Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления
Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ
Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!
Бесплатно, без регистрации и смс :)
Автор: Ягодкин Анатолий Александрович (преподаватель-исследователь, историк)
Дата публикации: 18.11.2020
Свидетельством литературной и эпической традиции в Древней Руси считают «Слово о Полку Игореве» - выдающийся литературный памятник, возникновение которого возводят к XII веку. В эпоху средневековья в культуре многих европейских стран возникли эпические произведения, сыгравшие важную роль в становлении и развитии национальной литературной и культурной традиции. В Англии это "Песнь о Беовульфе», во Франции «Песнь о Роланде», в Испании «Песнь о моём Сиде», в Германии «Песнь о Нибелунгах». Наряду с «песнями» европейских стран необходимо упомянуть и русское «Слово», и это будет – «Слово о полку Игореве».
Историки и литературоведы много лет ведут споры вокруг этого памятника древнерусской литературы. В истории его возникновения много неясного. О перипетиях научного исследования, версиях, гипотезах и дискуссиях о происхождении «Слова» можно написать многотомный труд. Постараемся изложить лишь некоторые вехи.
Ни время создания, ни автор текста доподлинно не установлены. Знанием о «Слове о полку Игореве» гуманитарная наука обязана Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, историку и собирателю древних рукописей, который жил в конце XVIII – начале XIX века. Именно ему принадлежит первенство в обнаружении текста «Слова». О том, как оно попало к ученому, существует несколько версий. По сохранившимся сведениям, сам Алексей Иванович утверждал, что текст он получил от архимандрита Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Было это на исходе 1780-х годов. Долгое время «история находки» древнерусского памятника считалась таковой, пока в конце XX века историки не оспорили.
Роковым для истории рукописи стал московский пожар 1812 года, произошедший во время войны с Наполеоном. Оригинал сгорел. Текст, известный сегодня, воспроизведен по записям, сделанным Мусиным-Пушкиным. Отсюда возникла версия, что это произведение является стилизацией «под Древнюю Русь», и сам же Мусин-Пушкин его и написал. Текст разительно выделялся в художественном смысле на фоне всего того, что существовало в литературе на тот период.
Часто среди гуманитариев звучит версия о том, что у русских, в отличие от других народов, в том числе и проживающих на территории нашей страны, нет своей эпической традиции. Такие мнения звучали и во времена жизни Мусина-Пушкина. Говорят, что патриот и историк, увлеченный древностью, оскорбился подобным пониманием культурного прошлого своего народа и решил «воспроизвести» текст, который стал бы русским эпосом. Информацию о «находке» и «гибели текста в пожаре» в этом случае считают мистификацией, устроенной Мусиным-Пушкиным.
Естественно, столь смелую точку зрения не разделяют многие именитые ученые, продолжая исследования и поиски древнего автора гениального текста.
Исходя из истории обнаружения текста, предполагают, что он мог выйти из-под пера представителя монашества. Монахи были достаточно образованы и могли создавать литературные тексты, однако не подписывали их своим именем, так как считалось, что служитель Господу в своём писании лишь передает божественную волю. Вследствие этой особенности автор остался нам неизвестным. Текст «Слова» можно трактовать как проявление обеспокоенности распрями эпохи феодальной раздробленности и её последствиями для судьбы русского государства. Повлиять на волю правителя монахи не могли, а вот отразить свои переживания в тексте – вполне.
Специфика текста определила и особенности его исследований. «Слово о полку Игореве» близко к летописной традиции, но при этом отличается от хроники высоким художественным уровнем. Произведение повествует о реальных событиях, имевших место в 1185 году, когда новгород-северский удельный князь Игорь Святославович совершил поход на половцев. Упоминания о нём имеются в известных летописных сводах – Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, входящих в состав «Повести временных лет». Считается, что автор «Слова о полку Игореве» - современник описываемых событий, и текст создавался при жизни князя Игоря.
Документальность произведения позволяет предполагать, что его написал кто-то из окружения князя. Ряд ученых придерживаются этой версии. Среди предполагаемых авторов назывались тысяцкий князя Райгула или галицкий книжник Тимофей.
Известный историк Борис Рыбаков выступил против версии о нахождении автора «в ближнем круге» реальных исторических деятелей – героев повести. Он указывает, что автор был «первоклассным историком и знатоком летописей», но в тексте проявил себя, прежде всего, как поэт. В поисках истоков текста Рыбаков обратился к киевской летописной традиции как «наиболее разработанному пласту» исторической литературы.
