Анализ повести «Нос» (Н. В. Гоголь)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 25.02.2020

Николай Васильевич Гоголь вошел в историю русской литературы как мастер по созданию настоящих литературных шедевров из незначительных жизненных эпизодов, случайно услышанных или увиденных им. Прямым подтверждением столь необычного таланта стала повесть «Нос», которая на протяжении многих лет не перестает волновать умы читателей, вызывает массу жарких споров, наводит на глубокие размышления о смысле жизни.

 

История создания

Над повестью Николай Васильевич работал в 1832-1833 годах, после чего произведение было опубликовано в сборнике «Петербургские повести». В основу повести «Нос» лег популярный в то время французский анекдот, в котором говорилось о пропавшем носе. Примечательно, что Гоголь впервые использовал историю носа, что мешал жить своему хозяину, в своем неоконченном произведении «Фонарь умирал» (1832 год).

Сразу после первой редакции повести Гоголь был вынужден переписать ее из-за проблем с цензурой. Этот процесс затянулся на несколько лет, и не только из-за совершенства.

Изначально Гоголь хотел опубликовать повесть в популярном журнале «Московский наблюдатель», однако получил отказ. Произведение увидело свет лишь благодаря вмешательству А. С. Пушкина, который к тому времени открыл собственное издание. Так повесть «Нос» впервые было опубликована в 1836 году в «Современнике».

 

Жанр и направление

К моменту публикации Николай Васильевич Гоголь уже успел зарекомендовать себя как писатель-мистик, которому удалось удивить читателей хитросплетением народного фольклора и суеверий в своем сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». В произведениях, вошедших в «Петербургские повести», писатель мастерски смешал столь любимую им мистику с острыми социальными проблемами. В результате Гоголь стал основоположником совершенно нового для русской литературы направления – фантастического реализма.

Николай Васильевич как человек, близкий к народу, не мог равнодушно взирать не те проблемы, которые назревали и оставались неразрешенными в обществе. Во времена жизни писателя царила жесткая цензура, и он не мог открыто высказывать свои мысли. Ему пришлось очень аккуратно завуалировать их мистическими мотивами. Однако фантастическая составляющая в произведениях Гоголя лишь усиливала драматизм описываемой картины. Данный прием оказался по душе многим отечественным писателям, которые взяли его на вооружение в своих произведениях.

 

Композиция повести

Повесть «Нос» можно условно разделить на три классические части: экспозицию и завязку, кульминацию и развязку. Для сюжета характерна линейная последовательность, однако порой сложно объяснить логику того или иного эпизода.

В первой части автор обозначил характеристику основных персонажей, описал их быт. Отправная точка повествования состоит из трех частей: обнаружение носа, желание непременно от него избавиться, долгожданное освобождение от бремени, которое не приносит удовлетворения.

Во второй части произведения происходит знакомство читателя с майором Киселевым. Данная часть, в свою очередь, также состоит из трех блоков: обнаружение пропажи, попытка вернуть нос и его успешное возвращение.

Третья часть является завершающим и логичным аккордом всего произведения.

 


О чем?

Сюжет повести прост, и сводится к достаточно примитивным действиям: потере, поиску и обретению злополучного носа. Однако произведение цепляет зрителя не сюжетом, а глубоким идейным содержанием.

Однажды утром цирюльник Иван Яковлевич к своему ужасу обнаружил в хлебе нос одного из своих постоянных клиентов, майора Ковалева.  Он решил, что нос оказался отрезанным о лица хозяина по его оплошности. Не на шутку испугавшись странной находке, мужчина решил как можно быстрее избавиться от нее. В растерянности он отправился к реке, чтобы вода поглотила сомнительную улику. Избавившись от носа, Иван Яковлевич с облегчением вздохнул.

Тем временем Ковалев после пробуждения почувствовал неладное. Поняв, что его нос куда-то таинственным образом исчез, он тут же отправился к обер-полицмейстеру. Не застав того на месте, герой по дороге столкнулся со своим собственным носом, который вел себя удивительно нагло и высокомерно со своим хозяином.

