Анализ произведения «Бедные люди» (Ф. М. Достоевский)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 23.02.2020

В 1849 году на страницах литературного журнала «Петербуржский сборник» появляется роман тогда ещё никому не известного писателя Федора Достоевского под названием «Бедные люди». Писательский дебют оказался на редкость удачным, он всколыхнул петербуржскую литературную общественность, которая заговорила о появлении нового автора. С этой книги начинается становление классика русской и мировой литературы, одного из самых глубокомысленных и сложных отечественных авторов.

 

История создания

Все, кто хоть немного знаком с биографией Федора Михайловича Достоевского, понимают, что писатель не понаслышке знал, что такое нищета. Он был одним из немногих признанных классиков, кто зарабатывал литературой, при этом большую часть жизни автор сильно нуждался. Нужда преследовала его и на протяжении писательской карьеры, и в юности, пока он ещё не встал на литературный путь. Семья врача Михаила Достоевского жила бедно, с ранних лет сын Федор вынужден был наблюдать нелицеприятные картины и жизненные трагедии, которые порождает отсутствие материального достатка.

Его дебютный роман рожден самой окружающей действительностью, тем, что ощущал, чувствовал и переживал молодой автор, вставая на тернистый литературный путь.

Даже образы в этом романе не случайны. Они выписаны из реальной жизни. Достоевский присваивает своим героям черты близких и знакомых ему людей. Одна из главных героинь романа «Бедные люди» носит имя Варвара, также звали сестру писателя. С неё он во многом и списал персонажа книги, дав героине фамилию Доброселова. В дневниковых записяи письмах героини можно увидеть явные переклички с дневниками Варвары Достоевской.

Деревня, где выросла литературная Варвара, напоминает «малую родину» семейства Достоевских – село Даровое.

Состояние бедности и нужды в деньгах сопровождало и процесс создания самого романа. Будущий классик решает посветить себя творчеству и садится за перо в 1844 году. Написание книги, как известно, дело не быстрое и рискованное, а средства на существование нужны каждый день. Федор Михайлович решает подзаработать переводом и берется за «Евгению Гранде» Оноре де Бальзака, это произведение ещё больше вдохновляет его, и он возвращается к рукописи. Работа над переводом несколько замедлила написание собственной книги, и роман был готов лишь к маю 1845 года. Первыми, кто прочел книгу молодого автора, стали Григорович и Некрасов они и открыли литературному миру имя Достоевского.

Книга привлекла удачным сочетанием «русского» и «европейского» в способах повествования, идее и композиции. Достоевский представил новый взгляд на распространённый в европейской литературе жанр «социального реализма». В европейской литературе середина XIX века была временем перехода от романтизма к реализму. Роман Достоевского стал одним из образцов этого «перехода», важной вехой на пути к становлению «литературного воплощения нелицеприятной реальности». Романтические черты в этой книге сочетаются с неприкрытой, жесткой и порой даже до «мерзости противной» правдой жизни.

 

Жанр

Роман необычен по композиции и по жанру. Это не «типичная книга», сюжет которой изложен от первого или третьего лица. Книга написана в форме переписки двух людей, поэтому жанр его литературоведы определяют просто как «роман в письмах». Обо всех событиях в жизни героев и о их судьбах мы узнаем из писем.

Обозначая переход от реализма к романтизму, роман соответствует духу такого направления в мировой литературе как сентиментализм. В книге большое внимание уделяется эмоциям, характерам, делается акцент на чувственности персонажей. Их внутренний мир более соответствует сущности деревенской жизни, нежели грязному городскому существованию в Петербурге. Так в книге имеет место противопоставление города и деревни.

Специфика выбранной формы и жанра предполагает, что писатель говорит с нами голосами созданных им героев. Черты характера и внутренний мир персонажей раскрываются не только через описания и конкретные факты или ситуации, но и через их способ мыслить, отраженный в манере письма и стилистике, к которой прибегают участники переписки.

Выбор манеры и формы существования Федор Михайлович объяснил в своём писательском дневнике. Он отмечал, что на страницах книги важно показать не «рожу сочинителя», а личность героя, и логично сделать это через его же собственные слова.

