Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 04.09.2020

 

Пожалуй, одной из самых эпатажных, самобытных и при этом очень откровенных работ Владимира Маяковского является поэма «Облако в штанах». Работе над этим проникновенным произведением поэт посвятил год. Несмотря на острый революционный характер поэмы, Маяковский постарался быть максимально откровенным, и наделил лирического героя чертами, присущими ему самому.

 

Суть поэмы

Поэма «Облако в штанах» начинается с описания мучительного состояния героя, который ожидает свою возлюбленную. Предвкушение долгожданной встречи не дает герою покоя: он так взволнован, что даже  «у нервов подкашиваются ноги!». Мысли его не слушаются, он не в состоянии совладать с душевным трепетом, ему кажется, что дождевые капли за окном издеваются над его томительным ожиданием, и нагло гримасничают. Герой уверен, что время течет невообразимо долго, оно будто остановилось в одной точке. Внутри него бушует такой накал страстей, что ему хочется кричать на весь мир.

Упал двенадцатый час,
как с плахи голова казненного

И вот, наконец, наступает час долгожданной встречи, однако она не приносит счастья герою – он узнает, что его ненаглядная Мария в скором времени выйдет замуж, и будет принадлежать другому. Девушке понадобилось всего несколько слов, чтобы поклонник превратился в каменное изваяние: отныне его душа пуста, былой пожар любви потушен, и нет ни сил, ни желания испытать новое чувство. Внешне он остается спокойным, но внутри него образовалась огромная, величиной с пропасть, дыра, и это состояние он называет «пульсом покойника».

Но, даже несмотря на сильнейшее разочарование и боль утраты, лирический герой не собирается забывать свою возлюбленную. Он хочет помнить ее имя, ее прекрасный облик. Разочаровавшись в любви, он пытается найти утешение в политике.  Высмеивая государственный строй и бездумную толпу, слепо идущую вслед за этой властью, герой не сомневается, что все эти люди попросту не способны на сильные искренние чувства, и не в состоянии увидеть разницу между чистой любовью и грязной похотью.  Желая забыться в праведном гневе обличения, он, все же, остается один на один со своим горем.

В итоге герой глубоко разочаровывается в Господе, который уже не кажется ему таким милосердным и всемогущим, каковым казался раньше.  Мужчина впадает в страшное отчаяние, замыкается в своем горе и одиночестве.

Я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик.

Понимая, что былые мечты о счастливой жизни с Марией канули в лету, герой не в состоянии перестать думать о свое возлюбленной. Переполненный болью и гневом, он грезит о революции, и готов целиком и полностью посвятить этому жизнь: в перестройке всего сущего он видит шанс на собственное исцеление.

 

Смысл названия

Первоначально поэма называлась совсем иначе – «Тринадцатый апостол».  Однако подобное «антисоветское» название не пропустила цензура, и Владимир Владимирович был вынужден отказаться от своей задумки, и придумать произведению новое название. Так появилось «Облако в штанах»- совершенно необычное, интригующее название, в котором самым удивительным образом были переплетены нежность, романтика, бытовая приземленность и даже откровенная грубость.

Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —

буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!

Мучительное, изматывающее душу чувство превращает сильного и уверенного в себе мужчину в податливую глину. Внешне он остается по-прежнему спокойным и суровым, и даже сравнивает себя с грубыми штанами – олицетворением брутальности и мужской силы. Но на деле лирический герой больше похож на мягкое, легкое  облако, облаченное в эти самые штаны. Так же, как облако, он нежен и чуток, и не стремится к тому, чтобы менять вокруг себя жестокий мир.

 

Композиция и жанр

 «Облако в штанах» написано в жанре поэмы, и при этом имеет форму тетраптиха – произведения, состоящего из четырех частей, объединенных общей смысловой линией и сюжетом.


