Анализ пьесы М. Горького «На дне»

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 21.02.2020

Одним из самых значительных произведений Максима Горького считается пьеса «На дне». Он получила признание публики и литературных критиков еще при жизни автора, не утратила пьеса своей актуальности и в наши дни. В приведенном ниже анализе произведения попытаемся разобраться, чем так примечательна данная работа.

 

История создания

Над пьесой «На дне» Максим Горький работал целенаправленно, и написал ее за достаточно короткий промежуток времени (конец 1901 – начало 1902 года). Это не был творческий порыв творца – Горький создал пьесу специально для труппы актеров из Московского художественного театра. Писатель должен был написать пьесу о бедняках, представителей низших социальных групп, в которой бы было задействовано не менее двух десятков актеров. В результате Горький блестяще справился с поставленной задачей.

Уже после первой постановки пьеса «На дне» вызвала весьма неоднозначную реакцию у зрителей. Кому-то она сразу пришлась по душе, а кто-то люто критиковал противоречивое произведение, которому пришлось пережить на своем веку и цензуру, и запреты. Однако пьеса до сих пор регулярно ставится в современных театрах, и каждый человек воспринимает по-своему эту непростую историю.

 

Смысл названия

Название пьесы указывает на то, что главными действующими лицами в ней являются представители социального дна – опустившиеся люди, не имеющие никакой надежды и возможностей влиться в полноценное общество. Они находятся в тяжелом положении, их жизнь тускла и беспросветна. По ходу пьесы становится понятно, что в понятие «дна» автор заложил не только падение в социальном плане, но и  полную потерю нравственности главных героев. Образ жизни, окружение, отложили тяжелую печать на их моральные качества.

 

Жанр, направление, композиция

Жанр произведения – социально-философская драма. Это объясняется тем, что в пьесе автор раскрывает темы и проблемы устройства социума, размышляет над его недостатками, ищет пути решения проблемы.

Направление – критический реализм, хотя некоторые исследователи творчества Максима Горького настаивают на том, что это соцреализм, поскольку писатель намеренно продемонстрировал острое противостояние двух параллельных миров – богатых и бедных, сделав акцент на социальном неравенстве. Вследствие этого пьеса имеет явно идеологический подтекст, поскольку в начале ХХ столетия противостояние между простым народом и знатью в России стало накаляться.

Композиция – линейная, так как все события развиваются в хронологическом порядке, они последовательны, с единой нитью повествования.

 

Суть произведения

Смысл произведения заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь людей,  опустившихся на самое дно. Персонажи пьесы – это люди, жестоко униженные судьбой, полностью разорвавшие связь с обществом, которое отвергло их самым бессердечным образом. Однако в них еще тлеет слабая искра веры в жизнь, в будущее. По воле судьбы оказавшиеся в одной ночлежке, они спорят о справедливости, любви, правде, однако их мысли и переживания остаются лишь пустым звуком для холодного внешнего мира.

Суть пьесы – демонстрация философских взглядов и жизненных ценностей отверженных людей, обреченных влачить жалкое существование без надежды на лучшую жизнь.

 

Главные герои и их характеристики

Главные герои отличаются характерами и своими  личными драмами, однако всех их объединяет одно – беспросветная нищета, которая, словно ржавчина металл, разъедает их души, поглощая их моральные принципы, нравственные качества, веру в себя и надежду на лучшее будущее. Жизнь героев беспросветна, и они просто доживают свой век в компании таких же отверженных, как и они сами.