 

О чем произведение?

Книга состоит из 54 писем, которые пишут друг другу Макар Девушкин и Варвара Доброселова – главные герои книги. Макар – служащий, мелкий чиновник, живущий в крайней нищете и проявляющий заботу о своей дальней родственнице Варваре, которую он искренне любит. Варвара – сирота, Макар спасает девушку и становится её добродетелем, хотя сам не имеет за душой ни гроша. Между героями большая разница в возрасте, поэтому Варвара и Макар, живя в соседних домах, переписываются, стесняясь ходить к друг другу в гости, так как опасаются пересудов о том, что мужчина в годах захаживает к девице.

В письмах герои обсуждают литературу, в романе неоднократно упоминаются произведения выдающихся признанных писателей, которыми обмениваются герои. Макар подсовывает Варваре сочинения своего приятеля и соседа, литератора, творчеством которого искренне восторгается. Знакомый Макара посредственный литератор Ротозяев, к которому тот ходит на литературные вечера, посвященные сочинительству, в конечном итоге и становится распространителем слухов о теплых отношениях между героями. Девушка снабжает Макара хорошими книгами, просвещает его. Это ещё больше сближает героев. Макар находит в Варе «смысл жизни». 

Макар и Варя искренне поддерживают друг друга в их непростой жизни, обремененной материальной бедностью. Варя хочет выйти на работу гувернанткой и съехать, но Макар уговаривает её этого не делать, не хочет отпускать далеко от себя «своего ангелочка». Он занимает денег и берет жалование наперед в конторе, чтобы поддержать Варвару. Девушка, в свою очередь, пытается заработать, занимаясь шитьём на заказ.


Постепенно в переписке раскрывается предыстория героини, выясняется, что она жила у некой женщины по имени Анна, которая предала её. Варвара рассказывает о своей первой любви, студенте, который трагически погиб, и о том, что она однажды чуть было не вышла замуж за дворянина по фамилии Быков. Но в последний момент дворянин отказался брать в жены девушку. Это позор. Девушка опорочила свою честь и честь своих близких. По крайней мере так считает Анна Федоровна.

Женщина, воспитывавшая героиню, вновь появляется в её жизни в кульминационной части романа. Она предлагает дать дворянину Быкову второй шанс. Он состоятелен и способен вытащить её из нищеты. Макар выступает против свадьбы, но взаимен он не может ничего предложить из-за своей фатальной бедности. Над ним даже на работе насмехаются из-за того, что он выглядит неухоженным, так как у него нет денег на новые вещи. Неожиданно на помощь героям приходит начальник Макара, он оказывает герою безвозмездную материальную помощь. Однако, это не помогает.

Макар, ревнующий Варю к Быкову и одновременно жалеющий и себя, и её, начинает крепко выпивать. Девушка вынуждена согласиться выйти замуж, хотя прекрасно понимает, что со стороны жениха это - брак по расчету. Быков преследует корыстные интересы и посредством замужества хочет лишить наследства своего племянника.

Книга заканчивается свадьбой Варвары. Попытки Девушкина отговорить её от этого шага ни к чему не приводят. Свадьба – на первый взгляд самый счастливый финал, какой только может быть в мировой литературе. Но только не в романе Достоевского. Этот шаг становится губительным и для Варвары, и для её «покровителя» Макара, который теряет смысл жизни и последнюю надежду.               

 

Главные герои и их характеристика

В переписке Макара и Варвары чувствуется их духовная близость и «родство душ». Герои действительно во многом похожи. Они оба добры, немного наивны и искренни. Писатель делает своих персонажей слабыми и беззащитными перед жестким миром, в котором возвышаются и добиваются успеха такие, как Быков – властные, расчётливые и самоуверенные. Обделенные важными для «выживания» и достижения успеха качествами, герои Достоевского оказываются на обочине жизни.