Композиционно поэма «Облако в штанах» состоит из предисловия и четырех частей и, что характерно, именно в предисловии заложена основная мысль всего произведения – таким образом Маяковский пытался сразу настроить читателя на нужный лад.  Идея поэмы выражается в эмоциональном крике героя: «Долой вашу любовь, искусство строй, религию!».  Этот лозунг, полный душевного надрыва и глубокого разочарования, помещен как раз в предисловии.

Начало поэмы весьма лирично. В нем можно узнать о настоящих чувствах героя к Марии, его глубинных переживаниях. Во второй части Маяковский уделил внимание творчеству и поэзии, которое, на его взгляд, обречено на погибель в буржуазном обществе. Он считал, что искусство способно возродиться после революции. В третьей и четвертой частях поэт выразил активный протест старому буржуазному строю, в котором видел причину всех бед человечества.

 

Образ лирического героя

Лирический герой поэмы «Облако в штанах» - фигура весьма яркая, харизматичная, которая вряд ли кого-то способна оставить равнодушным. Наполненный душевными страданиями и сильными эмоциями, он является точной проекцией самого Владимира Маяковского. Сквозь призму своего героя поэт пытался вылить на бумагу глубоко личные переживания, и тем самым выразить собственное «я».

Маяковский представляет своего героя чутким, ранимым, романтичным человеком, способным тонко чувствовать и переживать. Но при столь нежной душе внешне он выглядит как настоящий мужчина – твердый, уверенный, бескомпромиссный, способный отстаивать личную позицию. Образ лирического героя буквально соткан из контрастов, но при этом его некая полярность не вызывает раздражения или недоумения. Напротив, становится понятно, что это сильная, яркая, эмоциональная личность, способная прямо и открыто говорить о своих чувствах, бороться не только за личное счастье, но и светлое будущее других людей. Даже переживая любовную драму, он не остается холоден и безразличен к судьбе народа, его сердце болит за отечество.

Имея славу настоящего бунтаря, в глубине души он – настоящий романтик, поступками которого движут сильные чувства к девушке. Неизбежная разлука с ней ранит его до глубины души, становится для него настоящей трагедией. Но это лишь говорит о том, что герой способен на настоящие, сильные чувства, он не стесняется любви и не бежит от нее, и любит так сильно, как только может.

 

Характеристика главных героев

Поэма «Облако в штанах» не богата на действующих персонажей, но в этом то и заключается главная интрига произведения. Образы героев уникальны, поскольку для них характерна двойственная природа. Так, возлюбленная лирического героя неспроста получила от Маяковского имя Мария. В четвертой главе поэт ненавязчиво сравнил ее с библейскими образами Марии Магдалины и Девы Марии, наделив, таким образом, некоей божественностью, одухотворенностью. Так девушка Мария в поэме «Облако в штанах» стала олицетворением неземной, возвышенной любви. Однако Мария отвергла лирического героя, и тем самым обрекла его на страдания. По сути, она предала его, как Иуда: деньги и стабильность оказались для героини куда важнее, нежели сильная, неистовая любовь лирического героя. Выбрав богатого жениха, Мария добровольно отказалась от богатства гораздо большего, нежели все золото мира. 

Ничего, если пока
тебя вместо шика парижских платьев
одену в дым табака

Подобная двойственность характерна и для образа Бога, который незримо присутствует в поэме. В начале произведения герой обращается к нему с просьбой о помощи. Он считает его всесильным, могущественным, способным подарить ему надежду на счастье. Но в итоге герой глубоко разочаровывается во всем, в том числе и в Господе, который утратил в его глазах былое могущество и величие.


 

Религиозные аллюзии

Для Владимира Маяковского были свойственны иронические антирелигиозные высказывания. Скорее всего, вплетя в поэму библейский мотив, поэт высказал свой протест против религии. Чтобы подчеркнуть всю бессмысленность упований на высшие силы, Маяковский искусно ввел в произведение современные ему политические взгляды.  Они призывает быть реалистами: в любви, как и в других делах, Господь не в состоянии помочь, и все истории о его чудесном вмешательстве – не более, чем сказки для наивных обывателей.

