Анализ поэмы А. Блока «Двенадцать» («12»)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 21.09.2020

Поэма «Двенадцать» - одно из самых загадочных произведений поэта, написанное им в тяжелые, неоднозначные годы революции 1918 года. Прежде всего, оно интересно тем, что показывает отношение Александра Блока к смене мирового порядка в своей родной стране, однако даже после прочтения поэмы остается некая двусмысленность в этом вопросе. Одни литературные критики видят в поэме восторженную оду революционным событиям, а другие рецензенты считают, что своим произведением Александр Блок осудил перемены в России, и его произведение стало своеобразным реквиемом. Уникальность поэмы «Двенадцать» заключается в том, что каждый читатель по-своему понимает смысл произведения.

История создания

Александр Блок стал прямым свидетелем того, что происходило в его любимом городе после свержения монархии. Однажды, гуляя по революционному Петрограду, он услышал «музыку революции». Каждой клеточкой тела ощутив сильнейшую атмосферу бунта и триумфа, Блок захотел запечатлеть на бумаге ту силу человеческих эмоций, что он ощутил на улицах города. Он принялся за произведение, однако так и не смог ответить самому себе, каково его отношение к происходящему в стране. Блок работал в одном темпе с теми событиями, что происходили в Росси, однако он так и не смог расставить все точки над i в этом вопросе даже для самого себя. Когда Блока напрямую спросили о том, является ли его произведение сатирой на революцию или оду ей, он не смог ответить на этот вопрос, поскольку сам не определился, что думает по этому поводу. «Двенадцать» - это поэма, написанная под сильным впечатлением, по интуитивному порыву, а не по трезвому анализу происходящих событий. Тем не менее, Александр Блок до конца своих дней сохранял созданную им интригу, и не дал никакого пояснения, что скрывалось за его весьма символическими образами.

Поэма «Двенадцать» была написана в рекордный срок – всего за несколько дней. В течение последующего месяца Блок занимался окончательной «шлифовкой» своего произведения. Во время работы над поэмой поэт чувствовал небывалый творческий подъем. Каким-то внутренним чутьем он понимал, что написал нечто по-настоящему стоящее, шедевральное, принципиально новое в литературе. 

Впервые поэма Блока «Двенадцать» была опубликована в издании левых эсеров «Знамя труда», а спустя два месяца была напечатана в формате книги. Как признавался сам поэт, после завершения работы над поэмой, он еще в течение нескольких месяцев не мог избавиться от ощущения, что слышит шум «от крушения старого мира». Именно этот шум, усиленный грохотом ружейных выстрелов, звоном разбитых стекол и выкриков толпы и составил музыку революцию, которая так потрясла Блока. Позже он, глубоко разочарованный в новой власти, уехал в эмиграцию. Однако даже тогда он не отрекся от своего произведения, которое стало отражением его сильных, настоящих чувств, вызванных переменами в стране.

Смысл названия

Поэма названа в честь отряда, состоящего из двенадцати человек, которые осуществляли революционный суд на улицах Петрограда.  По воспоминаниям многих независимых журналистов, в годы революции отряды красноармейцев, что в то время патрулировали улицы, состояли из дюжины бойцов. Исследователи творчества Блока нашли в его черновиках интересный момент: в названии своей поэмы автор делал привязку не только к революционным событиям, но и к поэме Некрасова, в которой шла речь об атамане Кудеяре и его двенадцати разбойниках. Герои Некрасова также вершили свой справедливый суд, и Блоку очень понравилась идея преемственности поколений борцов за свободу, которую он воплотил в поэме «Двенадцать».

Кроме того, существует и символическое объяснение название произведения. Не исключено, что Александр Блок вложил в нее религиозные догмы. Так, Христос окружил себя двенадцатью апостолами. Спустя много лет в России, которую нередко называли третьим Римом, появился свой Иисус «в белом венчике из роз», которого также окружали верные ученики. Таким образом автор провел параллель между важными событиями для человечества, которых разделяли века. Как и большинство своих современников, Блок  не сомневался, что революция в России перерастет в Мировую революцию, которая свергнет былые порядки, уничтожит несправедливый мир господ и рабов, и установит царствие Божие на земле.