Макар Девушкин – мужчина сорока семи лет отроду с весьма узким кругозором, любитель посредственной литературы. Вся его жизнь заключена в «переписывании бумажек». Этот персонаж в какой-то степени вариация на тему гоголевского Акакия Акакиевича. Сам Достоевский обыгрывает эту параллель в своё романе. Среди книг, которые Варя предлагает прочесть Девушкину, оказывается «Шинель», но эта повесть не вызывает у Макара восторга, вероятно, как раз потому, что в герое он увидел самого себя. Герой романа «Бедные люди» производит впечатление человека, в котором отсутствует какая-либо сильная сторона, он как будто напрочь лишен качеств, свойственных настоящему мужчине. Это несчастный, трясущийся «маленький человек», он кроток и безволен, а потому жалок. Но есть в личности Макара Девушкина и другая сторона – нравственная. Это глубоко искренний персонаж, простосердечный и понятный, как амеба, но именно такой человек способен всецело отдаться чувством. И как раз это свойство придает силу и глубину образу Макара Девушкина.

Варвара Доброселова – молодая, трудолюбивая, искренняя и честная девушка с очень трудной судьбой. С ранних лет она осталась сиротой, жила у злой женщины, которая в один прекрасный момент решила продать её «за долги». Анна Федоровна рассудила, что девушка должна отплатить ей за содержание и поступила столь бесчеловечным образом. Девушку обесчестили и бросили. Всё, что ей осталась – влачить жалкое существование, дабы не потерять себя. Она не готова «переступить черту» и отбивается от нападок родственницы, стремящейся удачно её пристроить. Эта героиня верна своим принципам и жизненным идеалам. Девушка хорошо воспитана, много читает, производит впечатление барышни, наделенной судьбой непреодолимыми трудностями внешнего мира, которые она преодолевает, как может. Варвара находит своё спасение в Макаре, но он просто не способен её спасти, ведь героиня внутренне намного сильнее и духовного богаче своего «благодетеля».

Петербург. Полноценным действующим лицом в романе является город, в котором происходят основные события книги – это столица Российской империи – Санкт-Петербург середины XIX века. Достоевский жил в этом городе и стал одним из тех писателей, кто прочувствовал и передал на страницах своего произведения «пульс и внутреннюю жизнь» этой угнетающей бедного человека столицы, которая делает людей несчастными. Автор объемно отразил атмосферу, позволил читателю вкусить «застойный воздух Петербурга». В этом воздухе воедино слились зловонные запахи роскоши и нищеты. Достоевский заостряет внимание на последнем. Он рассказывает о нищем Петербурге, рисует безрадостную картину «дна столичной жизни». Воспоминания героини о деревне позволяют почувствовать губительность питерской действительности на фоне ярких красок «чистой» деревенской жизни.

 

Тема

Маленький человек – «типичный» герой русской литературы XIX века. Эту тему до Достоевского поднимали на страницах своего произведениях Гоголь и Пушкин. В книге «Бедные люди» тема маленького человека вновь звучит во всеуслышание, обретая новые оттенки. Федор Михайлович в своём творчестве всегда уделял особое внимание человеку и его душе. Хорошо известна фраза писателя о том, что «человек есть тайна», которую надо разгадать. И в своём творчестве Достоевский занимался как раз поиском этой разгадки. Первый шаг к ней он делает уже в произведении «Бедные люди». Он не просто обращается к образу маленького человека, он поднимает его «на пьедестал». Сам факт существования на земле ещё не делает маленького человека человеком в широком смысле этого слова, этот образ нуждался в том, чтобы его «очеловечить». Именно этого не хватало русской литературе, Достоевский предпринимает такую попытку «очеловечивания», и она оказывается удачной.


Писатель погружает героев в несправедливый, полный бесчестья, происков, жестокости и произвола мир. Но в этом мире герои Достоевского не ищут выгоды для себя, не стремятся подняться и возвыситься, а, напротив, готовы отдать последнее, лишь бы помочь другому человеку. Они ведут спокойную, незаметную жизнь. «Маленькими» Варю и Макара делает лишь неумение ценить себя, а по внутреннему содержанию и по свойствам души эти люди оказываются очень даже «большими». Опираясь на традиции сентиментализма, приправленные неприкрытой правдой и жестокостью реализма, Достоевский возносит своих героев над этим миром, восхваляет их, не скрывая своей симпатии.