Поэт намеренно вводит имя «Мария», которое у многих ассоциируется с матерью и возлюбленной Христа. Однако героиня Маяковского не обладает ни одним из качеств этих библейских женских персонажей. Напротив, она предстает в совсем противоположном образе, и тем самым колеблет устоявшиеся представления. В вариации Маяковского Мария – это холодая, циничная, продажная красавица, способная обменять пылкого возлюбленного на модное французское платье.

 

Тематика

  1. Центральная тема поэмы – это, безусловно, любовь. Но любовь не светлая, окрыляющая, а мучительная, безответная, которая тесно переплетается с другими темами произведения: одиночеством, атеизмом, разочарованием. Любовные страдания лирического героя настолько сильны, что под их влиянием он отрекается от былых идеалов.
  2. В произведении поднимается тема острых разногласий с политическим устройством. Будучи эмоциональной, импульсивной натурой, герой прямо и открыто выражает свой протест, и кричит: «Долой ваш строй!». Его обескураживает тот факт, что серая масса людей своими же руками порождают насилие, бесконечные войны, и потому лирический герой намеренно противопоставляет себя всему миру, в котором он видит одни лишь изъяны.
  3. Немаловажной темой произведения оказался и религиозный кризис, который особенно остро чувствовался в начале ХХ столетия. Маяковский намеренно принизил образ Господа, чтобы свести его влияние на массы к минимуму. Разочаровавшись в Боге и отрекшись от него, лирический герой стал верить лишь в собственные силы, поскольку не собирался сдаваться.
  4. В поэме «Облако в штанах» поднята и тема искусства. Владимир Маяковский открыто заявляет о своем отношении к миру культуры: он стремится стать глашатаем улицы, но никак не придворным комедиантом. Новый век открывает новые возможности в искусстве, и Владимир Маяковский не желает более признавать авторитет давно почивших классиков – их время ушло, и настал черед заявить о себе поэтам нового формата. «Я знаю — гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете» - этой фразой Маяковский хочет показать, что для него насущные проблемы пролетариата куда важнее абстрактных вопросах, о которых так любили поразмышлять классики.
  5. В произведении не осталась без внимания и тема революции. Маяковский называет себя ее предтечей, но для этого ему пришлось очистить свою душу мучительными страданиями. Он очень хочет, чтобы и читатели последовали его примеру – встретили новую жизнь с очищенными, обновленными мыслями.
  6. Немаловажная тема поэмы – разочарование, которое является тихим, неприметным, но верным спутником лирического героя: поначалу он разочаровывается в Марии, затем – в искусстве, и после – в религии. Устав от окружающего мира и выступая против него с протестами, он способен лишь критиковать все, что только можно.

 

В чем смысл произведения?

Обладая неистовой, мятежной натурой, Владимир Маяковский призывает всех обездоленных не принимать смиренно свое незавидное положение, а настойчиво добиваться личного счастья. В свою очередь, поэт-бунтарь готов полностью отречься от классической «буржуазной» поэзии, чтобы тем самым поддержать этот протест, в котором он видит проявление свободы. В старых устоях он не видит будущего для общества, поскольку они ограничивают человека, не дают ему возможности достойно жить. Открыто выступая против буржуазии, Маяковский предчувствует скорое наступление кардинальных перемен в стране, и готов нести идеи неизбежной революции в народ, стать ее певцом.


Мучительные душевные терзания лирического героя находятся на одной волне с переживаниями простого народа. Поэт считает, что честный пролетарий не должен находиться в состоянии рабского унижения, а для этого должны полностью измениться все важные составляющие жизни: любовь, искусство, политический строй. Народ находится в плену лживых представлений о счастье, однако Маяковский уверен, что во всех сферах произойдет грандиозный переворот, который откроет людям глаза на истину. Он уверен, что только беспощадно разрушив старые доктрины, можно создать нечто по-настоящему ценное.