Александр Блок намеренно обезличил всех своих героев, сделав из них некий общий сплав, состоящий из двенадцати человек. По отдельности они не представляют особого интереса, но вместе они – сокрушительная революционная сила, ничем и никем сдерживаемая стихия, поднявшая народные массы на восстание во имя свободы. С помощью этого литературного образа поэт продемонстрировал единство порыва, силу народа, решившего сплотиться ради достижения общей цели.

Композиция

Поэма «Двенадцать» состоит из двенадцати глав, которые, словно осколки, выкладывают картину измученного, изуродованного Петрограда, полыхающего в огне пожаров и красных знамен.

  • Экспозиция отображается в первой главе поэмы. Автор описывает страшную атмосферу того времени, когда убийство человека было чем-то обыденным. В городе царит страшная разруха, жители напуганы и озлоблены происходящими событиями. Никто не сомневается, что Россия захлебнется в крови, и виной тому станут большевики, развязавшие революцию. Появляется патруль из двенадцати красноармейцев, который одним своим видом наводит безотчетный страх на своем пути.
  • Завязка происходит во второй главе, в которой герои вспоминают своего былого товарища Ваньку, оказавшегося предателем, а также девушку одного из красноармейцев, Катьку, которая изменила ему. Герои с осуждением относятся к этой паре изменщиков. Но теперь новая власть дает полное право отомстить им.
  • Развитие действия поэмы отражает тяжелые судьбы этих людей, которым довелось немало испытать на своем веку. Читатель невольно находит оправдание их страстному желанию отомстить за все свои былые обиды.
  • Кульминация происходит в шестой главе, когда отряд красноармейцев случайно находит Ваньку и Катьку, и начинает в них стрелять. В итоге девушка погибает, а ее возлюбленный спасается бегством.
  • Все последующие главы посвящены развязке. Автор раскрывает внутренний конфликт бывшего жениха неверной Катьки, и его искренне желание верой и правдой служить революции.
  • Эпилогом произведения является заключительная, двенадцатая глава, в которой выясняется, что красноармейцев ведет за собой Иисус Христос.

О чем поэма?

  1. Первая глава. Уставшие, изможденные прохожие едва передвигают ноги по заснеженным улицам. Они проходят мимо плаката с революционным призывом, который натянут на канате между двумя зданиями, но совершенно не обращают на него внимания. На плакате красуется лозунг: «Вся власть Учредительному собранию!». Старушка, глядя на него, никак не может понять, отчего на него потратили столько материи, из которой можно было пошить детскую одежду – детишки то мерзнут. Старушка жалуется сама себе, что «большевики загонят в гроб». Мужчина с длинными волосами в сердцах восклицает, что «погибла Россия», и кого-то называет «предателями». Автор тут же называет его буржуем – угнетателем простого трудового народа. Слышен разговор двух женщин: барыня в мехах сетует на свою горькую участь и, неожиданно поскользнувшись, падает на землю. Проститутки обсуждают свои текущие дела: на собрании они решают, что «на время – десять, на ночь – двадцать пять… И меньше ни с кого не брать!..». Мимо них неприметной тенью идет бродяга.  Глава заканчивается словами автора, которые объясняют происходящие события: «Злоба, грустная злоба Кипит в груди…Черная злоба, святая злоба…Товарищ! Гляди в оба!».
  2. Вторая глава. Двенадцать красноармейцев принимаются обсуждать недостойное, на их взгляд, поведение Катьки и Ваньки, которого они называют «буржуем». Они с горечью приходят к тому, что их бывший товарищ еще вчера «был наш, а стал солдат». Отряд красноармейцев состоит из неблагополучных людей, получавших от жизни лишь тумаки. Они подавлены собственной бедностью, беспросветностью их существования, а потому озлоблены на весь мир. В отчаянии герои бросают вызов «толстозадой» России – той старой, нерушимой Руси, в которой крестьяне до последнего держатся за свои покосившиеся избушки, не решаясь даже роптать на власть. Такую страну красноармейцы люто ненавидят, ведь она не дает им возможности идти вперед, навстречу к своей мечте.