Любовь – светлое чувство, которое выражается, в том числе, в способности человека жертвовать собой ради другого. Наличие темы любви и в романе «Бедные люди» роднит это произведение с романтизмом. Под пером Достоевского любовь представляется высоким, поистине чистым чувством. Это нечто большее, чем любовь между мужчиной и женщиной. Герои книги способны на человеческую, вселенскую, всепоглощающую любовь. Они отрекаются от себя ради объекта любви, Макар посвящает всю свою жизнь, все чаяния и заботы Варе, она для него –больше, чем воспитанница, больше, чем девушка, она для него - практически вся жизнь. Варя, в свою очередь, совершает на первый взгляд неблаговидный поступок, выходя за Быкова, но его можно трактовать и иначе. Таким образом она «дает вольную» Макару, это своего рода избавление героя от тягот, которые он возложил на себя, заботясь о Варе, она больше не хочет обременять его. С её стороны это проявление искренней любви, которой нет между ней и Быковым – её женихом.

Противопоставление города и деревни – один из значимых лейтмотивов романа, который раскрывается через воспоминания Вари о детстве и описания в посланиях героев скупости, скудности и серости Петербурга. Город и деревня, как обобщенный образ чистой, ещё не замаранной российской глубинки – это два разных мира, где душа человека чувствует себя по-разному. В Петербурге она чахнет, заболевает, а в деревне, напротив, пробуждается и исцеляется. Большой город ломает людей изнутри и коверкает их судьбы, а деревенская атмосфера способствует доброжелательности и спокойному отношению к миру. Именно так и живет Варя, и потому ей тяжко в Петербурге.

Тема искусства представлена в беседах о литературе, она раскрывается через отношение героев к художественному слову и через способы его понимания. Достоевский предлагает нам два полюса литературной жизни: на одном «живут» гении – Пушкин и Гоголь, а на другом - бесталанные писаки, графоманы вроде Ротозяева.

Тема родительской любви раскрывается в романе лишь фрагментарно, но для понимания полноты мира, нарисованного Достоевским, она не менее важна. Варвара рано лишилась родителей, но она с трепетом вспоминает о том, как они относились к ней. Эти воспоминания - отдушина для неё и источник тепла. Есть в романе и ещё один эпизод, показывающий нерушимую связь между родителями и детьми. Писатель описывает образ юноши, который хоронит отца. Это очень трогательная, щемящая душу сцена романа.

Тема милосердия к «маленькому» человеку не могла быть проигнорирована писателем. Он изображает жестокосердный Петербург, где встречают по одежке и вряд ли кому-то есть дело до проблем другого человека. Но всё же в рядах служащих находится человек, способный на то, чтобы понять бедственное положение другого. Им оказывается начальник Макара. Акт милосердия заключается в его безвозмездном пожертвовании ста рублей. В те времена эта была очень внушительная сумма.

 

Проблемы

Как и подобает реалистическому роману, «Бедные люди» затрагивает целую вереницу социальных проблем эпохи, через них автор раскрывает вечные философские вопросы, которые делают это произведение глубоким и актуальным во все времена.