  1. Клещ – слесарь примерно сорока лет. Главной характеристикой персонажа являются его отношения с женой Анной, умирающей от чахотки. Несмотря на болезнь супруги, Клещ совершенно не заботится о ее самочувствии, и даже регулярно избивает ее. Это свидетельствует о его душевной черствости и жестокости. Героя выбивает из равновесия даже не смерть жены, а необходимость продать инструменты, чтобы похоронить ее. У него нет совершенно никаких шансов выбраться из топкого болота, в котором он оказался.
  2. Бубнов – мужчина средних лет, в прошлом владелец прибыльной меховой мастерской. После развода потерял все свое имущество, поскольку документы были оформлены на супругу. Оказавшись без средств к существованию, вынужден жить в ночлежке и шить на заказ шапки.
  3. Сатин – сорокалетний мужчина, алкоголик, карточный игрок. Зарабатывает на жизнь тем, что ловко жульничает во время игры. Отсидел пять лет тюрьме за непреднамеренное убийство. Он защищал честь сестры, но случайно убил обидчика. Его единственным утешением являются воспоминания о том, как много книг он прочел в прошлом. Будучи образованным и неглупым человеком, он не хочет жить честной жизнью, поскольку не признает честные способы заработка.
  4. Лука – пожилой странник, случайный обитатель ночлежки. Интеллигентный, добрый, удивительно милосердный человек, который взял на себя миссию по утешению отверженных. Он каждому пытается помочь дельным советом, однако тем самым еще больше разжигает споры среди отщепенцев. Из рассказов Луки можно предположить, что он отбывал длительный тюремный срок, но затем совершил побег.
  5. Пепел (Василий) – молодой парень, вор, за плечами которого несколько тюремных сроков. Несмотря на нечестный образ жизни, имеет собственные моральные принципы. Мечтает выбраться из злополучной ночлежки, чтобы начать новую жизнь. Имеет непростые отношения с замужней Василисой, а затем и с Натальей. В итоге заканчивает плохо.
  6. Настя – молодая девушка, которая зарабатывает на жизнь своим телом. Отчаянно нуждается во внимании, и постоянно требует его, жалуясь на собственную жизнь. Находится в любовной связи с Бароном, давая ему деньги на алкоголь и молча снося его грубость и хамство.
  7. Барон – барон молодой привлекательный мужчина, спившийся из-за жизненных проблем. Не устает напоминать жителям ночлежки о своем высоком дворянском происхождении, благодаря которому он в свое время получил отличную должность чиновника. Однако его тяга к легким деньгам поставила крест на удачной карьере. Оказавшись в тюрьме по обвинению в растрате казенных средств, герой тут же лишился всего, чем обладал. К Насте, с которой находится в любовной связи, не испытывает никаких светлых чувств. Девушка нужна ему только для того, чтобы решать его бытовые проблема и регулярно давать деньги на выпивку.
  8. Анна – жена Клеща, тридцатилетняя женщина, страдающая чахоткой. Она тяжело больна уже в самом начале пьесы, и досаждает всем обитателям ночлежки своими стонами и хрипами. До самой последней минуты надеется, что Клещ опомнится, и будет с ней нежен и ласков. В итоге умирает в темном углу, так и не дождавшись проявления любви от мужа.
  9. Актер – мужчина лет сорока, страдающий алкоголизмом. Как и все герои, утешает себя воспоминаниями о былой жизни. Это справедливый и добрый человек, в котором еще остались хорошие качества. Однако Актер чрезмерно жалеет себя, и, как следствие, много пьет. Он пытается справиться со своей слабостью, и решает лечь в лечебницу для алкоголиков. Актер даже начинает копить деньги на лечение, но в итоге отчаяние берет над ним верх, и он кончает жизнь самоубийством.
  10. Костылев – владелец ночлежки, мужчина 54-ех лет, супруг Василисы. Самоутверждается за счет отверженных обитателей, в которых видит лишь способ своего заработка. Однако при этом лицемерен, пытается скрыться за маской доброты и благодушия. Уверен, что постояльцы должны быть безмерно благодарны ему за предоставленную крышу над головой. Подозревает Василису в интрижке с Пеплом, постоянно за ней следит. На деле же относится к жене и ее сестре Наташе не лучше, чем к обитателям ночлежки. Втайне ото всех скупает краденые вещи, которые продает ему Пепел. Погибает в драке от руки молодого вора.
  11. Василиса Карповна – молодая женщина, супруга Костылева. Злобная, завистливая, жадная женщина, которая во всем видит выгоду. Люто ненавидит старого мужа, и подбивает своего любовника Пепла убить его, обещая, что скроет его от тюрьмы. К младшей сестре Наташе испытывает лишь зависть и раздражение, отчего девушке постоянно достается.
  12. Наташа – младшая сестра Василисы, которая безропотно сносит все ее издевательства. Самый чистый и светлый персонаж пьесы. Старается помочь жителям ночлежки, которых искренне жалеет. Получает предложение от Пепла бежать, чтобы начать новую жизнь, но боится сделать решительный шаг. После смерти Костылева пропадает без вести.
  13. Квашня – сорокалетняя торговка пельменями, за плечами которой был неудачный брак. Муж-тиран люто бил ее в течение восьми лет, пока не скончался. По этой причине даже не задумывается больше о браке, но в итоге выходит замуж за полицейского Медведева, которого уже сама бьет из-за сильного пристрастия к алкоголю. Квашня – добрая, хозяйственная женщина, которая оказывает помощь жителям ночлежки.
  14. Медведев – мужчина пятидесяти лет, полицейский, родной дядя Василисы и Наташи. Зная о том, что Наташа терпит страшные унижения и побои от сестры, никогда не встает на ее защиту. Прекрасно уведомлен обо всех противозаконных махинациях Пепла и Костылева, но также предпочитает не вмешиваться. Испытывает нежные чувства к Квашне, и просит ее выйти за него замуж. В итоге он уговаривает женщину связать себя узами брака, но сам начинает пить, за что Квашня его немилосердно бьет.
  15. Алешка – пьющий молодой сапожник, глубоко разочарованный в жизни. Борется с тоской при помощи гармошки. Во время алкогольного опьянения становится буйным, из-за чего часто попадает в полицейский участок.
  16. Татарин – честный мужчин, ключник, который свято чтит букву закона. Не прочь сыграть в карты с Бароном и Сатиным, при этом всегда возмущаясь их жульничеством. В конце пьесы становится жертвой Кривого Зоба, который ломает ему руку.
  17. Кривой Зоб – темная личность, ключник, но, в отличие от Татарина, не такой честный и правильный. Также любит карточные игры, в которых находит утешение. Спокойно относится к жульничеству Барона и Сатина, и даже оправдывает шулеров.

