Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления
Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ
Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!
Бесплатно, без регистрации и смс :)
Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)
Дата публикации: 29.02.2020
«Капитанская дочка» - это многоступенчатый роман, демонстрирующий все этапы взросления главного героя, юного дворянина Петра Гринева. В ходе повествования незрелый юноша, еще мальчик, буквально на глазах превращается в ответственного, решительного и смелого мужчину, способного принимать верные решения и нести полную ответственность за все свои поступки. Для этого герою довелось пройти немало суровых испытаний, однако ни разу он не изменил своему слову и данной им присяге, сохранил собственную честь и достоинство.
«Капитанская дочка» - весьма объемное произведение, а потому его нельзя отнести к малой прозе. Остается открытым вопрос – является ли оно романом или повестью. В то время, когда творил Александр Сергеевич, к романам относили лишь многотомные труды, например, «Дворянское гнездо», «Анна Каренина». Произведение Пушкина «Капитанская дочка» имеет более скромные размеры, а потому его всегда относили к повести. При этом оно имеет все признаки романа, среди которых внушительный промежуток времени жизни героев, большое количество второстепенных персонажей, духовное развитие главных действующих лиц. Немаловажным является и тот факт, что на протяжении всего произведения Петр Гринев проходит основные этапы взросления, становления своей личности. Кроме того, при написании произведения Пушкин взял за основу реальные исторические события прошлого, необходимые для того, чтобы объяснить читателям феномен крестьянской войны. По всем признакам выходит, что «Капитанская дочка» - полноценный роман.
Весьма непросто дать однозначный ответ и на вопрос, к какому литературному направлению принадлежит «Капитанская дочка» - романтизму или реализму. Современники Александра Сергеевича, в частности, Одоевский и Гоголь, не сомневались в том, что произведение написано в духе реализма, и тем самым оказало большое влияние на развитие данного направления в России.
Однако в повести «Капитанская дочка» ясно присутствуют и черты, присущие романтизму. Так, в основе произведения лежит исторический материал, а одним из главных фигур является одиозная личность казачьего атамана Емельяна Пугачева, оказавшая большое влияние на ход развития всего государства. По этой причине произведение можно смело отнести к обоим направлениям – романтизму и реализму.
Когда в начале 19 столетия в России стали переводить произведения шотландского поэта и прозаика Вальтера Скотта, русская публика очень высоко оценила его произведения, для которых было характерно полное погружение в иную историческую эпоху и неизменная авантюрная составляющая сюжета. Работы Вальтера Скотта вдохновили Пушкина, который в то время занимался исследованием знаменитого пугачевского бунта. Собрав в достаточном количестве исторический материал, Александр Сергеевич решил приступить к работе и раскрыть читателям ключевые моменты восстания крестьян 1773 года.
Первоначальной задумкой автора была описание не нравственного подвига молодого дворянина, а совершенное им предательство. Пушкин намеревался сделать центральным персонажем историческое лицо – атамана Емельяна Пугачева, чья личность его очень интересовала. И лишь на фоне описания главного героя он планировал продемонстрировать мотивы, побудившие русского офицера нарушить присягу и присоединиться к крестьянскому бунту. Прототипом такого героя должен был послужить реально живший Михаил Шванович, который из страха смерти перешел на сторону бунтовщика и даже состоял при его канцелярии. Однако Александр Сергеевич сомневался, что подобная история благополучно пройдет цензуру и будет опубликована. После долгих размышлений он решил изменить сюжет произведения и выбрать более патриотичную тематику. Так центральным персонажем «Капитанской дочки» стал положительный во всех смыслах Гринев, в то время как все отрицательные качества Пушкин воплотил в его антиподе – офицере Швабрине.
«Капитанская дочка» была опубликована в журнале «Современник» еще при жизни писателя, от лица Петра Гринева. Манера повествования была настолько мастерски передана Александром Сергеевичем, что многие никак не могли взять в толк, кто же оказался истинным автором повести. К слову сказать, цензура все-таки вмешалась, и запретила к публикации главу, посвященную крестьянскому бунту в Симбирской губернии, откуда был родом Гринев.
На первый взгляд может показаться странным, что название произведения никак не связано с двумя главными персонажами, Гриневым или Пугачевым. Пушкин намеренно назвал свое творение в честь главной героини Марии Мироновой, отдав таким образом дань удивительной силе духа и отваге скромной хрупкой девушки. Влекомая силой любви, девушка отважилась просить за своего возлюбленного у самой императрицы, и благодаря ее искренности и настойчивости Гринев был спасен от верной смерти, а молодые обрели заслуженное счастье.
Именно Марья Ивановна стала движущей силой всего повествования, поскольку ради нее Петр Гринев совершал свои подвиги. Пока в сердце юноши не поселилась любовь, он был весьма жалким созданием: противился службе, высокомерно вел себя с прислугой, был безответственным в финансовых вопросах юнцом, способным проиграть крупную сумму денег. И лишь любовь к Маше пробудила в герое самые лучшие черты, заложенные в нем природой. В короткий срок из желторотого недоросля он превратился в отважного молодого мужчину, способного держать ответ за свои поступки и никогда не изменять данному им слову.