  3. Третья глава. Автор подробно описывает трудную судьбу двенадцати красноармейцев. Каждый из них прошел трудный, полный лишений путь. Участие в Первой мировой войне словно открыло им глаза на то, что происходит вокруг них. В своем безрадостном существовании они начинают обвинять буржуев, за сытую, спокойную жизнь которых они проливали свою кровь. Теперь в отместку они что есть силы разжигают пожар революции, мечтая уничтожить классовых врагов.
  4. Четвертая глава. Отряд продолжает патрулировать заснеженные улицы Петрограда. Неожиданно мимо них проезжает пролетка, в которой сидят Катька и Ванька в солдатской шинели.
  5. Пятая глава. Представляет собой монолог Ваньки, который укоряет Катьку ее легкомысленным образом жизни. Он напоминает ей о ее статусе содержанки, о том, как «в кружевном белье ходила», как получила ножевое ранение, от которого еще не зажил шрам под грудью. Раньше Катька «с офицерами блудила», и даже имела отношение к убийству одного из них. Эффектная девушка не желала иметь дело с простыми, бедными парнями, и продавала свою любовь лишь богачам. Теперь же, как считают красноармейцы, пришел час расплаты за стол легкую, беспечную жизнь.
  6. Шестая глава. Красноармейцы нападают на пару: они ненавидят их обоих за то, что они ведут совсем иную жизнь, отличную от большевистских идеалов. Открыв огонь на поражение, бойцы расстреливают в упор Катьку, в то время как Ваньке удается скрыться от их преследования.
  7. Седьмая глава. Красноармейцы продолжают свой путь с таким видом, будто ничего существенного не произошло. Лишь Петруха, бывший возлюбленный Катьки, мрачнеет в лице. Товарищи пытаются утешить его, но в ответ он им говорит: «Эту девку я любил». Бойцы сурово напоминают Петрухе, что «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Прислушавшись к советам боевых товарищей, парень делает над собой усилие: «он головку вскидывает, он опять повеселел».
  8. Восьмая глава. Петруха и его товарищи решают отомстить «буржуям» за то, что развратили Катьку своей похотью. Они считают, что именно в них кроется причина легкомысленного поведения девушки, ставшей игрушкой в руках циничных избалованных господ.
  9. Девятая глава. Революция распугала всех городовых, и отныне на улицах города никто не охраняет покой мирных граждан. На перекрестке стоит «буржуй», который «в воротник упрятал нос», а неподалеку от него «жмется шерстью жесткой поджавший хвост паршивый пес». Поэт неспроста расположил эти образы неподалеку друг от друга: еще вчерашний хозяин жизни стал бездомным и никому не нужным, словно бродячий пес. Его время безвозвратно ушло, и все, что ему остается – смиренно доживать последние дни.
  • Десятая глава. Начинается лютая метель, и очень быстро городские улицы пустеют – из-за снежной завесы ничего вокруг не видно. В страхе Петруха вспоминает имя Господа, но красноармейцы поднимают парня на смех, напоминая: «От чего тебя упас Золотой иконостас?». Они дают ему понять, что после соучастия в убийстве Катьки ему теперь негоже вспоминать всуе Бога.
  1. Одиннадцатая глава. Автор дает тщательное описание отряду, воплотившем в себе все важнейшие черты пролетариата: «И идут без имени святого Все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль».
  2. Двенадцатая глава. Несмотря на сильную метель, отряд красноармейцев настойчиво движется вперед. Замечая кого-то на своем пути, они угрожают немедленной расправой: «И только эхо откликается в домах». Их отряд возглавляет Христос: «Так идут державным шагом – Позади – голодный пес, Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой неведим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос». Таким образом Александр Блок разделят реалии на прошлое, настоящее и будущее. В прошлом остался ненасытный буржуй, который никак не мог совладать с собственной алчностью. В настоящем воцарилась смута, в которой вершится самосуд восставших. И лишь в будущем человечество ожидает справедливый мир, к которому приведет революция.

Главные герои и их характеристика

Поэма «Двенадцать» не отличается большим разнообразием персонажей, но это никак не отражается на их значимости в произведении. Напротив, каждый из героев поэмы является законченным образом-символом, несущим в себе большую смысловую нагрузку. Силой своего таланта Александр Блок отразил в персонажах основные вехи переломной эпохи.