 

Своеобразие поэмы

Уже в самом начале произведения остро чувствуется, насколько ярким, своеобразным и оригинальным оно является по своей форме и содержанию. На это, прежде всего, указывает название поэмы: невозможно даже представить, о чем пойдет речь в тексте с таким заголовком. Будучи мастером эпатажа, Маяковский уже одним необычным названием произведения смог привлечь к нему большое внимание.

Композиционно поэма «Облако в штанах» была написана в не типичной для русской литературы форме. Чуждым оказался и размер произведения: так, знаменитая «лесенка» была придумана Филиппо Маринетти – «отцом» футуризма, разработавшим идейное-тематическое содержание и эстетические принципы нового течения. Ни для кого не секрет, что Владимир Маяковский преклонялся перед творчеством Маринетти, и потому перенял его неподражаемый литературный стиль, который был ему очень близок. И, если итальянский поэт был отличным теоретиком, то Маяковскому на практике удалось отшлифовать этот стиль, доведя его до совершенства. Таким образом Маяковский открыл новую страницу в отечественном искусстве, представив на суд читателя революционный дух модернизма с использованием нового размера, ритма и большого количества окказионализмов.

Поэма «Облако в штанах» необычна и тем, что Маяковский решает в ней высказаться о религии и Боге. Он сделал качественный рывок вперед, поскольку стал одним из первых, кто смело и открыто высказался о Господе в негативном ключе, назвав его «недоучкой» и «крохотным божиком». В монархической России, в которой православие ценилось и почиталось, подобный шаг был очень смелым.

Первоначально поэма Маяковского вышла неполной, поскольку автору пришлось избавиться от нескольких страниц, забракованных цензором. Лишь в начале 1918 года читатели смогли оценить полную версию произведения. В восстановленном варианте Маяковский указал, что цензура вынудила его отказаться от названия «Тринадцатый апостол», но он уже не намерен возвращаться к нему. Авантюрная история, которую довелось пережить поэме, привлекла к ней внимание широкой публики.


 

Проблематика

  1. Центральной проблемой произведения является тема страдания простого народа в условиях беспощадного капиталистического мира. В своей поэме Маяковский не перестает удивляться образу жизни своих соотечественников, которые не хотят что-либо в своем окружении, в самих себе, несмотря на то, что час перемен давно настал. На фоне открытого, бескомпромиссного, честного перед самим собой лирического героя иные персонажи кажутся поэту безликими, ущербными.
  2. Проблема борьбы с внутренними переживаниями – одна из центральных в поэме «Облако в штанах». Мучения лирического героя связаны с его несбывшимися мечтами, столкновением самой нежной потаенной части души с жестокой реальностью этого бездушного мира, в которой его любовь оказалась никому не нужной. Пережив буквально за несколько секунд мощный душевный подъем в ожидании возлюбленной и страшную боль после ее слов о предстоящей разлуке, герой оказывается опустошенным, его душа словно умирает. На фоне столь сильных личных переживаний герой начинает задумываться о более глобальных общественных проблемах, его начинает беспокоить безнравственность общества, и в итоге он полностью отвергает мораль.
  3. Проблема неискренности искусства не может не беспокоить творца. Маяковский видит, сколь губительным для людей является фальшивое творчество, которое обеспокоено лишь красотой формы и изяществом. Единственным способом борьбы с лицемерием в искусстве он видит полную откровенность, правдивое высказывание собственных мыслей и чувств.
  4. Политический застой – еще одна важная проблема, которую поднял Маяковский в своем произведении. Правительство, зацикленное лишь на собственном обогащении, не имеет права на существование – именно к такому выводу наталкивает Маяковский в поэме «Облако в штанах». Власть должна служить народу, быть полезной для общества.
  5. Маяковский поднимает проблему религии, поскольку не верит в сказки про всемогущего Бога, которыми вот уже много лет одурманивают русский народ. По мнению поэта, религия загоняет общество в каменный век, делает людей безынициативными, мешает его развитию и самосовершенствованию.