Анализ поэмы Есенина «Анна Снегина»

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 01.02.2021

Поэма «Анна Снегина» является знаковой в творчестве Сергея Есенина. Во-первых, это произведение было во многом автобиографичным, а во-вторых  - оно было написано в январе 1925 года – незадолго до гибели поэта. Перед своей кончиной он много размышлял о событиях, оказавших колоссальное влияние на историю России. Поэма «Анна Снегина» является, по сути, плодом переосмысления Есениным Октябрьской революции и ее весьма неоднозначных последствий для простого народа. В своем произведении он выступил не столько в качестве стороннего наблюдателя, рассказчика, сколько в роли простого, «маленького» человека, ставшего заложником роковых обстоятельств.

 

История создания

В ХХ век Россия вступила как страна с очень низким уровнем всеобщей грамотности. Этот факт не мог долгое время оставаться незамеченным, и вскоре в стране стали формироваться политические партии, простой народ постепенно стал принимать участие в общественной жизни страны. Этот период был очень непростым для Российской империи, которая в течение нескольких лет (1914-1918гг.) принимал участие в Первой Мировой войне. Сразу после ее окончания в стране началась уже Гражданская война, ознаменовавшая крушение старой жизни и формирование нового миропорядка.

Сергей Есенин был прямым свидетелем всех глобальных перемен, царивших в стране. Он не мог остаться безучастным к судьбе своей родины, и описал собственные переживания в поэме «Анна Снегина». Переломный момент в истории России он описал сквозь призму судьбы «маленького» человека. Поэту удалось подчеркнуть драматизм эпохи при помощи особого размера стиха – трехстопного амфибрахия, который так любил использовать Некрасов в своих произведениях обличительного характера.

События поэмы охватывают временной промежуток с 1917 по 1923 годы. Есениным было описана реальная местность в России: «Село, значит, наше Радово…», и выбор этот был неслучаен: в поэме Радово стало прообразом Константиново – родины писателя. Реально существует и село Криуша, название которого автор изменил на Криуши. Оно находится в Клепиковском районе Рязанской области, неподалеку от Рыбновского района, где расположено село Константиново.

Сергей Есенин приступил к работе над поэмой в 1924 году, во время своей поездки на Кавказ. Этот период был очень плодотворным в творчестве поэта, который работал с большим увлечением и радостью. Плодом его трудов стала лироэпическая, во многом автобиографическая поэма. Она интересная своим своеобразием, поскольку соединила в себе сразу два рода литературы: эпос (исторические события) и лирику (любовные переживания героя).

 

О чем поэма?

Поэма «Анна Снегина» состоит из пяти глав, и каждая глава отображает определенный период в истории России. Особенность композиции произведения заключается в  ее цикличности: поэма начинается и заканчивается описанием приезда главного героя в родное село.

  1. В первой части повествование начинается с описания Первой мировой войны, в которую оказалась втянута и Россия. Рассказчик с горечью описывает драму простых солдат, оказавшегося в роли «пушечного мяса», в то время как их семь вынуждены работать до седьмого пота, чтобы прокормить армию. Герой возвращается на родину, и, разговорившись с возницей, сообщает, что дезертировал и вернулся в родные места, чтобы немного отдохнуть от скитаний и испытаний.
  2. Вторая часть представляет собой развернутый комментарий к важным историческим событиям в стране. Герои – мельник, его супруга и Сергей – сетуют на страшные перемены, что произошли в России, и предсказывают еще более темные времена для страны. Сергей вспоминает об Анне Снегиной, в которую был когда-то влюблен. Теперь девушка стала женой местного дворянина, призванного на фронт. Он решает встретиться со своей бывшей возлюбленной, и герои целый день обсуждают свои душевные переживания.
  3. Третья часть полностью посвящена отношениям главных героев, которых все еще связывали былые нежные чувства. Между тем происходит революция, и крестьяне принимаются требовать у помещиков землю. Разыгравшаяся драма еще более усиливается известием о гибели супруга Анны. В сердцах молодая женщина обвиняет Сергея в трусости и дезертирстве. Герои крупно ссорятся, между ними происходит разрыв.
  4. В четвертой части происходит примирение Анны и Сергея. Тем временем в их краях разворачивается полномасштабная национализация дворянских земель. Анна Снегина в поисках безопасного места переезжает к добросердечному мельнику, где встречает Сергея. Молодая женщина делится с ним своими чувствами и переживаниями, просит прощения за несправедливые обвинения в его адрес, которые были сказаны в минуту сильного отчаяния. В итоге Сергей отправляется в Петербург, чтобы из достоверных источников узнать, что происходит в стране.
  5. В пятой части описывается окончание Гражданской войны. Рассказчик глубоко потрясен, как изменилась его страна: пережив мясорубку братоубийственной войны, Россия погрязла в нищете и распоясавшемся криминале. Он решает вновь вернуться в Радово, где узнает об эмиграции Анны. Несмотря на сильное чувство, герой не может последовать за ней, так как всем сердцем любит свою родину.