Ковалев не намеревался оставить это дело просто так. Он попытался было опубликовать объявление о пропаже носа в газете, но везде его поднимали на смех. Впрочем, удача сопутствовал герою, и вскоре ему вернули нос, который пытался эмигрировать из России. Майор решил тут же водворить нос на место, но тот не собирался вновь прирастать к лицу Ковалева. В отчаянии майор решил, что это порча, которую на него навела противная штаб-офицерша Подточина. Он даже отважился написать женщине гневное письмо, в котором излил все свои претензии. Когда же герой получил недоуменный ответ от Подточиной, то понял, что ошибся в своих подозрениях. К счастью для майора Ковалева спустя две недели ситуация решилась сама собой, и сбежавший было нос оказался на своем законном месте.

 

Реальное и фантастическое

Читая повесть «Нос», читатели сразу погружаются в необычный, сказочный мир, который Гоголь очень тонко переплел с реальностью. Так, например, окружающая действительность в произведении весьма обыденна: Петербург, быт статского советника и цирюльника привычен и понятен. Для пущей убедительности писатель даже добавил точные даты происходящих событий и точные детали местности. На фоне столь правдоподобной картины Николай Васильевич неожиданно представил совершенно фантастический факт – пропажу носа у главного героя. В ходе дальнейшего повествования беглец постепенно трансформировался из ничем не примечательного носа в самостоятельную личность, однако в итоге все вернулось на круги своя. В данном случае филигранное мастерство писателя сыграло свою роль, и фантастический элемент выглядит в повести весьма органично.

 


Главные герои и их характеристика

  1. Центральное место в произведении занимает Петербург, который писатель показал совершенно удивительным, ни на что не похожим местом с собственными законами и порядками. Это город многих возможностей, где даже сбежавший от своего хозяина нос способен приобрести независимость и сделать блестящую карьеру.
  2. Образ маленького человека – один из любимых у Николая Васильевича Гоголя. Он представлен майором Ковалевым, для которого имеет большое значение то, как он выглядит. Потеря носа для героя становится настоящей трагедией, поскольку так он «теряет» свое лицо, свою значимость. Майор согласен даже потерять руку или ногу, но только не нос. Герой, занимая достаточно весомый чин, прекрасно разбирается в тонкостях отношений с окружающими. Так, он неизменно груб с извозчиками и цирюльниками, но всегда очень вежлив с высокостоящими чиновниками. Майор заискивает перед ними, и старается не пропустить ни одного званого вечера, где он бы мог завязать полезные знакомства и продемонстрировать свою глубокую почтительность. Встреча с Носом, который к тому времени поднялся выше по карьерной лестнице, не на шутку разволновала героя – он попросту не знал, как себя с ним вести.
  3. Весьма ярким и самобытным образом в повести является, непосредственно, сам Нос. Ему удается во многом превзойти своего хозяина - у него выше ранг, его мундир гораздо дороже. Примечательно их различие и в поведении в церкви. Так, если Ковалев на службе засматривается на миловидную прихожанку и думает о чем угодно, только не о спасении своей души, то Нос смиренно молится, все его внимание приковано к церковной службе.

 

Темы повести

  1. Социальное неравенство – центральная тема произведения. Всех своих персонажей, их образы и особенности поведения, Гоголь описал в точности с тем положением, какое они занимали в обществе. Писатель раскрыл важную проблему – ни один из них не смеет нарушить сложившиеся устои в социуме, пойти против системы. К примеру, никто бы не понял чиновника, который бы вежливо и доброжелательно заговорил с дворником или извозчиком. Все воспринимают как должное хамство и грубость со стороны вышестоящих, и это по-настоящему пугает.
  2. В повести хорошо высвечена тема маленького человека, коим является майор Ковалев. Не имея ни серьезных сбережений, ни полезных связей, он не в состоянии был даже подать объявление в газету о пропаже носа. Но настоящим потрясением для героя становится встреча с собственным Носом, которой к тому времени успел порядком обогнать его в рангах. В результате майор попросту не решился подойти к более важному и знатному Носу.
  3. Одна из важных тем в повести «Нос» является тема духовности. Не имея приличного образования, Ковалев смог продвинуться по служебной лестнице лишь благодаря военной службе. Определяющим фактором для него является внешность, но не духовный мир человека, его личные качества. Полным антиподом Ковалева становится его нос, который ведет себя достойно во всех отношениях. В отличие от хозяина, он с чувством молится в церкви, уважительно ведет себя с дамами.