  1. Двенадцать – отряд красногвардейцев, задача которого состоит в патруле революционного Петрограда. Это главный, монолитный персонаж поэмы, состоящий из двенадцати бойцов. Их всех объединяет общая судьба: тяжелая, полная всевозможных лишений жизнь, в которой они только тем и занимались, что с утра до ночи трудились за жалкие гроши. Поэт намеренно обезличивает этих персонажей, чтобы придать остроты символическому подтексту. Он видит в красноармейцах не реальных людей с их горестями и радостями, но, прежде всего, мощную революционную силу, охватившую Россию и способную все смести на своем пути. Они полны ярости по отношению к тем, кто на протяжении веков не давал им подняться с колен. Ничего не имея за душой - ни денег, ни образования, ни воспитания, они напрочь лишены индивидуальных черт и способны лишь держаться строем, выполняя какое-то задание. До этого вся их жизнь была чередой унылых, однообразных будней, без какой-либо надежды на светлое будущее: жизнь среди себе подобных в съемных комнатах, груда тряпья вместо постели, тяжелая работа на заводе, затем солдатская униформа и бесконечно нудный, отупляющий казарменный быт. Никто не воспринимал этих людей всерьез, не видел в них личностей, и потому совсем неудивительно, что они в итоге слились в одно общее, неделимое целое, объединенное лютой ненавистью к своему классовому врагу. Вчерашняя «голотьба» поднялась на битву против своих извечных угнетателей, и их праведный гнев сродни высшему небесному судилищу, что когда-то предрекли апостолы.
  2. Иисус Христос. Чтобы понять тот смысл, что заложил в этот образ Александр Блок, достаточно вспомнить фразу «Мировой пожар в крови, господи, благослови!». В тех переменах, что появились с приходом революции, поэт видел благо. Разрушение старого, превратившегося в труху мира было для него закономерным событием, которое рано или поздно должно было произойти. В какой-то мере и Иисус был революционером, поскольку осмелился идти против системы. Именно по этой причине Блок выбрал его предводителем мучеников, борцов за светлые идеи счастливого, справедливого для всех общества. Простой народ поднялся на восстание, чтобы отвоевать себе право на лучшую жизнь, как в свое время Христос совершил глобальные перемены в этом мире.
  3. Петруха – один из двенадцати красноармейцев. Молодой человек был предан своей возлюбленной, Катькой, которая предпочла ему более интересных ухажеров. Петруха – уникальный персонаж, поскольку воплотил в себе черты былой и новой жизни. В нем еще сильны пережитки прошлого, он продолжает сомневаться и не до конца верит в те перемены, что творятся вокруг него. Петруха по-прежнему верит в Бога, и не в состоянии хладнокровно застрелить человека. Вследствие этого он еще не может считаться окончательно «своим» в отряде красноармейцев, которые упрекают его в излишней мягкости. Петруха не может выбросить из головы и сердца свою любовь к вероломной Катьке, и очень тяжело переживает ее гибель. При этом Блок психологически тонко демонстрирует, как легко представителя простого, рабочего народа превратить в послушный безликий винтик системы. Для этого вполне достаточно товарищам осмеять его или пренебрежительно отозваться о его душевных переживаниях. Петруха, не желая иметь статус «белой вороны», тут же подстраивается под свое окружение. На подсознательном уровне он понимает, что лишь в сплоченной общине способен обрести большую силу.
  4. Ванька – бывший товарищ красноармейцев, который предал былые идеалы и переметнулся на сторону белых. Ванька стал своеобразным олицетворением Иуды, который оказался коварным предателем. Так же, как и Иуда, он смог избежать справедливого наказания за свой грех, когда трусливо сбежал, оставив умирать Катьку. Александр Блок намеренно проводит параллели между своим произведением и библейским преданием. Таким образом он хочет показать, что человеческая несправедливость не зависит ни от времени, ни от общества. И в этот раз Иуда избегает наказания, но ненадолго, поскольку сам Иисус Христос снисходит на землю, чтобы свершить свой справедливый суд.