 

Главные герои и их характеристика

  1. Рассказчик – главный герой в поэме, молодой мужчина по имени Сергей. Это умный, думающий, наблюдательный человек, имеющий много общего с самим Есениным: так, родом он был из простой крестьянской семьи, но смог выбиться в люди, уехав в столицу и став известным поэтом. Сергей вернулся в родное село знаменитым, всеми уважаемым человеком, однако он так и не смог избавиться от юношеских комплексов: он никак не мог забыть тех унижений, которые он испытал из-за своего незавидного происхождения. Многочисленные обиды ожесточили его душу, стали причиной потери веры в людей. Именно по этой причине Сергей поначалу избегал общения с Анной: он считал,  что его знатная и богатая возлюбленная хотела лишь потешить собственное самолюбие, приблизившись к столичной литературной богеме. Главный герой искренне любит и тонко чувствует природу, и с большим удовольствием воспевает красоту родного края  в своих произведениях. Будучи гуманным человеком, Сергей ужасается происходящим событиям: он отрицает войну с ее беспощадностью и бессмысленным кровопролитием, и потому сбегает с фронта. Он возмущается несправедливостью, царящей в стране. Ведь пока простой народ проливал свою кровь, богатые и знатные люди отсиживались в безопасных местах и только рассуждали о патриотизме. По своей сути Сергей является бунтарем, но его протест – не просто эмоциональный всплеск, а  обдуманный, осмысленный поступок человека, способно анализировать и рассуждать. В то же время главный герой отличается мягким, лирическим нравом. Устав от пугающих перемен, он мечтает укрыться от реальности в светлых воспоминаниях и мечтах. Погрузившись в ностальгию, Сергей будто со стороны наблюдает за происходящими в стране социальными и политическими переменами, которые, словно декорации в театре, сменяют друг друга. Молодого человека откровенно пугают эти перемены, и он находит пристанище в мечтах о более счастливой, безмятежной жизни. При описании героя автор намеренно использует антитезу «тогда – сейчас». Сергей очень хочет разобраться в сложившейся ситуации, и потому постоянно сравнивает прошлое и настоящее. В попытке самостоятельно сделать переоценку новых обстоятельств, герой не задумывается о будущем: он словно течет по течению жизни, наблюдая, анализируя и делая собственные выводы о происходящем.
  2. Анна Снегина - молодая красивая девушка, представительница дворянского сословия. Анна была первой большой любовью Сергея, и ее прототипом была Лидия Ивановна Кашина – девушка, сыгравшая большое значение в жизни Есенина в его юные годы. В силу внешних обстоятельств их отношения так и не смогли развиться, и молодые люди вновь встретились уже в самый разгар революции. Эта случайная встреча имела большое значение для поэта. В реальности Лидия Кашина не эмигрировала, а, передав поместье крестьянам, переехала в Москву и стала работать машинисткой. Образ этой женщины Есенин не просто так ввел в произведение – он стал для него воплощением разрыва главного героя с прошлым, которое не имело никаких шансов на реализацию в настоящем. Именно поэтому Анна покидает Россию – по многим причинам герой попросту не смог бы построить с ней счастливую жизнь в условиях обновленной России. Но что представляет собой Анна Снегина? Это была красивая молодая женщина, дворянка, получившая прекрасное воспитание и образование. В юности она была наивной, открытой миру девочкой, но с возрастом осознала свое сословное превосходство. Эта понимание еще больше укрепилось после выгодного замужества. Увидев Анну после долгой разлуки, Сергей не сразу смог распознать в нарядно одетой даме с манерами светской львицы ту девочку, в которую был когда-то страстно влюблен. Анна же была весьма польщена близким знакомством с известным поэтом, и в ее поведении невольно проскальзывают нотки кокетства. Встреча с Анной пробуждает в рассказчике былую влюбленность, которая все это время жила лишь одними воспоминаниями. Фамилия героини – Снегина – также выбрана неспроста: она олицетворяет собой белоснежную чистоту и непорочность снежных покровов, и этот эффект усиливается благодаря убранству Анны (белое платье, белые перчатки и шаль).