События, описываемые в повести «Капитанская дочка», относятся к тому периоду правления императрица Екатерины Второй, когда возникло явление под названием «пугачевщина» - бунт казачьего атамана Емельяна Пугачева против царской власти. Основные действия происходят в Белогорской крепости – одного из стратегически важных мест, которые Пугачев намеревался захватить на пути к столице.
В 1773 году на юго-востоке Российской империи развернулась крестьянская война, продлившаяся два года. Главными участниками этого исторического события стали заводские и крепостные крестьяне, уральские казаки, представители национальных меньшинств (башкиры, киргизы). Все они были глубоко возмущены тем, что закрепощение простого народа с каждым годом все усиливалось, а правящая элита думала лишь о том, чтобы набить свою мошну золотом. Не желая мириться с горькой участью рабов, многие люди убегали на окраины большой страны, формируя вооруженные банды. Беглецы считались вне закона, и им не оставалось ничего другого, как встать на разбойничий путь и заниматься грабежами. Их трагическая судьба глубоко волновала Александра Сергеевича, который изобразил предводителя восстания весьма противоречивой натурой. Это был не сугубо отрицательный персонаж, но живой человек, наделенный такими качествами как неукротимая сила воли, внутренне благородство, отвага, собственное представление о справедливости и чести.
В свою очередь, в этой непростой ситуации императрица Екатерина Вторая проявила себя весьма жестким, решительным правителем. Обладая крутым, волевым нравом, она считала, что ее сила заключается в ближайшем окружении – дворянстве, и всячески благодетельствовала привилегированным слоям общества, совершенно забывая о простом народе. Царский двор купался в роскоши, в то время как остальные люди влачили жалкое существование. Неудивительно, что при таком режиме правления в стране с каждым годом росло социальное недовольство, которое в итоге вылилось в народное восстание. Этому как нельзя способствовали и слухи, которые настойчиво ходили в народе: крестьяне верили, что Петр Третий, супруг Екатерины Второй и сверженный ею законный правитель России, намеревался освободить крепостных от опостылевшего рабства. Ненависть к императрице была очень сильной, и этим решил воспользоваться донкой казак Емельян Пугачев, объявивший себя царем, чудом спасшимся от смерти. Вдохновив казаков и крестьян своими страстными речами о долгожданной свободе, он возглавил народное восстание.
В центре сюжета – юный Петруша Гринев, молодой дворянин, воспитанный отцом в лучших традициях дворянства. Гринев-старший прививал сыну любовь к Отечеству, умение держать собственное слово, чтить семейные традиции, не придавать большого значения наградам и почестям. Не желая, чтобы Петр вырос избалованным барчуком, отец отдал его на службу, чтобы отпрыск рода Гриневых смог морально и физически окрепнуть вдали от дома.
Оторвавшись от семьи, Петруше довелось пройти весьма суровую школу жизни. Поначалу он крупно проигрался в карты, обидел старого слугу, который верой и правдой долгие годы служил его семье. Петр понимал, что поступил дурно, а потому мучился угрызениями совести. Прибыв в Белогорскую крепость, он познакомился с семьей Мироновых, и влюбился в их единственную дочь Машу. Петру пришлось защищать честь возлюбленной, вызвав на дуэль Швабрина – незадачливого поклонника Марьи Ивановны. Гринев-старший, узнав о причине дуэли, отказался дать Петру свое родительское благословение на брак с бесприданницей.
Захват Белогорской крепости бунтовщиками стал настоящим испытанием для Петра, который, несмотря на угрозу для жизни, остался верным данной им присяге. Емельян Пугачев по достоинству оценил смелость юноши и оставил его в живых. Кроме того, он помнил, как в свое время Гринев отдал свой полушубок замерзшему в дороге путнику, коим и оказался Пугачев. Писатель еще не раз сталкивал лицом к лицу двух героев, но неизменно Гринева выручала его природная доброта и искренность.
Однако на этом испытания, уготованные Гриневу судьбой, не окончились. Юноше пришлось выбирать между службой, честью офицера и спасением своей возлюбленной. Петр, нарушив приказ начальника, вызволил Машу из рук коварного Швабрина, который принуждал девушку к замужеству. Пугачев и в этот раз пришел на выручку Гриневу, и милостиво отпустил пленницу. По навету Швабрина Петр был арестован, и его ожидала весьма горькая участь. Узнав об этом, Марья Миронова отправилась к императрице, чтобы вымолить прощение для своего любимого. Трогательная история любви, их удивительная верность и преданность друг другу растрогали Екатерину Вторую, которая отдала приказ об освобождении Петра Гринева. В дальнейшем судьба влюбленных сложилась счастливо, и они обвенчались. Участь Емельяна Пугачева оказалась гораздо более печальной, хотя и весьма прогнозируемой – его арестовали, и в присутствии большого скопления народа четвертовали.