Нет единства не только в вопросах истории возникновения, но и в определении жанра произведения. По формальным признакам ему можно дать разные характеристики. Из привычных сегодня литературных жанров «Слово» соотносится с повестью по масштабности описанных событий, объему и относительно небольшому количество героев.
Однако, древнее произведение целесообразней рассматривать через призму тех жанров, которые существовали в средневековой литературе. Некоторые исследователи выделяют «Слово» как отдельный древнерусский жанр, выдающимся образцом которого и является рассматриваемый текст.
По форме и содержанию «Слово о Полку Игореве» сродни эпической поэме. Многие исследователи считают это произведение «поучительной песней». «Слово», описывающее реальную историю боевой неудачи князя Игоря, написано «в назидание другим князьям» с изрядной долей патриотизма, автор явно обеспокоен судьбой русских земель в условиях политической раздробленности.
В композиции произведения можно традиционно выделить вступление (зачин), основную часть и заключение. Основное содержание, передающее сюжет, подразделено на три части, которые называют главами.
Зачин соответствует духу эпической традиции, сюжетно он отличается от основной линии повествования. В нём вводится фигура древнерусского сказителя Бояна, чьи песни прославляли русских воинов. Автор выражает уважение певицу, через его образ подтверждая достоверность рассказанной в «Слове» истории.
Первая часть. Князь Игорь собирает поход против половцев. Происходит солнечное затмение, что считается дурным знаком, но правитель не придает этому значения, отправляя дружину в бой. Войскам Игоря удается победить половцев. Удачу они отметили пиром и улеглись спать. Тут-то их и настигли мстительные противники, напав в ночи на расположение войск. Результат оказался плачевен: Игорь в плену, многие его дружинники мертвы.
Во второй части вводится ещё один важный персонаж – князь Святослав, двоюродный брат главного героя. Он осуждает желание Игоря идти на войну в одиночку, сетуя на беспечность родственника, которая может иметь печальные последствия для русских земель, и призывает объединяться для борьбы с врагом. Позиция Святослава и его мысли о родине выражаются в «Золотом слове» - это важнейший с содержательной точки зрения компонент произведения, именно в нём звучит призыв к объединению.
Третья часть знакомит нас с супругой пленного князя. «Плач Ярославны» - женщины, ждущей своего мужа из похода – пожалуй, самый известный фрагмент произведения. Он отходит от общей патриотической и героико-эпической направленности произведения, расширяя тематику и проблематику текста. В этой же части рассказывается о том, как Игорь бежит из плена, в чем ему помогают силы природы. К ним и взывала тоскующая жена в своём «Плаче».
Эпилог описывает возвращение князя и его торжественную встречу со своим народом.
Литературоведы обнаружили важную особенность «Слова», отраженную в его композиции. Интегрированные в состав произведения сюжетные куски жанрово отличаются друг от друга. Пример одного из таких вкраплений приведен выше – это плач Ярославны, передающий речь тоскующей женщины. «Плач» принято выделять как отдельный жанр древнерусской литературы. Финал произведения определяется как «слава». Таким словом называется текст, воздающий хвалу правителю. В эпилоге «Слова о полку Игореве» восхваляется не только главный герой, но и другие правители Руси – прежде всего мудрый Святослав, а также князь Всеволод.
Рассматривать «Слово о полку Игореве» как поучительное произведение позволяет тот факт, что в основе его сюжета лежит пример неудачного похода, хотя более привычным для традиций того времени было восхваление славных побед. Боян, появляющийся в начале произведения, «славит князей», автор дает понять, что при всём уважении к певцу не собирается заниматься тем же. Его задача – рассказать о том, как было на самом деле.
При знакомстве читателя с князем Игорем раскрываются причины его поступков, сущность героя, его тщеславные мотивы. Перед нами – недальновидный политик, который ни перед чем не остановится на пути к своей цели, и даже «подсказка природы» для него ничего не значит. Правитель – тоже человек, говорит нам автор, и от «гнева богов» ему не уйти, персонажа настигнет злой рок. В этом заключается основная мысль произведения. Автор стремится показать, что не над всем властен князь. Отправляясь в бесполезный, по большому счету, поход и нападая без повода на грозного врага, Игорь стремится укрепиться в своём могуществе, он слишком самоуверен. Карой станет его пленение.
«Слово о полку Игореве» - это повествование не столько о конкретном человеке, сколько о судьбе и народе. Сюжет лишь раскрывает глобальную авторскую мысль, иллюстрирует его чаяния и переживания. Поэтому в сюжете логичное место занимает образ Киевского князя и его размышления по поводу поступка удельного правителя. Святослав – это пример русской княжеской мудрости, его устами транслируется основной патриотический посыл – не нужно трогать врагов без повода, русские земли должны объединяться, а не разобщаться, только так можно победить врага.