  3. Эта белизна так и остается для героя незапятнанной кровопролитием, раздирающим страну. Она слепит его и дает желанное забытье. Однако в выборе между белым и красным Сергей отдает предпочтение последнему, ведь его крестьянское происхождение когда-то девушке в белой накидке сказать «да». О своем неприятии заявляет и сама Анна, обвиняя гостя в дезертирстве. В финале они мирятся, поведав друг другу о своих чувствах, но социальное неравенство вновь разделяет их: Снегина уезжает, так как не находит себе места в новых реалиях. Она – символ прошлого России, которое так любит автор.
  4. Прон Оглоблин – большевик, крестьянин, отрицательный герой поэмы «Анна Снегина». Его прототипом стал Пётр Яковлевич Мочалин, односельчанин Есенина. Он был убежденным представителем левых сил, после революции остался в живых и занялся партийной работой в регионах. Прон же отличается от своего вдохновителя: он более агрессивен и нахален, у него явная склонность к насилию, ведь на каторгу он угодил за убийство. Так описала персонажа мельничиха: «Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, С утра по неделям пьян». Был на каторге, но после ряда революционных событий вернулся в Радово и стал пропагандировать социализм среди крестьян. Он одержим идеей бунта и раздела дворянских владений. В заключении он еще больше утвердился в мысли, что восстание спасет страну. В его образе автор изобразил революционера-романтика: он действительно искренне верит, что только радикальные перемены помогут народу обрести справедливость и равенство. Свою идею он подкрепляет действиями, поднимая односельчан на бунт, вселяя в них «революционную сознательность». За свою деятельность он идет на смерть, его расстреляли белые во время гражданской войны.

  5. Лабутя– брат Прона. Участвовал в русско-японской войне 1904-1905 года, здесь поэт упоминает «о сдавшемся Порт-Артуре» с осады которого и начались первые боевые действия, в ночь японцы напали на русских без объявления войны, что говорит об их трусости. Лабутя был награжден двумя медалями, но, даже имея их на груди, он остается «дьявольским трусом». Именно он едет первым описывать снегинский дом — «в захвате всегда есть скорость». Он – противоположность своему брату, хоть и принимает революцию. В этом образе поэт рисует бунтовщика-прагматика, который берет от идеологической борьбы только выгодные для себя привилегии, но не разделяет ее идеи. Он трусливо прячется в стоге сена, когда белые расстреливают Прона, зато потом требует орден за мужество. Образы героев в поэме «Анна Снегина», связанных с революционным переворотом, используются Есениным для того, что охарактеризовать случившееся в России неоднозначно: раз переворот осуществляли такие разные люди, он не мог получиться либо хорошим, либо плохим. Он разносторонен, как и его участники.
  6. Мельник– оптимист и весельчак. Этот человек мужественно и достойно воспринимает удары судьбы, но не придает им большого значения, все сводя к шутке. Он не разделяет людей на белых и красных, одинаково радушно принимает и крестьян, и Снегиных. Его отличает хлебосольство: он угощает рассказчика, дает приют Анне и ее матери и т.д. Все главные герои поэмы Есенина находят у него утешение и возможность развеяться. Это подлинный национальный характер в лучших своих проявлениях – в милосердии, в доброте, в христианской любви к ближнему.
  7. Мать Снегиной– рассудительная и хладнокровная женщина, нрав которой ожесточился в соответствующих условиях. Она принимает смерть зятя стоически и приводит дочь в чувства, совсем не теряя самообладания.