Среди центральных персонажей произведения – Петр Гринев, Мария Миронова, Емельян Пугачев, Алексей Швабрин, Архип Савельев и Екатерина Вторая. В повести присутствует много других героев, однако приведем описание только главных персонажей.
Александр Сергеевич дал ясные и точные характеристики героям «Капитанской дочки», предоставив читателям самим определиться со своими симпатиями и антипатиями.
Как показывает практика, любая власть, будь то монархия или народные вожди, оказывает серьезное давление на общество, на простого человека. Происходит жесткое, а, порой, и откровенно жестокое подавление личности, интересы народа далеко не всегда оказываются на первом месте. Пушкин писал: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». И этой фразе заключается основной посыл произведения. Петр Гринев, верой и правдой служивший императрице, не мог оставить свою любимую на растерзание негодяю. Но, отправившись на ее выручку, подставил себя – его героический подвиг был расценен как предательство. Так, честный и храбрый юноша оказался на волосок от смерти, и только потому, что действовал по велению сердца и долга.
Пушкин полагал, что в основе всех поступков человека лежат его убеждения. Так, Петр Гринев был воспитан глубоко порядочным человеком, в то время как Швабрин имел совсем иные жизненные ценности и стремился оказаться в выигрыше любой ценой. Автор хотел показать, как сложно в этом мире противостоять искушениям, и единственным способом уберечь молодые неопытные души от соблазнов является правильное родительское воспитание.
Взросление человека, становление личности неизбежно связано со всевозможными испытаниями, которые показывают, насколько зрелым является человек. Не стоит их бояться - в борьбе с трудностями закаляется характер, выкристаллизовываются жизненные ценности и приоритеты. Если бы не служба в Белогорской крепости, Петр стал бы заурядным чиновником в Петербурге, чьи способности заключались бы только в хорошем знании охотничьих собак. Вряд ли бы он понял, насколько сложной и вместе с тем интересной является настоящая жизнь, он не научился бы забираться в людях, ценить любовь и дружбу.
«Капитанская дочка» - произведение назидательное, поскольку Александр Сергеевич с его помощью учит молодых людей правильно вести себя во «взрослой» жизни: беречь собственную честь и не сворачивать с честного пути, какими бы сильными ни были бы соблазны. Минутное удовольствие совершенно не стоит того, чтобы из-за него утратить доброе имя. Кроме того, раз вступив на кривую дорожку, слишком велик шанс того, за одним соблазном последует второй, третий, и восстановить свою загубленную честь будет уже совсем непросто.
Кроме того, Александр Сергеевич призывает не бояться любить открыто, страстно, всем сердцем. Уже если судьба сделала столь щедрый подарок как любовь, не стоит добровольно отказываться от него. Отец Петра был против его женитьбы на Марье только потому, что девушка была бесприданницей, однако юноша не пошел на поводу у родителей. Он всячески оберегал свою любовь, боролся за нее, и в результате получил заслуженное счастье.
После публикации «Капитанской дочки» известный литератор Владимир Федорович Одоевский написал письмо Пушкину, в котором выразил искреннее восхищение произведением. Особенно ему пришлись по душе Пугачев и Савельич, чьи образы, по мнению Одоевского, были прорисованы с особенной тщательностью. Однако он раскритиковал образ Алексея Швабрина, которого считал весьма нежизнеспособным. Так, литератор полагал, что Швабрин был не таким глупым и взбалмошным, чтобы принять сторону бунтовщиков. И не был он столь благородным, чтобы не воспользоваться своей властью над Машей и не овладеть ею в любой момент.
Произведение пришлось по душе и В. А. Соллогубу, который оценил сдержанность и конструктивность повествования, что не было характерно для творчества Пушкина, любившего пускаться в пространственные описания. Он так отозвался о книге: «Спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод».
Не остался в стороне и Николай Васильевич Гоголь, который искренне восхитился «Капитанской дочкой». Он считал, что это произведение можно смело назвать вершиной русской прозы. По мнению писателя, окружающая действительность кажется жалкой карикатурой по сравнению с тем миром, что изобразил писатель в своей повести.
Литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский был более сдержан в своих высказываниях в адрес «Капитанской дочки». Он лишь отметил второстепенных персонажей повести, в описании которых чувствовалось большое мастерство писателя. Вместе с тем, главные действующие лица не произвели на критика особого впечатления: «Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы». Интересен и тот факт, что великий композитор П. И. Чайковский был настолько обескуражен бесхарактерностью Маши Мироновой, что даже отказался написать оперу по этому произведению.
Весьма противоречивое впечатление произвела книга и на критика Н. Н. Страхова и историка В. О. Ключевского. Если первый был явно недоволен тем, что произведение Пушкина имеет мало общего с историческим романом, поскольку в большей степени является хроникой вымышленного семейства Гриневых, то Ключевский высоко оценил историческую ценность произведения Александра Сергеевича и отметил, что далеко не во всех исторических работах можно почерпнуть столько полезного материала о Пугачевщине, как в повести «Капитанская дочка».