  5. Катька – бывшая возлюбленная Петрухи, которая не смогла сохранить ему верность. Пока Петруха рисковал собственной жизнью на войне, она пошла по кривой дорожке, став содержанкой богатых господ. Когда же в стране наступили лихие времена, она не побрезговала даже связью с простым жандармом. Автор не скрывает к этому персонажу своего презрения, которое выражается в следующих фразах: «в кружевном белье ходила», «с офицерами блудила», «шоколад Миньон жрала». Катька являет собой типичный образ грешной блудницы, от которой, все же, не отказался Иисус: он предложил бросить в нее камень всем тем, кто сам безгрешен. В свое время он спас девушку от разгневанной толпы, однако в поэме Блока никто не пришел на помощь Катьке. Таким образом автор показывает, что для таких, как Катька нет места в новой жизни, которую стали возводить большевики. Испорченные легкой, красивой жизнью распутные женщины должны остаться в прошлом. У них попросту нет никакого шанса построить новую жизнь в новых реалиях. Смерть Катьки олицетворяет собой крах старого мира, на руинах которого возводится новая жизнь. Ее гибель – это своеобразное  духовное очищение. Своей кровью Катька смыла свой позор: так она получила шанс на прощение и возможность вернуться к жизни полностью обновленной.
  6. Буржуй – мужчина, который зябко кутается в пальто и предрекает гибель России. Он олицетворяет собой старый образ жизни, который безвозвратно исчезает под обломками разрушенной страны. Несмотря на свое богатство и былую власть, он оказывается слабым и беззащитным перед напором проснувшегося после долгого сна народом. Отныне ему не остается ничего иного, как роптать на судьбу.
  7. Образ бродячего пса тесно связан с образом буржуя – оба они несчастны, неприкаянны и одиноки. Еще вчерашний хозяин жизни оказывается рядом с шелудивым псом, с которым его роднит общая судьба. Бродячий пес принимается скулить и жалобно выть, и буржуй вторит ему жалобами на жизнь. Однако они уже не в состоянии противостоять тем переменам, что принесла с собой революция.
  8. Старуха – простая пожилая женщина, добродушная и жалостливая, которая сокрушается по поводу бестолковой траты большого отреза ткани. Ей горько вдеть, что на транспарант было потрачено столько ценной материи, когда так много ребятишек нуждается в одежде. Блок видит в ней образ меркантильности и мещанства, которые были пережитками старой жизни. Люди новой формации не нуждаются в тряпках: для них куда большую ценность имеет идея и идеалы, ради которых они готовы положить свои жизни, не говоря уже о том, чтобы потерпеть временное неудобство. Кроме того, поэтом беспощадно высмеяны и барыни, которое способны лишь на бестолковое обсуждение сплетен и жалобы на жизнь.

Тема

Тематика поэмы «Двенадцать» весьма необычна для творчества Александра Блока, который всегда выступал идеалистом. Однако события 1917 года оказали на поэта большое влияние. Неожиданно перед ним открылась вся суть реальной жизни, которая оказалась на поверку гораздо более грубой и жестокой, нежели его идеализированные представления о ней. После столь болезненного столкновения с правдой жизни творчество Блока изменилось: отныне в его произведениях появился некий надрыв, которому уступили место былые идеалы юности.