 

Темы:

  • Тема родины.Подъезжая к селу Радово, герой поэмы «Анна Снегина» абстрагируется от былых негативных мыслей связанных с войной и начинает описывать всё, что с ним происходит, в частности природу. Сергей любит и тонко чувствует ее: «Луна золотою порошею осыпала даль деревень». Для него родимый край – это красота русских просторов, которой он не только восхищается, но и живет. В ней же он ищет спасения от жестоких исторических реалий. Однако ощущение патриотизма у него возникает именно в глуши, далекой от политических интриг. Например, Москва в произведении упоминается лишь один раз во время разговора с мельником, однако поэт никак не характеризует город: «Сим летом грибов и ягод у нас хоть в Москву отбавляй». Он равнодушен к нему, зато трепетно относится к своей малой родине. Хоть он и бежал с фронта, не чувствуя, за что воюет, он не оставил Россию в ее кровной борьбе, не подался за Анной в Лондон. В этом мужественном поступке – остаться с родиной до конца – и проявляется истинный патриотизм героя.
  • Тема войны.Есенин не принимает войну, чувствует неприязнь к ней, как и крестьяне, для него это народное бедствие. Солдат ощущает себя «игрушкой» в чужих руках, это не его война, он не видит в ней смысла.
  • Тема революции.Отношение к ней в поэме «Анна Снегина» весьма негативное. Именно поэтому мирное прошлое идеализируется. Революция и новая власть в произведении представлены, как фатальная демоническая сила, разрушающая судьбы людей. Послереволюционная Россия стала похожа на своеобразный цирк, где «чумазый сброд» очень неуклюже и карикатурно выглядит в глазах лирического героя, играя во дворах на роялях и слушая патефон. В стране творился хаос и беззаконие.
  • Тема любви.Сергей и Анна Снегина, безусловно, любят, но не понимают, что именно: прошлое или настоящее друг в друге? Они вроде и хотели бы начать все заново, но их чувства живы лишь воспоминаниями. Кроме того, их разделяют идеологические баррикады. Рассказчик идет лишать помещицу ее земли, а она получает известие о гибели мужа – на том самом фронте, откуда бежал бывший возлюбленный. Эта ситуация все поставила на свои места: героиня хоть и тешит себя иллюзиями, но все равно уже давно изменилась, и по отношению к ухажеру времен юности ведет себя иначе, чем могла бы любящая женщина. Образы девушки в белой накидке, помещицы, которая упрекает Сергея, и Анны, которая пишет из эмиграции, живут как бы отдельной жизнью. С тремя разными женскими ликами связаны тематические линии поэмы — прошлое, настоящее и будущее время, которые формируют трехмерное пространство — цветущий сад, революционная деревня, чужой Лондон. Так вот, рассказчик навсегда остается в цветущем саду, избегая других граней пространства. Любит он только прошлое, ведь настоящее он без сожаления упустил, а к будущему в Англию не поедет. Зато юношеские годы, проведенные у калитки, он готов проживать снова и снова.
  • Лейтмотив дороги. «И вот я опять в дороге», — говорит рассказчик. Образ пути является одним из самых старейших в мировой литературе, примером тому служат произведения: «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Мёртвые души». Мотив дороги помогает лучше раскрыть внутренний мир рассказчика, ведь именно путь помогает ему размышлять о смысле жизни, заставляет почувствовать красоту окружающего пейзажа.