  1. Проблема нищеты, её сущности, причин и последствий – одна из ключевых в романе. «Бедность - не порок» - это известная всем поговорка звучит прямым текстом на страницах произведения. Героиня книги Варя живет по этому принципу. Но почему для общественности бедность таки оказывается пороком? – задается вопросом писатель. Окружающая действительность довлеет над главными героями, и в их лице Федор Михайлович воздает дань всем обездоленным Петербурга. Он показывает, что даже работая и отдаваясь труду всецело, невозможно обеспечить себе мало-мальски достойное существование. Макар – исправно служит, но при этом живет на коммунальной кухне за перегородкой. А девушке состояться в этом полном несправедливости города без помощи и поддержки сильных и влиятельных людей и вовсе не возможно. А каковы эти самые сильные и влиятельные? Они смотрят на бедняков свысока. Герой удостаивается лишь насмешек и неуважения, для окружающих он - ничто, пустое место, а героиня становится инструментом в руках других людей. Она бедна материально, но честна и бескорыстна, а, значит, её очень легко и удобно использовать в своих целях. И, к сожалению, эта ситуация характерна не только для времени, описанного Достоевским. Бедный человек становится рабом системы, из-за отсутствия денег проблемы и жизненные трудности разрастаются, как снежный ком, а стена, сквозь которую пытается достучаться неимущий человек, чтоб хоть как то поправить своё положение, становится всё более и более непробиваемой. Автор искренне негодует, обличая такой порядок вещей, и взывает к «человечности» по отношению ко всем людям.
  2. Проблема несправедливости и произвола напрямую связана с проблемой положения бедных людей. Бедному человеку нельзя рассчитывать на справедливость в этом мире. Тот, кто богат и влиятелен, как Быков, способен повернуть всё в своих интересах, и до других ему дела нет. Он бесчестно поступил с Варварой и вновь появился в её жизни с целью воспользоваться жизненной ситуацией девушки. А Варвара ничем не может ему ответить. Она слишком слаба в социальном смысле. К бедным людям относятся несправедливо, потому что они ничего не значат. Достоевский в своём произведении «переворачивает» этот очевидный тезис и стремится показать «обратную сторону» проблемы. Человек становится бедным именно потому, что к нему относятся несправедливо.
  3. Равнодушие окружающих - смежная с двумя предыдущими проблема. Кому есть дело до судьбы Варвары? Только Макару. Но Макар и сам находится в бедственном положении и помощи ему ждать неоткуда. Вокруг столько обездоленных, что чужая беда уже не вызывает сочувствия. А теми, кто действительно мог бы поддержать героиню, не достойную того, чтобы влачить жалкое существование, движет алчность и корысть. Анна Федоровна воспитала девушку, но ей абсолютно безразлично, как сложится её судьба. Стоит ли ждать сочувствия от посторонних людей, когда даже близкие способны на такие поступки?
  4. Пьянство – острая социальная проблема, стоявшая перед обществом в разные эпохи. А в чем её причина, почему человек пьет и ищет успокоения на дне бутылки? Пьяницы часто говорят «не мы такие, жизнь такая», за что общество и окружающие люди обвиняют их в безволии и неспособности решать проблемы. Федор Михайлович, однако, не делает Макара виновником своего пьянства, он стремиться показать, что это пагубное пристрастие - следствие безысходности. Да, этот человек слаб по характеру, но все люди разные. А жизнь и окружение не дают ему не единого шанса, таких мягкотелых людей легко втоптать в грязь. Осознание потерянной и никчемной жизни и невозможность что-либо исправить приводит человека к спиртному как утешению. Может быть, если бы мир вокруг стал чуть лучше, пьянство бы удалось победить? Вот над чем размышляет автор в своём произведении.
  5. Проблема одиночества неисчерпаема, и поднимается в мировой литературе регулярно. Она просматривается и в этом романе Достоевского. Почти все персонажи романа одиноки. Варвара и Девушкин есть друг у друга, ощущение одиночества в огромном городе, порожденное равнодушным отношением и несправедливостью окружающего мира, сближает их. В то же время причиной равнодушия, озлобленности и несправедливости людей по отношению к другим тоже может быть одиночество. Эта мысль показана на примере Быкова. Он одинок и состоятелен, а потому его окружили «охотники за наследством» из-за чего он и решает обзавестись семьей.
  6. Отсутствие социальных благ, недоступность медицины для бедных людей и ужасные условия проживания – это бытовая сторона социальной проблематики, которой Достоевский также уделяет внимание. Трагически складывается судьба студента, ставшего первой любовью Вари, он заболевает чахоткой и умирает, потому что не получает необходимой медицинской помощи. Макар в своих письмах Варе рассказывает о квартире, в которой он живет, описывается полная антисанитария, в жилище бедных царят неприятные запахи.