  1. Тема революции. В понимании поэта революция представляла собой мощную, разрушительную стихию, что подчеркивает описание сильной метели в произведении. В новом мире не осталось места для представителей былой эпохи, которые в отчаянии и полном бессилии мечутся и не знают покоя. Блок намеренно сравнивает одного из героев – буржуя, с бездомным плешивым псом. Эти люди разом были лишены всего, и разметались по миру, словно снежные хлопья, влекомые порывом ветра.
  2. Антиклерикальная направленность. В поэме особое внимание уделено христианству, которое является часть умирающей культуры, что непременно подлежит забвению. Красноармейцы открыто высмеивают старую веру, с пренебрежением отзываются о нерушимых некогда заповедях. Однако в финале произведения двенадцать безбожников возглавляет сам Иисус Христос. Данное противоречие объясняется тем, что Блок, по мнению большинства исследователей, имел в виду не Христа, а самого антихриста. Таким образом она хотел продемонстрировать, насколько сильно заблуждались люди:  отдалившись от истины, они принял злую, разрушительную силу за миссию. Автор считал, что народ, отрицая веру, отрицал и самого себя, свою сущность. Как бы ни относился Блок к религии, он не мог не отреагировать на повальный атеизм, который неожиданно охватил революционную Россию. Кроме того, исследователями выдвигалась и иная версия – издавна Иисус воспринимался народом отдельно от церкви, в которой немало было лицемерия по отношению к верующим. Учение Христа было исковеркано, и направлено против людей. Теперь же он сам решил прийти в этот грешный мир, чтобы восстановить в  нем справедливость и давно утраченную гармонию.
  3. Смена нравственных ориентиров. В поэме поднимается тема падших женщин, которая всегда была табу в русской литературе. Блок не побоялся написать диалог проституток, обсуждавших новые расценки на обслуживание клиентов. Таким образом Блок хотел показать, что в новой жизни все темы будут открыты, и былая цензура будет отвергнута. Нужно говорить прямо и честно обо всех проявлениях жизни, не закрывая глаза на то, что кому-то может не понравиться.
  4. Тема мести раскрывается на примере действий красноармейцев, которые не намерены прощать предательство Катьки и Ваньки. Их возмущает тот факт, что, пока они терпели нищету и классовую несправедливость, их бывшие товарищи решили приспособиться к окружающим реалиям.  Красноармейцы считают, что их месть оправдана и благородна – пришел черед старому миру расплатиться по счетам за былые обиды.
  5. Тема невежества. Поэма «Двенадцать» написана в определенной стилистике, которая очень близка блатным песням и уличному жаргону. Александр Блок намеренно остановил на ней свой выбор, чтобы показать уровень культуры и образования тех, кто пришел к власти.

Проблемы

Период, ставший поворотным в жизни целой страны, стал знаковым и для творчества поэта. Его мироощущение подверглось серьезным изменениям: пошлая, бездуховная жизнь простых обывателей стала ему настолько омерзительна, что он радостно приветствовал мощную, оглушительную стихию большевистского движения, в котором видел спасения для сонной, немытой России. Блок не мог оставаться равнодушным к тому, что происходило в стране, и потому честно и без прикрас отразил в произведении основные проблемы.

  1. Аморальность, которая выразилась в хладнокровном расстреле Катьки, равнодушии красноармейцев, участвовавших в преступлении, бесконтрольном применении оружия. Главные герои поэмы не желали принимать общепринятые нормы морали, они шли наперекор устоявшимся законам милосердия и сострадания. Исследователи творчества Блока полагают, что убийство Катьки могло нести в себе два противоположных замысла поэта. Катька всем своим развязным поведением была воплощением порока, который был искоренен красноармейцами, которых возглавил Христос. С другой стороны, образ Катьки мог олицетворять собой невинную жертву, чья кровь была принесена на алтарь беспощадной Гражданской войны. Таких ни в чем не повинных людей, которые были убиты в годы военного лихолетья, было очень много, и Блок не мог обойти эту проблему стороной.
  2. Гибель старого мира, олицетворением которого стали безыменные буржуй с дамой в каракуле, предатель Ванька. Эти герои подвергались беспощадному преследованию, поскольку в былые годы именно с их молчаливого согласия бедняки и рабочий класс находились под гнетом. Символом старого мира также является старуха, которая сокрушалась о нерациональном использовании материи. Однако есть мнение, что она символизировала собой не прошлую, канувшую в лето жизнь, а здравый смысл и прагматизм, который не признавали революционеры, ставившие идеологию превыше всего.
  3. Проблема нигилизма, полного отрицания нравственных основ. Внутренняя драма Александра Блока нашла свое отражение в философии Ницше, которая была близка многим символистам. Выдающийся немецкий философ полагал, что человеческая цивилизация развивается циклично, так же, как и культура. Рано или поздно состарившаяся система подлежит разрушению и забвению былых ценностей и жизненных ориентиров. Неконтролируемая, варварская в своей безжалостности сила сметает все нравственные принципы, что формировались годами, чтобы расчистить место для новых идеалов принципиально новой цивилизации.
  4. Нищета и запустение страны. Россия, истощенная Первой мировой войной, мятежами, революцией, имела довольно-таки жалкий вид. Жители в страхе прятались по своим домам, и на пустых, заснеженных улицах лишь изредка можно было встретить одинокого прохожего, спешащего домой. Символом грядущих перемен и очищения от скверны стала белая вьюга – суровая, равнодушная, но вместе с тем исцеляющая.