  • Эпическая темараскрывается в поэме «Анна Снегина» в ретроспективной манере изложения. Сергей вспоминает о юношеской влюбленности, о времени, когда жизнь была беззаботна. Подобный ретроспективный взгляд сохраняется с первых до последних строк.  Для автора и для лирического героя очень важно прошлое.  Минувшее рассматривается как нечто абстрактное, но, даже, несмотря на это, оно не теряет своей значимости: имеет принципиальное значение событие, факт, а не конкретная дата. На это указывает часто употребляемое в тексте обстоятельственное неопределенное наречие «когда-то», которое встречается в произведении 4 раза. Обстоятельственное наречие времени «недавно» встречается реже — 1 раз. А неизменяемое наречие «нынче»  создаёт антитезу наречию «когда-то». Всё это говорит о том, что время неконкретно, а скорее метафорично. Оно абстрагировано от реальности. Воспоминания для рассказчикаценны. Это прошлое, которое оставило след на его душе: «Я сейчас вспоминаю…». Флешбэки — это способ персонажа объяснить себе реальность. Чтобы показать уникальность минувших дней, автор использует незамысловатое слово «быль», указывая тем самым на подлинность событий: «милые были», «я знала б счастливую быль».

 

Проблематика:

  • Проблема войны. Солдаты не чувствовали, за что воевали, этим обусловлен проигрыш России в Первой мировой войне. Главный герой хоть и является патриотом, но все равно дезертирует, ведь понимает, что это не его борьба, что его просто используют. Кроме того, автор освещает вопрос более глобально, говоря, что любая кровавая распря – трагедия для страны и ее жителей. Особенно драматизм военных потерь ощущается, когда Снегины получили известие о гибели Бориса.
  • Социальное неравенствов поэме Есенина «Анна Снегина» является основной проблемой. Именно оно послужило плодородной почвой для революционных настроений, которые привели к гражданской войне. Оно же разлучило главных героев, озлобило рассказчика, довело от исступления крестьян.
  • Проблемы чувства и долга.Анна Снегина чувствует симпатию к рассказчику, но не может предать мужа, а потом и память о нем. С теми же противоречиями сталкивается поэт, когда выбирает между защитой интересов крестьян и помощью бывшей возлюбленной.
  • Нравственно-философская проблемавыбора проявляется в нечеткой позиции рассказчика: он не понимает, какую сторону баррикад занимает, и надо ли ему это. Обе стороны внушают ему сомнение, ведь цель не оправдывает средства, и справедливость не оправдывает насилие. То же самое он испытал на фронте, когда, любя родину, отказался от участия в войне государства.
  • Проблема трусости и предательства. Лабутя хоть и с готовностью выучил революционные лозунги, но все равно в глубине души им не соответствовал. Такие люди были во всех движениях и партиях, именно они оставались в живых, пока их честные и отважные товарищи боролись за идею и погибали за нее.
  • Проблема жестокости. Хоть большевики и хотели водрузить на пьедестал общественной морали справедливость и равенство, они не смогли не замарать руки в жестокости. Например, они выселяют из дома вдову погибшего на войне белогвардейца, им наплевать, что станется с беззащитной женщиной, испытавшей такое горе.
  • Проблема власти. Поэт в книге «Анна Снегина» приходит к выводу, что любая власть – это подавление личности, это насилие, чуждое народу. Она четко разграничивает эти понятия: «Раз — власти, на то они власти, А мы лишь простой народ».