Большое внимание в тексте произведения, в «Плаче Ярославны» и «Славе» уделяется силам природы. Это говорит об элементах язычества, которые не изжили себя даже в христианскую эпоху. Люди верили в духов природы, молились им и благодарили за спасение своего покровителя.
Деление персонажей на «положительных» и «отрицательных» характерно для фольклора и некоторых авторских произведений, созданных в давние времена. История мировой литературы показала, что такое подразделение часто бывает условным. Это мы можем видеть и на примере «Слова о полку Игореве», где все герои – положительные. Даже князь Игорь, чей опрометчивый и неблаговидный поступок представлен как своего рода поучительный «антипример» - персонаж положительный. Не случайно в конце его прославляют. Отрицательную сторону или злые силы тут представляют только половцы – враги земли русской. В тексте упоминаются конкретные персонажи из «половецкого стана», однако они не так важны, как герои русские. Половцы здесь -«обобщенный образ вражеской силы», от которой исходит угроза благополучию земли русской.
Игорь – правитель Новгород-Северского княжества, он молод и обладает многими полезными для князя качествами, которые описываются в тексте. Игорь энергичен и храбр, однако у этих черт есть другая сторона: самоуверенность и тщеславие. Описанная в тексте история отразилась на княжеской натуре – юношеский задор и пыл князя остудило военное происшествие, на смену им пришел опыт, открывающий путь к мудрости. Этой необходимой черты правителя князю не доставало. Его горячность и недальновидность могли дорого обойтись земле русской, и в конце герой это осознает.
Князь Всеволод – брат Игоря, отправляется в поход вместе с ним. В нём воплощается образ русского богатыря. Этот герой силен и могуч. Его сила просто необходима в бою. Для Всеволода характерны «воинственность» и «необузданный патриотизм». Он сражается отчаянно и неистово, в момент боя для него ничто не имеет значения, кроме победы над врагом. Увы, он вынужден разделить участь брата и также попадает в плен.
Князь Святослав – киевский князь, старейший из всех князей русских. Не случайно в тексте его именуют «отцом». Имеется в виду не генетическое отцовство, а высшее место в иерархии. Как и подобает отцу, Святослав мудр, и своими советами поучает младших товарищей, умно и рассудительно высказывается о целях и опасностях войны. Князь справедлив и честен. Несмотря на то, что Игорь, совершивший недальновидный и странный поступок, приходится ему родственником, Святослав даже не думает выгораживать и оправдывать удельного правителя. Он признает ошибки Игоря, критикует его и по-отечески журит, и при этом готов оказать помощь. Ведь перед лицом врага самое главное – единство, нужно быть вместе и поддерживать друг друга, а не разжигать склоки и выяснять, кто прав, а кто виноват. В лице Святослава на страницах древнерусской песни воплощается образ «истинного правителя» - благородного, деятельного и талантливого князя, искренне преданного своему делу и родной земле.
Ярославна – главный женский образ, воплощение «русской княжны». Примечательно, что героиню именуют «по отчеству», а не по имени. Таким образом выражается важность «традиции рода» и показывается место женщины в иерархии того времени. Она зависима от своего мужа князя, а , следовательно, и от политических игр, в которые тот играет. Хотя ей самой до войны нет никакого дела, война несет лишь горе. Через Ярославну и её «плач» автор как будто бы стремиться развенчать стереотип о второстепенности роли женщины. Героиня наделяется сильным характером, она показана не как «приложение к мужу», а как личность. Узнав о трагедии, которая случилась с её суженым, она прибегает к молитве. Это всё, что она смогла сделать, на большее у неё не было ни сил, ни возможностей. Ярославна сильна духом, она по-женски эмоциональна и всецело предана своему мужу. В любви к супругу – правителю и воину - проявляется патриотизм героини.
Боян – певец и поэт, служащий при княжеском дворе. Его задача славить подвиги героев русской земли, и в этом деле он преуспел, снискав и благоволение правителей, и всенародное признание, и любовь.
Овлур – половец, на фоне других представителей клана врагов он важен тем, что помог русскому князю бежать.
Автор произведения, хоть мы и не знаем его имени, предстает перед читателями полноценным героем, действующим лицом, который сочувствует происходящему на написанных им страницах. Через века с нами говорит патриот и выдающаяся личность своей эпохи. По стилю, по манере изложения, по системе образов и по смысловому посылу текста мы можем понять, что он высокообразован и безмерно талантлив.