 

Темы

Сюжет пьесы «На дне» только на первый взгляд может показаться простым и ясным. На деле произведение включает в себя множество острых тем, которые дают пищу для размышлений, заставляют переосмыслить жизненные ценности.

  1. Тема надежды является центральной в произведении. Она чувствуется в каждом диалоге, но ни один из героев не смеет открыто выражать ее. Они понимают, что очутились на дне по своей вине, и выбраться з этой западни практически невозможно. Однако в каждом персонаже все же теплится слабый огонек надежды на то, что жизнь изменится в лучшую сторону.
  2. Тема судьбы – одна из немаловажных тем в произведении, определяющая роль злого провидения в судьбах героев. Она является той неумолимой силой, которую невозможно ни изменить, ни направить в иное русло. Именно так считают обитатели ночлежки, которые даже не пытаются изменить свою судьбу. На самом деле у них нет ни сил, ни большого желания сделать это. Они смирились со своей горькой участью, и даже не пробуют сделать шаг навстречу светлому будущему. Возможно, таким образом автор хотел показать, что герои сами заслужили свою судьбу, ведь ни один из них не ничего не предпринимал, чтобы жить лучше.
  3. Тема смысла жизни красной нитью проходит через все произведение. Герои, оказавшиеся на самом дне, уже не видят никакого смысла в своем жалком существовании. Они оказались в топком смердящем болоте, которое все больше засасывало их, не давая никакой надежды на то, что что-то может измениться к лучшему. Герои пьесы утратили интерес  к жизни, которая превратилась для них в вереницу серых унылых будней. Лишь алкоголь способен на некоторое время осветить ее яркими красками. Именно по этой причине большинство героев  находят в нем утешение, и становятся алкоголиками.
  4. Тема правды и лжи является одним из важных философских вопросов, которые так любил ставить в своих произведениях Максим Горький. В уста героев он вкладывает собственные размышления по этому поводу. Он полагает, что только в истине кроется ключ к спасению Богом забытых отщепенцев. Однако вместе с тем предлагает не замечать правду, пусть и горькую, смотреть на мир сквозь призму собственных иллюзий. Так, безусловно, проще, однако привычка ко лжи и лицемерию отравляют сознание человека, не дают ему реально оценивать действительность. Так что же выбрать – путь сладкой лжи или горькой правды? Ответ на этот вопрос каждый человек должен сам выбрать для себя.
  5. Тема любви и искренних чувств позволяет лучше понять характеры героев, их внутреннюю мотивацию. В таком страшном месте, как ночлежка для нищих, любовь вряд ли может надеяться на существование. Здесь царят лишь такие чувства как уныние, равнодушие, злоба, раздражение, чувство острой несправедливости судьбы. Герои оживляются лишь только во время бесконечных перебранок. Утрата интереса к жизни, оскудение лучших человеческих качеств приводит к тому, что жители ночлежки превращаются в животных, ничего не знающих о таких чувствах как любовь, милосердие, дружба.

