Анализ поэмы «Мцыри» (М. Лермонтов)

Автор: Наталья Игоревна Иванова (учитель русского языка и литературы)

Дата публикации: 04.04.2020

В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова Кавказ занимает особое место. В 10-летнем возрасте будущий поэт вместе с бабушкой впервые побывал в этом необыкновенном краю, отдыхая «на водах». Именно на Кавказе юный Лермонтов познакомился с девочкой, к которой испытал первое серьезное чувство. Воспоминания об этом увлечении поэт пронес через всю жизнь.

В следующий раз Лермонтов прибыл на Кавказ уже по долгу военной службы.

Впечатления от местного фольклора, жизни горцев, природы Кавказа легли в основу многих произведений поэта.

 

История создания

Замысел написания романтического произведения-исповеди, основанного на древних преданиях, созрел у Лермонтова еще в ранней юности.

Об этом поэт сделал запись в своем дневнике: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал».

Творческая идея воплотилась в жизнь спустя многие годы – в 1830 году, в поэме «Исповедь». Главный герой произведения – монах, приговоренный к казни из-за любви.

В поэме «Боярин Орша», написанной в 1835-1836 годах, центральным действующим лицом также является воспитанник монастыря.

Но Лермонтов не остановился на этих ранних творческих разработках.

В 1838 году поэт приступил к написанию поэмы «Мцыри».

По мнению историков и литературоведов в основу произведения были положены мотивы одновременно двух историй.

Первую, легенду о юноше и барсе, Лермонтов услышал в свой приезд на Кавказ, будучи еще совсем юным.

Вторая история – это рассказ пожилого монаха, встреченного поэтом в 1837 году на Военно-грузинской дороге. Именно из уст монастырского служки Михаил Юрьевич услышал повествование о непростой судьбе кавказского мальчика, оставленного русским генералом в монастыре в Мцхете.

События, описанные старым монахом и очень впечатлившие Лермонтова, действительно могли случиться в период Военных действий Русской императорской армии, преследовавших цель присоединить горные районы Северного Кавказа в Российской империи.

Талантливо переосмысленные Лермонтовым истории соединились в одно выдающееся романтическое произведение – поэму «Мцыри», опубликованное в 1940 году в единственном прижизненном издании автора «Стихотворения М. Лермонтова».

 

О чем произведение?

Действие поэмы разворачивается вблизи Мцхеты, древнейшей столицы и духовного центра Грузии. Над городом возвышается старинный монастырь Джвари.


Русский генерал, едущий в Тифлис, решает оставить монахам плененного шестилетнего мальчика, больного и слабого, опасаясь не довезти его до Тифлиса живым.

Чернецы принимают ребенка, окружают его заботой и воспитывают в истинно христианском духе. Мцыри – так теперь зовут мальчишку, не помнит своих родных, поначалу сторонится монахов, но постепенно свыкается с затворнической жизнью в монастыре.

Спустя годы, в один из дней накануне пострига в монахи, шестнадцатилетний юноша исчезает из монастыря.

Через три дня поисков беглеца, найденного неподалеку от Мцхеты, ослабленного и без чувств, приносят в обитель. Придя в себя, юноша не хочет отвечать на вопросы монахов и отказывается от еды. И только старому чернецу, который когда-то выходил его, Мцыри открывает истинную причину своего побега.

Юноша рассказывает о том, что стремился на свободу, в родной аул, в отчий дом.

На воле, в единении с первозданной природой он почувствовал себя счастливым, а дух воли воскресил в нем образы отца и сестер.

Мцыри рассказал старику о том, как прожил три дня вне стен древнего монастыря, который он считает местом своего заточения:

 

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

 

Мцыри поведал о своей победе в кровопролитном единоборстве с грозным барсом.

В поисках пути к родному краю юноша бежал, карабкался, полз… Но после трех дней блужданий по горам понял, что, сделав круг, обессилевший, снова выбрался на дорогу, ведущую к приютившему его монастырю.

Отчаяние одолело Мцыри, утратившего в монастырском заточенье инстинкт жизни и природное чутье, способные вывести его к родному дому.

Умирая, юноша просит старого чернеца похоронить его в монастырском саду, откуда виден Кавказ и куда из родного селения могут долететь родная речь и песня горцев.

 

Жанр и направление

«Мцыри» — образец классической русской романтической поэмы со всеми присущими данному жанру признаками.

В произведении реальный мир отступает перед миром мечты, во имя которой главный герой преодолевает невероятные трудности и препятствия.

Протест, неприятие существующего положения, борьба за свободу и возврат на родину — главная идея романтического героя-бунтаря, к внутреннему миру которого пристально обращено внимание автора.