 

Смысл произведения

Автор обличает негативные стороны действительности, показывает пороки общества, но делает это не посредством политических памфлетов и громких призывов, а через яркие образы. Устами самих героев, оказавшихся на грани бедствия, загнанных в жалкие условия несправедливостью окружающего мира, автор показывает всю глубину социальных и политических проблем. Автор искренне сочувствует тем, кто вынужден ютится по углам и взывает к справедливости. Корень несчастья героев  - в окружающей действительности, считает автор.

Но не только социально-критической стороной сильно произведение «Бедные люди», но и философской и морально-нравственной. В простом и понятном названии, ёмко отражающем суть, ключевым является слово люди.  Главная задача Достоевского – показать нам человека во всей его сложности. Этот роман о том, что в любой жизненной ситуации можно сохранить человечность, оставаться искренним и бескорыстным.

Маленький человек, никчёмный и обездоленный с социальной точки зрения, способен быть богатым изнутри, и это его богатство нужно уметь разглядеть и оценить – вот главная мысль, которую пытается донести автор.

 


Концовка

Финал романа неоднозначен. Благодаря доброму поступку своего начальника, Макар, казалось бы, обретает надежду на спасение и построение светлого будущего для себя и Вари. Но свадьба героини разрушает её жизнь. Ему больше незачем ходить на работу и «писать бумаги». Всё, чем он жил, рушится в один миг. Для Макара исход оказывается очевидно трагичным.

А для Вари? С одной стороны – брак с опорочившим её когда-то Быковым не пойдет ей на пользу. С моральной точки зрения она явно ему не пара. Но, с другой стороны, Быков не случайно выбирает в жены именно Варю. Для человека его статуса жениться - не проблема. Невест полно. Он приходит к девушке не только для того, чтоб воспользоваться ею, предложением руки и сердца он пытается искупить вину, это своего рода «прозрение», вселяющее в читателя надежду. В таком контексте финал можно считать позитивным. Главная героиня, глубоко симпатичная и автору и читателю всё-таки вырвалась из оков бедности.

 

Чему учит?

Главный дидактический посыл романа в призыве к нравственности и человечности. Людей нужно ценить не за их социальный статус и материальное состояние, а прежде всего за человеческие качества. Добродетель часто живет на социальном дне, и важно разглядеть её, не потерять, не растоптать. Невзрачный главный герой романа способен на подвиг самопожертвования. Автор показывает нам, что высшие ценности в жизни порой оказывается дороже личной выгоды и шкурных интересов. Жизненные трудности, превратности судьбы и бедность не всегда могут сломить моральные устои и убить добродетель в человечке.

 

Критика

«Новый Гоголь явился», - так отреагировал на дебютную книгу Достоевского выдающийся литературный критик Виссарион Белинский. Эту оценку можно трактовать двояко. С одной стороны, сравнение с Гоголем – явный комплимент, а, с другой, – намек на вторичность. Стоит ли быть «новым Гоголем», когда есть «старый», который является уже признанным классиком.

И, тем не менее, Белинский восторженно отозвался о романе, отметив феноменальный талант автора. Восторг Белинского от первого романа Достоевского разделил и Н. А. Некрасов, чей собственный литературный дебют оказался не очень удачным.

Вторую сторону «сравнения с Гоголем», а именно – вторичность, отметил критик Петр Плетнев. Из всего романа он положительно отозвался лишь о дневнике Вари. Негативно отозвался о книге и Фаддей Булгарин, он критиковал роман за «натурализм», а Степан Швырев из журнала «Москвитянин» отметил «чрезмерную увлеченность филантропическими» идеями.

Сравнение с Гоголем порождает вопрос, а что же думал сам Николай Васильевич о романе молодого автора. Прочитав «Бедных людей», Гоголь  в целом положительно отнесся к книге, он отметил, что автор обладает талантом, но он ещё молод и у него «много говорливости».

История показала, что «говорливости» у автора не поубавилось, большинство его произведений достаточно объемны, но из «нового Гоголя» он стал «первым Достоевским», став в ряд признанных классиков мировой литературы.