 

Проблемы

Нравственные проблемы, затронутые Горьким в произведении, были актуальными в начале ХХ века, и при этом не перестают быть злободневными и сто лет спустя.


  1. Наиболее острой проблемой в произведении является перманентное состояние конфликта, в котором пребывают обитатели ночлежки. При этом они конфликтуют не только друг с другом, но и с самой жизнью. Между ними царит чувство непонимания и даже вражда, а вечные склоки, споры и перепалки не дают им успокоиться и попытаться прийти к спокойному сосуществованию под одной крышей. Ведь не секрет, что только благодаря взаимным компромиссам можно облегчить совместную жизнь: наладить общий быт, улучшить отношения, сделать жизнь более комфортной и приятной. Героев объединяет общая проблема, но они не способны решить ее совместными усилиями. Напротив – они делают все возможное, чтобы еще больше усугубить ее. Неадекватное восприятие жизни ведет к конфликту, которое неизменно приводит к разрушению как отдельно взятой личности, так и социума в целом. Обиженные на жизнь, герои выбирают путь бездействия, и просто плывут по течению, не делая попыток для создания иного будущего.
  2. «Истина или сострадание?» - другая, не менее важная проблема, затронутая в пьесе. Автор предлагает читателям выбор – посочувствовать горькой судьбе главных героев или же открыть им глаза на реалии жизни. В пьесе достаточно много персонажей, вызывающих неподдельную жалость. Кто-то страдает от психологического и физического насилия, кто-то умирает в тяжких муках, кто-то оказывается в плену страшных пороков. Казалось бы, жалость – это единственная реакция, которую вызывают эти люди. Но так ли на самом деле? Писатель предлагает каждому ответить на этот непростой вопрос. Отношение же самого Максима Горького выражается в монологе Сатина, в котором он очень четко указывает, на чьей он стороне.
  3. Одной из важных проблем в произведении является тема гуманизма, вернее, его полного отсутствия. Герои проявляют абсолютное равнодушие по отношению друг к другу. Особенно остро это проявляется в эпизоде с умирающей в муках Анной. Никто не обращает внимания на несчастную женщину, не пытается облегчить ее последние часы жизни. Та же история повторяется и с Наташей, вынужденной терпеть унижения и побои от старшей сестры. Создается впечатление, что люди, оказавшись на дне, настолько духовно зачерствели, что уже не способны проявлять нормальные человеческие чувства – теперь, словно в волчьей стае, каждый за себя! Такую жестокость по отношению к себе и близким можно объяснить скотским образом жизни, которую вынуждены вести герои. Бесконечные пьянки, драки и склоки усиливают разочарование в жизни. Утратив  смысл существования, люди морально разлагаются, утрачивают свой человеческий облик.
  4. Проблема безнравственности является вполне закономерной на фоне образа жизни, который ведут главные герои пьесы. Мошеннические картежные игры, продажа собственного тела, воровство, алкоголизм – все это является следствием нищеты и безысходности. Такое поведение является абсолютно типичным для всех тех, кто оказался на дне социума.