 

Смысл:

Есенин, прежде всего, расставил для себя приоритеты: с чем ему по пути? Анализируя обстановку, сложившуюся под влиянием социальных катаклизмов, он выбирает для себя старое доброе прошлое, где не было такой оголтелой вражды между родными и близкими людьми. Таким образом, основная мысль произведения «Анна Снегина» заключается в том, что поэт не находит в новой агрессивной и жестокой реальности места человеку. Борьба отравила умы и души, брат идет на брата, а жизнь измеряется силе нажима или удара. Какие бы идеалы за этим превращением не стояли, они того не стоят – вот приговор автора послереволюционной России. В поэме явно обозначился разлад официальной партийной идеологии и философии творца, и этого несовпадения Сергею Александровичу так и не простили.

Однако и в эмигрантской доле автор не нашел себя. Показывая пренебрежение к письму Анны, он обозначает пропасть между ними, ведь ее нравственного выбора он никак не может принять. Есенин любит родину и не может оставить ее, тем более в таком состоянии. Снегина уехала безвозвратно, как уходит прошлое, и для России исчезновение дворянства – исторический факт. Пускай и поэт новым людям кажется пережитком прошлого со своим сопливым гуманизмом, но он останется в родном краю наедине со своей ностальгией по вчерашнему дню, которому он так предан. В этом самопожертвовании выражается идея поэмы «Анна Снегина», а в образе девушки в белой накидке перед мысленным взором рассказчика появляется мирная патриархальная Россия, в которую он до сих пор влюблен.

 

Критика:

Впервые фрагменты из произведения «Анна Снегина» были изданы в 1925 году в журнале «Город и деревня», но полномасштабная публикация была лишь в конце весны этого года в газете «Бакинский рабочий». Сам Есенин ставил книгу очень высоко и говорил о ней так: «По-моему, это лучше всего, что я написал». Это в своих воспоминаниях подтверждает и поэт  В. Ф. Наседкин: «Своим литературным друзьям он охотнее всего читал тогда эту поэму. Было видно, что она нравилась ему больше, чем другие стихи».

Критики боялись освещать столь красноречивый укор новой власти. Многие избегали высказываться в печати о новой книге или отозвались равнодушно. Зато у рядового читателя, судя по тиражу газеты, поэма вызвала неподдельный интерес.

По данным газеты «Известия» от 14 марта 1925 за номером 60, мы можем установить, что в Доме Герцена на встрече группы литераторов под названием «Перевал» прошло первое публичное чтение поэмы «Анна Снегина». Реакция слушателей была отрицательной или равнодушной, во время эмоционального декларирования поэта они молчали и никак не проявляли заинтересованности. Кое-кто даже попытался вызвать автора на обсуждение произведения, но он резко отклонил подобные просьбы и покинул зал в расстроенных чувствах. Мнение о работе он спросил лишь у Александра Константиновича Воронского (литературного критика, редактора журнала «Красная новь»). «Да, она мне нравится», — отозвался он, может, поэтому ему посвящена книга. Воронский был видным членом партии, но боролся за свободу искусства от государственной идеологии. За это его расстреляли при Сталине.

Конечно, некрасовская прямолинейность, простота слога и витиеватость содержания, столь не свойственные Есенину, вызвали у советских критиков предположение, что поэт «исписался». Они предпочитали оценивать лишь форму и стиль скандального произведения «Анна Снегина», не вдаваясь в подробности в виде деталей и образов. Современный публицист,  Александр Тененбаум, иронично замечает, что «осудили Сергея критики, имена которых сегодня уже затёрлись донельзя».

Есть некая теория, что чикисты поняли антиправительственный подтекст поэмы и расправились с Есениным, инсценируя самоубийство доведенного до отчаяния творческого человека. Фраза, которая трактуется некоторыми людьми, как похвала Ленину: «Скажи, Кто такое Ленин? Я тихо ответил: Он — вы», — на самом деле означает, что вождь народов – предводитель бандитов и пьяниц, как Прон Оглоблин, и трус-перебежчик, как его брат. Ведь революционеров поэт отнюдь не хвалит, а выставляет в карикатурном виде.