Патриотизм – основная тема древнерусского текста. Автор призывает любить свою землю, и эта любовь не показная, а истинная, глубинная. Речь не о пышных речах, а о делах, направленных на защиту, свободу и единство Руси. Патриотический посыл соответствует духу времени и историческим реалиям. Особенно ярко он раскрывается в «Золотом слове» Святослава.
Родина – тема неотделимая от патриотизма, но всё же её стоит выделить отдельно. Здесь важен «образ Руси», как совокупности политически разрозненных земель. Но духовно они близки - и это самое важное. Русские люди чувствуют родство и неразрывную связь друг с другом.
Природа - это и важная для повествования тема и, фактически, ещё один «одушевленный герой», союзник и помощник человека. Понимание Родины для древнерусского человека было неотделимо от сил природы. Ярославна взывает к стихии, она верит в поддержку и помощь сил родной природы, родной земли. Природа – это живой, одухотворенный мир, с которым человек может общаться, это неотъемлемая часть родины. Такое понимание природы раскрывает особенности мировоззрения того времени.
Героизм – положительная черта главного героя, что во многом его и оправдывает. Он смел и рьян, а потому, несмотря на неудачу, возвращается на родину славным героем. Ведь его поражение – не исход честной битвы, а коварство соперника. В бою Игорь был сильней и показал свою отвагу. За смелость героя нужно уважать, его героизм отчетливо просматривается на контрасте методов борьбы русских войск и половцев.
Любовь и верность – та самая тема, которая более всего раскрывается в «Плаче Ярославны». Монолог княжны искренен и глубоко чувственен, в нём проявляется преданность как высочайшее проявление любви. Этот эпизод добавляет поэме «лиризма», усиливает общечеловеческие мотивы и побуждает обратиться к личности, к внутреннему миру древнерусской героини.
Опыт и ошибки – важнейшая тема, показанная через судьбу Игоря и реакцию Святослава. Киевский правитель смотрит на вещи с позиции опыта, чего явно не достает юному князю, потому он совершает ошибку и становится более опытным. Правда, какой ценой? Над этим стоит задуматься, читая произведение. Ведь его войско полегло, множество бойцов лишились жизни глупо и нелепо.
Проблема разобщенности русских земель и князей имеет для автора историческое и философско-мировоззренческое значение. Сквозь текст просматривается негодование, почему близкие по крови люди бьются и конфликтуют друг с другом вместо того, чтобы объединиться. Ведь «внешний враг» куда страшнее, и он показан здесь в лице половцев. Очевидно, что разобщенный народ проще победить, и Русь будет силой только тогда, когда будет единой. Об этом нам говорит князь Святослав и не потому, что он как правитель хочет власти над всеми землями, а потому, что объединение и примирение избавит от многих бед.
Проблема тщеславия раскрывается через поведение и оценку поступков главного героя – князя Игоря. Зачем он пошел на половецкий стан войной? Для войны не было какого-либо значимого повода. Он жаждал славы и хотел прослыть героем. Но из-за этого на поле брани полегли простые русичи, они погибли не во имя родины, а из-за прихоти правителя. Это историческая ошибка. К сожалению, подобное имело место на многих войнах и в разные эпохи. Бойцов влечет на войну великая цель, а на практике их жизнь становится «разменной монетой». Недальновидность недопустима для правителя. Легкая победа в первом бою только усилила чувство княжеского тщеславия и побудила к тому, чтобы расслабиться. Легкомысленная пирушка обошлась слишком дорого.
Гордость побудила главного героя отправиться на битву с половцами в одиночку. Он мог обратиться в Киев к Святославу, организовать масштабный поход и разбить врага. Думать, что «я сам смогу», - очень опрометчиво. Гордый человек, уверенный в собственных силах, часто недооценивает противника. Это и произошло с Игорем. Автор обращает внимание читателя на эту проблему, чтобы опыт князя стал уроком для других.
Главная мысль произведения понятна и проста. Она определяется контекстом исторической эпохи. Главной проблемой и особенностью развития того времени была раздробленность. Нелицеприятные стороны такого политического устройства показывает в своём произведении безымянный автор-патриот. В основе - призыв к сплочению. Победить внешнего врага русские князья могут только вместе. А пока каждый сам по себе стремится к славе и доказывает собственную значимость, это может обернуться трагедией, которая произошла с войском Игоря. В период, когда был написан текст, на русские земли уже пришло осознания единства культуры и традиции, общей идентичности, и вполне очевидно, что эта тенденция нашла своё отражение в литературе, в таком выдающемся тексте, как «Слово о полку Игореве».