 


Проблемы

  1. Главная проблема произведения – глубокое, закоренелое мещанство, которому подвержена большая часть общества. Будучи человеком невежественным, с узкими взглядами, Ковалев невероятно гордится своим чином. Потеря носа для него – настоящая трагедия, поскольку это может помешать ему в продвижении по службе. Для таких людей, как Ковалев, огромное значение имеет общественное мнение, внешнее соответствие правилам и приличиям, установленным в социуме. Они не способны самостоятельно мыслить, быть свободными и независимыми в суждениях.
  2. В повести поднимается проблема безнравственности, способная привести к самым непредсказуемым последствиям. К примеру, при обнаружении носа, цирюльник не относит его владельцу, а старается втихомолку от него избавиться и остаться безнаказанным за свою халтуру. Не менее безответственным персонажем выглядит и сам майор Ковалев, чьи поступки красноречиво отражают его малодушие.
  3. В своем произведении Гоголь раскрывает и проблему лицемерия. Каждый герой повести не обладает таким ценным качеством как искренность, поскольку оно явно не в почете в обществе. Нос, добившись высокого положения, не желает общаться с теми, кто ниже его рангом. Так он отражает поведение своего хозяина.

 

Смысл произведения

Благодаря такому художественному приему как контраст парадоксов, Гоголь смог в полной мере раскрыть всю порочность петербургского общества. Пропажу носа можно считать как некую расплату за грехи майора Ковалева, однако писатель намеренно не делает на этом акцент и не утяжеляет произведение излишним морализаторством. Он также не указывает способ исцеления общества от лицемерия, а только вырисовывает основные проблемы. Гоголь прекрасно понимал, что исправить общество внедрением каких-то радикальных мер не получится, и потому делал то, что считал нужным – высвечивал пороки в свойственной ему манере. Задумка писателя удалась, и современники были глубоко поражены, узнавая в героях повести своих знакомых, родственников и даже самих себя.

 

Чему учит?

Желания и интересы главного героя весьма ограничены: карьерный рост, красивые женщины, развлечения. Стремление к легкой жизни и глубокая порочность совершенно не смущают Ковалева, напрочь позабывшего о своей душе. Одержимый лишь тщеславными желаниями, майор испытывает духовный кризис, который самым разрушительным образом сказывается на его личности. Данный образ является собирательным, он демонстрирует, как общество погрязло в лицемерии и чинопочитании: маленькая сошка не осмелится проявить настойчивость при более высокопоставленных чинах, и в то же время «большой человек» не проявит великодушия в общении с подчиненными. Гоголь чувствовал, что подобные нездоровые отношения негативно скажутся на обществе, и предупреждал о возможных последствиях в своих произведениях.

 

Художественное своеобразие

Чтобы в полной мере воплотить в жизнь свой авторский замысел, Николай Васильевич взял на вооружение богатый арсенал литературных средств. Прежде всего, речь идет о гротеске. Комическое преувеличение характерно и для социального положения Носа, и для изображения взаимоотношений людей, принадлежащих к разным социальным группам. Так, Иван Яковлевич с гораздо большим трепетом начинает относиться к майору после того, как обнаружил его нос. А сам Ковалев боится подойти к Носу, стесняясь своего более низкого положения.


Гоголь придает носу человеческие качества, однако это олицетворение также имеет увеличенные масштабы. Нос настолько быстро стал полностью независимой единицей, что даже намеревался скрыться от своего хозяина за границей.

И, конечно же, стоит отметить характерную для Гоголя тонкую иронию и юмор, которыми так славятся все его произведения. Благодаря им характеристика образов становится более полной, богатой, а взаимоотношения между героями – живыми, натуралистичными.

 

Критика

После публикации повесть «Нос» вызвала большое волнение в литературной среде. Далеко не все издания соглашались публиковать произведение, которое считали несуразным, пошлым, неинтересным и непонятным для широкой аудитории.

Известный литературный критик Николай Чернышевский воспринял повесть весьма поверхностно легко, как популярный в то время анекдот. Первым, кто разглядел глубокий философский замысел произведения, стал Александр Сергеевич Пушкин. Виссарион Белинский заявил, что читателям нужно внимательнее оглядеться по сторонам – таких людей, как майор Ковалев повсюду сотни, а то и тысячи. Сергей Бочаров отметил ценность повести, которая побуждала читателей смело взглянуть правде в глаза, принять и осознать социальные проблемы.