а именно – нужно уметь радоваться жизни здесь и сейчас, щедро делится этой радостью с окружающими и не зацикливаться на собственной персоне.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие. Главный герой рассказа позабыл, что истинное счастье заключается не в накоплении материальных ценностей, а в приобретении духовного богатства. В этом заключалось его главное заблуждение, ставшее причиной его скучной, безрадостной, серой жизни. Представления о прекрасном настолько сильно исказились у Николая Иваныча, что даже кислый крыжовник казался ему вкусным. Основным мерилом счастья для него стали деньги: лишь став богатым человеком, он почувствовал себя значительным, важным человеком.
  2. Эгоизм – одна из центральных проблем произведения. Главный герой был слеп и глух к окружающим, он не хотел видеть, что происходит вокруг него. Для Николая Иваныча ценность представляла только его мечта, а все, что вставало на пути к ее осуществлению, он безжалостно отметал.

Смысл

Главная мысль всего произведения была озвучена Иван Иванычем, когда он сказал, что нельзя радоваться, когда другим плохо. Это настоящее преступление – радоваться собственному счастью и благополучию, когда окружающие тебя люди страдают и испытывают в чем-то нужду. Очень важно не зацикливаться на себе, своих желаниях, а протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается. Только так жизнь человека приобретает смысл. Чехов был уверен, что истинное счастье для каждого мыслящего, развитого человека – это постоянное движение вперед, направленное на совершение добрых дел.

Критика

После публикации «Крыжовника» В. И. Немирович-Данченко высказался о нем следующим образом:

Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

Не остался в стороне и Б. Эйхенбаум, подробно описавший особенности творчества Антона Павловича Чехова:


С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. <…> От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». <…> Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России — и достучался.

Весьма эмоциональную оценку рассказа дал Г. П. Бердников, который был полностью согласен с писателем о том, что стыдно быть счастливым в реальности, описанной в произведении:

Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». <…>  Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

Однако не только литературные критики давали оценку произведению Чехова: рассказ «Крыжовник» настолько взволновал читающую публику, что после его публикации автор регулярно получал письма от простых людей. К примеру, ученица технического училища Наталия Душина писала следующее:

Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, — будет ложь…