Хоть основной посыл и неотделим от реалий эпохи, он актуален во все времена. Единую и мощную державу победить всегда сложней, чем разбить несколько перессорившихся между собой княжеств. Этот текст побуждает подумать о том, что ради великой цели можно забыть о противоречиях и конфликтах. Люди, близкие по духу, должны быть вместе. Посыл произведения распространяется как на мировую историю и политику государств, так и на отношения между простыми людьми. Ведь в повседневной жизни мы тоже очень часто разобщены, ссоримся из-за каких-то мелочей и остаемся наедине со своими проблемами, а вместе всегда проще преодолеть трудности и добиться значимого результата в любом деле.
Природа «внемлет» плачу Ярославны, способствуя побегу главного героя. Половец Овлур помогает ему добыть коня. Чтобы спастись, князю нужно избавиться от погони. Его преследуют два половца, думая, как изловить и вернуть пленника, но ни один из способов не приносит результата.
Князь возвращается на родину. Народ встречает его восторженно. Казалось бы, он проиграл и был пленен. Тем не менее, люди рады, что правитель вернулся. Тот факт, что он спасся из плена, сам по себе воспринимается как победа.
Казалось бы, благополучно выживший князь из-за собственных ошибок, тщеславия и самоуверенности «сгубил» часть своих людей, но народ всё равно принимает его и поёт ему славу, наряду с Всеволодом и Святославом.
Всё, что случилось с Игорем – результат его ошибок, герой прошел путь осознания. Финал произведения может показаться странным и не очень логичным. Тем не менее, благополучная концовка исторична, и она дополняет смысловой посыл.
Поучительная направленность произведения недаром отражена в одном из определений жанра. Его дидактическая нагрузка велика. Текст учит не только подлинной любви к родине, но и побуждает к тому, чтобы задуматься о русском народе, о своих близких. Надо ценить и жить в мире с теми, кто рядом, вместе противостоять угрозам и не тянуть одеяло на себя, не совершать опрометчивых поступков, даже если их цель кажется значимой. Из этой поэмы можно извлечь множество уроков как исторических, так и нравственных, и чисто человеческих.
«Слово о полку Игореве» признано выдающимся памятником древнерусской литературы, имеющий не только историческую, но и художественную ценность. О достоинствах слова как литературного произведения высказывались многие выдающиеся литературоведы. В их числе – центральная фигура в литературной критике XIX века – Виссарион Григорьевич Белинский, назвавший эту поэму «благоухающим цветком славянской народной поэзии».
Белинский занимался исследованием данного произведения, анализировал текст и изучал источники, подтверждающие достоверность описанных событий и историчность проблематики.
Литераторы обращали внимание на художественные особенности текста, превосходный слог и авторское мастерство. Пушкин оценил «Слово» как «уединенный памятник в пустыни русской словесности»
Филолог Максимович справедливо отмечал, что произведение отличается «яркими поэтическими красотами».
Все научные споры вокруг этого текста не случайны, он существенно расширяет представление о возрасте нашей литературы. Он свидетельствует о «поэтическом гении» автора, затерявшегося в недрах истории.
Исследованием «Слова» серьезно занимался академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Выдающийся советский филолог поэтично назвал произведение «могучим и раскидистым дубом». Лихачев исследовал эстетические особенности «Слова» в контексте словесности той эпохи, когда оно было создано. Ученому удалось опровергнуть мнение о том, что текст может быть «новоделом» и настоять на его подлинном древнерусском происхождении.
В числе тех, кто с недоверием отнесся к подлинности памятника, оказалось немало выдающихся ученых, деятелей культуры и религии. Ещё в 18 -19 веке вопрос происхождения ставили под сомнение Киевский митрополит Евгений и такие известные личности как К. С. Аксаков, С. П. Румянцев, Т. М. Качановский, О. М. Бодянский и другие.
К числу скептиков относился французский ученый славист Андре Мазон. Он связал содержание «Слова» с историческими реалиями России XVIII века, когда оно было обнаружено. Француз утверждал, что этот текст мог являться стилизацией под древнерусский источник, так как подтверждал территориальные притязания России в екатерининскую эпоху. Такая позиция была в пух и прах раскритикована Д. С. Лихачевым.
Историки, писатели и литературоведы разных эпох обращали внимание на непреходящую актуальность средневекового текста. Мысли, заложенные в нем, актуальны и сегодня, когда все еще идут войны.