Смысл и идея поэмы

Поэма «Двенадцать» наполнена глубоким смыслом. Она стала отражением тех событий, прямым свидетелем которых был сам поэт. Речь идет о суровой зиме 198 года, когда опустевшие улицы Петрограда патрулировали отряды красноармейцев, тут и там горели костры, висели вывески и транспаранты с призывами к классовой борьбе, и слышалась исковерканная сокращениями и жаргонизмами речь нового времени.

Главная мысль поэмы заключается в выражении авторского взгляда на историю, которая он заключил в образы и символы. Будучи свидетелем революции, определившей исторический вектор России, он высказал свои впечатления от увиденного. Их эмоциональная окраска отражена в финале произведения, который можно трактовать по-разному.  Именно по этой причине поэма «Двенадцать» воспринималась современниками весьма неоднозначно. Существует две основные интерпретации смысла финала произведения:

  1. Иисус Христос, возглавивший отряд красноармейцев, изображается настоящим революционером, отважившимся в свое время пойти против догм и традиций. Как и христианство на заре своего существования, новая эпоха в жизни человечества требует жертв. По этой причине двенадцать красноармейцев приняли на себя тяжелый крест – исполнить роль безжалостных инквизиторов, чтобы очистить общество от скверны. Они считали, что мир невозможно изменить к лучшему, не прибегая к насилию. Автор подчеркнул их связь с первыми христианами, которые прошли сквозь горнило мук и страданий ради того, чтобы человечество обрело счастье. Недаром в поэме именно двенадцать героев – по количеству апостолов Иисуса Христа.
  2. Второе объяснение финала произведения имеет противоположную концепцию. Согласно этой трактовке, процессию возглавил не Иисус, а Антихрист, который вознамерился привести людей к окончательной погибели, как духовной, так и физической. Революция стала олицетворение краха мироздания, поскольку она стала причиной братоубийственной войны и полной деградации общества. Число двенадцать стало символом разрушительной силы революции, которая сметала все на своем пути. При этом происходит и разрушение, стирание личности человека, которая сливается в единый клубок всех участников революции, становится слепым орудием в руках безжалостного палача.

Финал

В финале произведения красноармейцы утоляют жажду мести, и продолжают свой путь дальше: «И вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…». И даже Петька, опечаленный было смертью Катьки, отбрасывает прочь сомнения, и устремляется вслед за товарищами.  Красноармейцы бодро маршируют по заснеженным улицам Петрограда, и за ними едва поспевает голодный шелудивый пес – символ старого разрушенного мира. Герои понимают, что им не по пути с пережитками прошлого, и символично отгоняют пса острыми штыками. Неожиданно они замечают таинственную фигуру, по которой открывают огонь. Однако пули не страшны незнакомцу: «Так идут державным шагом — позади — голодный пёс, впереди — с кровавым флагом <…> Исус Христос».

Критика

Публикация поэмы «Двенадцать» вызвала немалый резонанс в литературном обществе России, в результате которого Блок навсегда лишился поддержки многих друзей и коллег.   Он не нашел поддержку ни у представителей старорежимной интеллигенции, ни среди сторонников новой власти: первые были убеждены в том, что Блок оказался предателем, другие решили, что поэт не смог проникнуться истинным духом революции.  Даже в эмиграции, разорвав все связи с большевиками, Александр Блок долгое время оставался непонятым.

Одним из первых, кто выступил с детальной критикой поэмы «Двенадцать», стал выдающийся русский литератор Юрий Анненков:

В 1917—18 годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. «Мировой пожар» казался ему целью, а не этапом. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был «мировой оркестр народной души». Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство. «Ураган, неизменный спутник переворотов». И снова, и всегда — Музыка. «Музыка» с большой буквы. «Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра»,- говорил Блок ещё в 1909 году.