Исповедальный характер повествования также является романтической особенностью произведения.


Очень важное место в поэме отводится природе, которая выполняет не просто роль живописного фона, а является действенной силой и позволяет Мцыри проявить свое свободолюбие и целеустремленность.

Одним из главных признаков романтического характера поэмы является и обращение поэта к фольклорным мотивам.

 

Главный герой и его характеристика

В черновике поэма М.Ю. Лермонтова называлась «Бэри». К этому названию поэт сделал уточнение «Бэри, по-грузински: монах». Но главный герой произведения еще не монах, он только готовится им стать, и в 1840 году произведение печатается под названием «Мцыри», что в грузинском языке означает «послушник».

В начале повествования главный герой предстает перед читателем шестилетним мальчиком, ослабленным болезнью, но с уже сильным характером:

 

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов.

 

Оставленный русским генералом в монастыре мальчишка замыкается в себе. Мцыри ощущает себя пленником, вынужденным быть послушным и смиренным.

Образ юноши раскрывается после побега, в исповеди старому монаху.

Оказавшись на воле и почувствовав себя свободным, Мцыри преображается. Юноша приходит в восторг от всего, что встречает на своем пути. Он восхищается необыкновенны могуществом гор, красотой долин, прекрасных садов, прозрачностью ледяных ручьев, сравнивая три дня на свободе с жизнью в монастыре:

 

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

 

Мцыри бесстрашен в стремлении осуществить свою мечту. Он хочет вернуться в родной край, в отчий дом, и его не страшат невзгоды и препятствия.

Юноша не озлобляется после того, как понимает, что не может воплотить свою мечту в жизнь. Умирая, он не собирается никого проклинать.

Считая себя поверженным, Мцыри не раскаивается в совершенном побеге и верит в то, что обязательно станет свободным, вернется в край своего детства и услышит родную речь.

 

Темы и идея

Тематические линии произведения связаны между собой и образовывают единое художественное целое.

Стремление к свободе – это одна из двух ключевых тем произведения. Речь в поэме идет не столько о свободе физической, сколько о свободе духа и о возможности наслаждаться полнотой жизни:

 

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

 


Любовь к родине, привязанность к родному дому и близким людям – вторая ключевая тема произведения. Маленький мальчик, с детства лишенный родительской любви и заботы, не имеющий возможности видеться со своим отцом и сестрами, всю недолгую жизнь мечтает вернуться в родительский дом. Он утверждает, что эта мечта заставила его бежать, покинуть монастырскую обитель, где к нему относятся с добром и вниманием:

 

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул;

Мне слышался вечерний гул

Домой бегущих табунов…

 

Одиночество среди людей – еще одна тема произведения. Мцыри –свободолюбивый бунтарь. Ни хорошее отношение к нему чернецов, ни строгие порядки монашеской крепости не могут удержать его от побега на волю. То, к чему издревле привыкли окружающие и воспитывающие юношу монахи, неприемлемо для него, как неприемлемо для монахов стремление Мцыри к свободе и непреодолимая тяга к родному краю.

 

Война. О ней в произведении автор упоминает косвенно. Но именно в связи с военными действиями Мцыри в шесть лет оказался у русского генерала, воспитывался в монастыре, бежал…

 

Тема любви к женщине не слишком развита в произведении. О ней читателю напоминает лишь сцена, где Мцыри с восторгом и удивлением рассматривает молодую грузинку, набирающую воду из ручья.

 

Идея произведения основывается на мысли о том, что стремление к свободе, желание жить в родном краю, любить своих близких нельзя отнять у человека, даже пребывающего на краю гибели.

 

Проблематика

Основная проблема поэмы – обретение свободы, без которой невозможна жизнь и развитие личности. Отсутствие свободы может привести к гибели.

Одиночество и непонимание окружающими – также важная проблема произведения.  Мцыри так и не стал своим среди монахов. И только одному из них он открыл свою душу.

Невозможность смириться с устоявшимся, размеренным порядком существования, свободолюбивые мечты и стремление изменить свою жизнь – еще одна проблема произведения.

 

Чему учит?

Недолгая жизнь главного героя поэмы учит читателей не отступать перед трудностями, быть верными своей мечте, никогда не сдаваться, верить в свои силы, любить родину и своих близких, с уважением относиться к людям, желающим добра.

 

Критика

Поэма «Мцыри» была с восторгом принята в кругу литературных критиков и современников Лермонтова, напомнив многим байроновских героев.

Особую оценку дал произведению выдающийся русский критик


В.Г. Белинский, сравнивая звучание стиха с ударами меча и восторгаясь главным героем: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»

Поэма детально проанализирована многими советскими и русскими литературоведами.