Анализ рассказа Чехова «Душечка»

Автор: Наталья Игоревна Иванова (учитель русского языка и литературы)

Дата публикации: 28.03.2020

«Душечка» – один из самых известных и популярных рассказов Антона Павловича Чехова, полюбившийся читателям сразу же после первой публикации.

О произведении в свое время рассуждали, спорили, критиковали его или хвалили Максим Горький, В.И. Ленин, Л.Н. Толстой, В. Немирович-Данченко и многие другие выдающиеся люди.

В 1966 году рассказ был экранизирован на киностудии «Мосфильм». В киноленте снялись известные советские актеры.

 

История создания

 

Замысел рассказа «Душечка» зрел у Антона Павловича Чехова целых десять лет.  Об этом свидетельствуют записные книжки писателя. В 1893 году Чехов приступил к написанию произведения, но вскоре снова отложил в сторону его черновик. Вернулся к рассказу писатель лишь в 1898 году, будучи в Ялте, и написал его всего за десять дней.

В декабре 1898 года Чехов отправил рассказ в секретариат газеты «Новости дня». А уже в начале 1899 года произведение опубликовали в еженедельном литературном приложении к «Новостям дня» – в первом номере газеты «Семья».

Антон Павлович остался не очень доволен медлительностью предпечатной подготовки и задержкой доставки журнала с опубликованным рассказом.

Информация о публикации «Душечки» быстро распространилась в издательских кругах. О разрешении напечатать рассказ Чехова вскоре попросила и редакция газеты «Курьер».

 

Жанр, направление

 

Рассказ «Душечка» написан в жанре классического реализма с элементами натурализма.


Незатейливая бытовая история изложена писателем с легкой доброй иронией и свойственной его произведениям лиричностью звучания.

Реалистичное направление рассказа основано на наблюдениях Чехова, жившего в то время в Ялте, за городской средой.

В «Душечке» нашли отражение и плачевное состояние дел городского театра, с трудом зазывающего на свои спектакли зрителей, и деятельность ветеринарной службы Ялты. 

 

Суть

 

В центре повествования – непростая, но в то же время наполненная хорошими событиями, судьба дочери отставного коллежского асессора Ольги Семеновны Племянниковой, называемой знакомыми душечкой.

Простая, милая девушка самозабвенно влюблялась в своих мужей, растворяясь в них самих и их делах целиком и полностью. Оставаясь в одиночестве, искренне оплакивала потерю любимых супругов, страдала и снова обретала смысл жизни в новой привязанности.

После расставания с последним из мужчин, постарев, помрачнев и потеряв интерес к окружающему миру, Ольга Николаевна вновь обрела смысл жизни в заботе о полюбившемся ей мальчике Саше.

 

Главные герои и их характеристика

 

В литературном сообществе XIX века тема возможных прототипов героев чеховского рассказа была очень популярна. Образ главной героини произведения, «душечки», «примерялся» на многих знакомых Чехову женщин.

 

Ольга Семеновна Племянникова — милая девушка с чистой и открытой душой, простая, сердобольная, кроткая. За здоровый вид и приветливый характер знакомые называли Ольгу душечкой.


Особенностью Оленьки было то, что «она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого». Любовь героини вначале была обращена к отцу, тетке, учителю французского языка…

Антрепренер Иван Кукин, устраивающий спектакли в городском саду, был худощав, невысок ростом, говорил высоким голосом, часто огорчался и жаловался: на погоду, невзыскательную к репертуару публику, актеров… Оленька стала сострадательна к несчастьям Кукина и полюбила его.

Они повенчались, стали жить счастливо и вместе заниматься театральными делами. Иван нежно называл жену душечкой, а она его — ласково Ваничкой.  Ольга будто бы стала мужниной тенью. Она жила мыслями супруга и делилась ими с окружающими. Ольгу поглотило театральное дело, которое она стала считать самым важным на свете.

Как-то Кукин отбыл в Москву для набора труппы и скоропостижно умер, о чем Ольгу известили в срочной вечерней телеграмме. Похоронив мужа, Ольга страдала и тосковала. А уже через три месяца в ее сердце родилось новое чувство.   

Василий Андреич Пустовалов, сосед Ольги Николаевны, в которого она влюбилась безоглядно, отличался от беспокойного Кукина степенностью, солидностью, равнодушием к развлечениям. 

Олина любовь к театру осталась в прошлом. Пустовалов – управляющий лесным складом, и теперь героиню увлекли лес, древесина, бревна и балки. Жизнь наполнилась совместными с мужем Васичкой сытными обедами, баней и церковными службами. И снова Оленька полностью растворилась в супруге: говорила, как он, переживала за древесное дело и… критиковала театры.

После шести лет совместной жизни Ольга Николаевна снова овдовела (Василий Андреич заболел и умер). 


Владимир Платоныч Смирнин, полковой ветеринарный врач, заходивший в гости к Ольге Николаевне в отсутствие Пустовалова, стал новым увлечением женщины.

Семейна жизнь Смирнина не сложилась. С изменившей ему женой Владимир Платоныч расстался и стал помогать ей лишь деньгами на содержание сына Саши.

Ветеринарная медицина увлекла Ольгу Николаевну так, как прежде ее увлекали театр и древесное дело. Но Смирнин однажды уехал, а Ольга Николаевна впала в апатию, потеряла интерес к жизни, не имела никаких мнений.

Благодаря сыну Смирнина, Саше, Оленька познала неведомое ей ранее материнское чувство, помолодела и снова сделалась заботливой и любящей душечкой.

 

Темы и проблемы

 

Любовь – главная тема произведения. Любовь к семье, к мужчине, к ребенку, к делу, которое увлекает. И главная героиня рассказа полна этого чувства и готова дарить его без устали.

Рассказ посвящен и теме женской судьбы, непростой, полной отчаяния и радости одновременно.

Писатель повествует нам о жизни главной героини, предельно деликатно выбирая слова для характеристики Ольги Николаевны.

Чеховскую «Душечку» трудно представить без темы счастья. И эта тема проходит в рассказе красной линией.

Чехов затрагивает и не утрачивающую свою актуальность проблему ценности человеческой жизни.

 

 

Чему учит?

 

Рассказ учит умению любить. Любить за простые душевные качества и свойства характера, не замечать недостатки и слабости близких людей.


Чувство Оленьки к Кукину, Пустовалову, Смирнину и его сыну имеет объединяющее начало. Во всех случаях это чувство имеет характер жалостливый, добрый, стихийный, материнский и поглощает героиню целиком и полностью.

Так и надо любить – безоглядно, истово, нерасчетливо.

Рассказ учит умению быть счастливым и радоваться простым житейским поводам.