Поэт не отрицал обвинений в свой адрес. Ему было лишь досадно, что даже близкие люди – друзья и коллеги по цеху, так и не смогли понять его литературный замысел. Свои душевные переживания он излил в мемуарах, когда уже находился в эмиграции:

В январе 1918-го года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седьмого или в марте девятьсот четырнадцатого. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией, например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в Двенадцати политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы

Находясь за границей, Александр Блок не переставал следить за тем, что происходит в России, и полученные новости совсем не радовали поэта: гражданская война, красный террор, тяжелое экономическое положение  стране.  Поэт пытался вспомнить и заново ощутить тот душевный порыв, сильное вдохновение, что позволило ему написать поэму, однако музыка уже не играла в его душе. По этой причине Блок, доведенный до отчаяния, перед смертью попросил супругу сжечь все экземпляры поэты «Двенадцать». Так поэт добровольно отрекся от своего детища – полного драматизма гимна революции.

У Блока были причины для расстройства. На одном из митингов, посвященных борьбе с красным террором и политическими репрессиями, его участники  бросили в лицо Блоку унизительное оскорбление: «Изменник!». При этой сцене присутствовали старые друзья поэта: Ольга Судейкина, Артур Лурье, Анна Ахматова. Однако никто не заступился за честь своего товарища и коллеги.  Ахматова и Сологуб даже демонстративно отказались от участия в литературном мероприятия, в котором должен был участвовать и Блок. А Гумилев пошел еще дальше,  сказав, что Блок своей поэмой «вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя». Особенно возмущал поэта тот факт, что он осмелился упомянуть Христа с неверующими, жестокими красноармейцами, которые были далеки от милосердия и любви к ближнему. На эти слова Александр Блок отреагировал весьма спокойно:

Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос.

Критика в адрес произведения Блока продолжала сыпаться со всех сторон. Наиболее лояльным к творчеству поэта оказался его близкий друг, Андрей Белый:

Читаю с трепетом Тебя. «Скифы» (стихи) — огромны и эпохальны, как Куликово поле»… По-моему, Ты слишком неосторожно берёшь иные ноты. Помни — Тебе не «простят» «никогда»… Кое-чему из Твоих фельетонов в «Знамени труда» и не сочувствую: но поражаюсь отвагой и мужеством Твоим… Будь мудр: соединяй с отвагой и осторожность.

Поддержка Блока была, скорее, исключением из правил. Подавляющее большинство писателей и литературных критиков не могли простить ему столь неоднозначное произведение. Так, например, поэтесса Зинаида Гиппиус открыто выразила Блоку свое возмущение, заявив, что никогда не сможет простить ему предательства. С разгромной рецензией выступил и Бунин, который считал поведение Блока недостойным:

Блок перешел к большевикам, стал личным секретарем Луначарского, после чего написал брошюру «Интеллигенция и Революция», стал требовать: «Слушайте, слушайте музыку революции!» и сочинил «Двенадцать», написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял «Двенадцать» как бы в трансе, «все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира».

Не только литераторы, но и политики нелестно отзывались о поэме «Двенадцать». Более того -  в адрес поэта сыпались прямые угрозы. К примеру,  адмирал Колчак, предводитель Белой армии, грозился повесить автора «Двенадцати» после победы над революционерами. При этом не спешили хвалить произведение и большевики. Комиссар по театральным делам не давал читать произведение своей супруге, аргументируя свое решение таким образом: «В них восхваляется то, чего мы, старые социалисты, больше всего боимся».

Реакция власти не ограничилась лишь возмущенной критикой. В 1919 году Александр Блок был арестован по подозрению в заговоре против новой власти. Поэта отпустили лишь благодаря личному вмешательству влиятельного политического деятеля Луначарского. Этот период оказался трагическим в творчестве Блока – в его душе перестала играть музыка, и он уже не мог писать стихи.

Авторский замысел поэмы «Двенадцать» смогли понять и принять лишь совсем немногие. Среди почитателей творчества Блока оказались Есенина, Ремизов, Ольденбург, Мейерхольд. По их мнению, поэма была отвергнута обществом по той причине, что все привыкли к серьезному творчеству поэта. Эту мысль развил рецензент Виктор Шкловский:

Двенадцать» — ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем. Стилем уличного куплета вроде савояровских (творчество известного шансонье того времени)