 

Смысл пьесы

Своим произведением Максим Горький хотел донести до читателей простую мысль – все люди, независимо от толщины кошелька и социального статуса, одинаковы и имеют равные права на жизнь и счастье. Отличие может заключаться лишь в характере и воспитании, благодаря которым проявляются особенности личности каждого из нас. В любой момент жизнь может обернуться так, что тот, кто еще вчера чувствовал себя любимчиком Фортуны, может оказаться на самом дне. И вот здесь кроется главное коварство – потеряв все ценности, утратив смысл жизни, человек перестает держать себя  в рамках, в нем просыпаются самые отвратительные черты и качества.

Главная мысль пьесы заключается в том, что жизнь – это страшная мясорубка, безжалостно перемалывающая людские судьбы. Она способна сломать даже самого сильного духом, сделав из него жалкое ничтожество, ожесточенное на весь мир и равнодушное к чужой боли. Виновным же в таком падении будет не только сам человек, но и все общество, которое вместо того, чтобы протянуть руку помощи, подло сделает подножку. Но не стоит жалеть тех, кто оказался на дне. В подавляющем большинстве случаев они сами виноваты в том, что оказались в таком положении. Их лень, равнодушие и порочность являются тем замкнутым кругом, из которого они попросту не хотят вырваться. Ведь гораздо проще обвинять во всех бедах судьбу, нежели самого себя.

Максим Горький дает очень четкую авторскую позицию. Он уверен, что жалость лишь еще больше развратит бедняка, усугубит его пороки. Ему нужно оказывать реальную помощь, а именно – предлагать работу, чтобы он мог честно трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Только так можно выйти на новый уровень, изменить жизнь к лучшему. В этом и заключается философский смысл произведения. В противостоянии истинного и ложного гуманизма победа всегда будет за тем, кто не боится открыто  говорить правду, даже в ущерб себе. Независимость дается непростой ценой, а именно – с готовности преодолеть себя, свою лень и страхи.

 


Вывод

Пьеса «На дне» задумана таким образом, чтобы каждый читатель смог сделать свой собственный вывод. Она не предлагает готовых ответов, но помогает понять истину – чтобы чего-то добиться, нужно неустанно трудиться и, прежде всего, над самим собой. Нужно не поддаваться упадническому настроению, отгонять унылые мысли о том, что что-то может не получиться. Только вера в себя и труд способны сделать жизнь лучше во всех смыслах.

На примере главных героев Максим Горький продемонстрировал, к чему может привести инфантильность и равнодушие. Независимо от пола, внешности и рода занятий, все персонажи оказались на дне жизни только потому, что не сопротивлялись негативным переменам, а безоговорочно принимали свою участь как данность. Проблемы даются человеку для того, чтобы он преодолевал их, и при  этом становился более сильным и уверенным в себе. Обитатели ночлежки считают иначе. Они ждут, когда счастье и благополучие свалятся на них, словно манна небесная, а сами же не готовы делать что-то толковое для улучшения качества жизни.

 

Критика

Пьеса Максима Горького «На дне» стала тем знаковым произведением в творчестве писателя, которая еще больше прибавили ему популярности, закрепив славу борца за социальную справедливость.

Горький прекрасно разбирался в данной теме, поскольку ему самому довелось хлебнуть немало невзгод, преодолеть множество испытаний на своем жизненном пути. Будучи выходцем из простой семьи, сиротой, писатель отлично разбирался в насущных проблемах простонародья.

Произведения Максима Горького всегда производили сильное впечатление на публику, никого не оставляя равнодушным. Он стал популярным писателем еще при жизни: среди прогрессивно мыслящей публики было модным читать его произведения, посещать театральные выступления на основе его творений. Максим Горький работал в непростое время, когда в России зарождался и с каждым годом все более усиливался дух противостояния разных социальных слоев, недовольство действующей властью приобретало поистине огромный масштаб. Монархия уже не удовлетворяла потребности народа, и общество было готово к серьезным переменам. Именно поэтому произведения Горького, в которых он поднимал насущные проблемы, так были популярны в начале ХХ столетия. Одной из таких работ и стала пьеса «На дне», которая очень точно и метко показывала обществу те проблемы, который существовали в социуме и никак не решались. Благодаря писательскому таланту Горького все персонажи пьесы поражают воображение колоритностью образов и вместе с тем пугающей реальностью. Возможно, именно поэтому произведение не перестает быть востребованным и интересным для публики вот уже более ста лет.